Файл: Особенности диагностики межличностных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспринимая объекта как человека, хорошо к нам относящегося, мы будем завышать их общую оценку. Несогласие с нашей точкой зрения, подозрение на недоброжелательность и противоборство вызывает негативное восприятие других сторон данной личности. Мы переоцениваем тех, кто положительно к нам относится. На этот фактор могут накладывать впечатления и два предыдущих фактора. Чем выше объект был оценен по этим схемам, тем больше он создает впечатление человека, разделяющего наше мнение, многие моменты будут упускаться.

Первое впечатление необходимо для быстрой ориентации. На его базе начинает развитие более глубокий процесс познания. От внешней оценки происходит переход к внутреннему облику. Но этот переход требует совершенно другого подхода. Познание другого человека невозможно без познания себя. Познание себя – одна из основных функций межличностного восприятия. Рассмотрим основные моменты процесса восприятия.

1.2.Механизмы межличностного познания

Процесс восприятия объединяет в себе универсальные психологические механизмы. Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностного восприятия относят:

- идентификация и эмпатия – происходит познание и понимание друг друга;

 - рефлексия - процесс познания самого себя;

 - аттракция – механизм формирования эмоционального отношения к другому человеку [14, с. 4].

Эти механизмы обеспечивают процесс восприятия и позволяют перейти от оценки внешнего облика к внутреннему, сформировать отношение и выработать поведение на основании прогноза.

Идентификация

Слово «идентификация» происходит от латинского слова «отождествлять». Это один из способов познания объекта путем уподобления ему. Происходит попытка поставить себя на его место. Методики многих психологов основаны на этом механизме, так как он является достаточно универсальным. Идентификация включает в себя два элемента: уподобление другого себе и уподобления себя другому. Независимо от последовательности своего осуществления, идентификация позволяет добиваться относительного понимания другого, несмотря на недостаточность информации и опору лишь на первое впечатление. Действие идентификации понятно даже тем, кто не владеет данной терминологией. Например, индейцы описывают этот механизм пословицей: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах». Также существует притча о старом сапожнике, к которому приходили за советом поссорившиеся жители деревни. Он всегда просил их прогуляться вместе, но поменявшись обувью. Когда бывшие противники возвращались с такой прогулки, их проблемы решались. Надевая чужую обувь, человек начинал понимать, что наполняет мысли и чувства другого человека. А это, в свою очередь, помогало изменить своё отношение к нему.


Идентификация близко связана с другим способом понимания человека - эмпатией.

Эмпатия

Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «сопереживание», а также перекликается с немецким словом «вчувствование»» (einfühling), примененного в 1885 г Липпсом (Lipps T.), в связи с психологической теорией воздействия искусства. Вильгельм Дильтей (1894) рассматривал эмпатию, как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности, т.к. это способность перенести себя в «целостное душевное состояние другого» В 1905 г. в своём трактате «Остроумие и его отношение к бессознательному» его применяет З. Фрейд: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Эмпатия – это стремление понять эмоциональное состояние другого человека, восприятие его внутреннего мира, сопереживание, проникновение, понимание чувств другого [14, с. 5].

К.Роджерс дает свое определение эмпатии: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации».

Эмпатия в межличностном восприятии имеет разные грани своего проявления. Субъект может знать об эмоциональном состоянии человека, понимать его, но также войти в процесс погружения и сопереживания. Эмоциональное вовлечение выделяет разные уровни эмпатии. Наше отношение к внутреннему состоянию другого человека имеет развитие.

Самой простой эмоциональный отклик – это симпатия. Симпатия – это внутреннее расположение к другому, положительное эмоциональное отношение. Она побуждает к процессу познания, но делает человека своего рода зависимым, т.к. это форма согласия. Суть эмпатии не заключается в том, чтобы согласиться, но глубоко понять человека, причем не, только умом, но и сердцем, при этом, не обязательно принимая его позицию.

Другой гранью является сочувствие-побуждение оказать помощь, эмоциональный отклик на состояние другого. Понимая это состояние, мы начинаем испытывать эти же эмоции, и таким образом, сопереживать. Сопереживание больше связано с нашим отношением и чувствами к объекту, нежели с желанием его понять. Но эмпатия совершенно иной процесс, т.к. это своего рода решение проникнуть в систему представлений другого человека, увидеть мир его глазами. Чем богаче жизненный опыт, чем шире допущение разных точек зрения, более зрелое отношение к различным ситуациям, тем выше эмпатическая способность.


Но в процессе межличностных отношений каждая сторона является активным субъектом. Необходимо принимать в расчет, что межличностное восприятие осложняется процессом рефлексии (лат. - «обращение назад»).

Рефлексия

Представление субъекта в том, что думают о нём объект, — важный момент социального познания. Рефлексия – это «своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга» (Андреева). Рефлексия помогает поставить себя на место собеседника и понять, насколько он понимает тебя. Это понимание позволяет корректировать поведение. Естественно, исследование этого процесса ведется достаточно долгое время. Дж. Холмс обратил внимание на механизм рефлексии в 19 веке и описал его на примере общения Джона и Генри. Он выделяет минимум шесть позиций восприятия:

1.То, каким человека сотворил Господь Бог

2.То, каким он видит сам себя

3.То, каким его видит собеседник

Плюс три эти позиции со стороны собеседника.

Впоследствии эта ситуация была усложнена до 8 позиций (Г. Ньюк и Ч.Кули). Андреева представляет модель как коммуникацию между двумя субъектами А и Б, где у каждого есть представление о самих себе и о другом. Выстраиваются схемы, иллюстрирующие, насколько успешным будет общение. Построение всех этих моделей показывает важность и сложность процесса рефлексии – эффективного источника познания и самопознания [16, с. 36].

В процессе восприятия друг друга, формируется определенное эмоциональное отношение субъекта к объекту.

Аттракция

Слово аттракция происходит от латинского слова, обозначающего тяготение, притяжение, привлечение. Этот термин введен для обозначения состояния возникновения привлекательности, описывающий формирование привязанности, особой установки по отношению к другому человеку, ставшей результатом специфического эмоционального отношения. Сформировать аттракцию - значит расположить к себе. Объект редко вызывает нейтральное отношение к себе. Субъект в большей или меньшей степени либо расположен к нему, либо отвергает его. Положительный настрой образует различные уровни аттракции: симпатию, дружеские чувства, любовь. Особую роль в формировании аттракции играет рассмотренная ранее эмпатия, т.к. она значительно снижает уровень негативного эмоционального напряжения.

При расширенной трактовке, процесс аттракции складывается как эмоциональная оценка представления о сложившихся межличностных отношениях. Рассматривается как положительная, так и отрицательная установка.


Таким образом, в заключение отметим, что под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида). Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии. Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Влияние межличностных отношений на учебную деятельность в младшем школьном возрасте


Проблемы взаимоотношений учащихся в последнее время особенно привлекают внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и со сверстниками.

Проблемой межличностных отношений младших школьников занимались многие психологи. Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы. В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные и экспрессивные, эмоциональные отношения. Групповая сплоченность как характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе представлена в работах Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера.

При поступлении ребенка в школу наиболее важными факторами становятся овладение учебной деятельностью, а также выработка обязательных умений и навыков. Однако, как указывает Р. Берне в своей работе «Развитие “Я-концепции” и воспитание», в младшем школьном возрасте происходит еще и процесс усвоения социального опыта – формирования межличностных отношений или, по-другому, «скрытая программа социализации». Благодаря этому процессу у младшего школьника формируется представление о себе и о том, что другие думают о нем, происходит развитие социальной и эмоциональной сфер.

Как неоднократно отмечал Я.Л. Коломинский, первоначально все внимание ученика занимает учебная деятельность и то, что к ней непосредственно не относится, мало его интересует. Например, при опросе первоклассников выясняется, что они не всегда могут ответить на вопрос о том, с кем сидят на уроках. Однако М. Раттер в своей работе «Помощь трудным детям» указывает, что младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения, и со временем происходит установление интенсивных дружеских контактов. Круг общения первоклассника начинает расти и выходить за пределы семейных отношений. Со временем в классе начинают образовываться малые неформальные группы с особыми правиламиповедения в них.

Н.Н. Обозов определяет, что механизмом развития любых межличностных отношений, в том числе и младших школьников, является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Он выделяет несколько уровней эмпатии. Первый уровень – когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи.