Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО Центральная Авто Школа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

1.1. Анализ конкурентов на рынке

1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия

2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Выводы по первой главе.

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

2.1. Краткая характеристика и общий анализ конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

2.2. Оценка конкурентоспособности

Выводы по второй главе.

Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

3.1. Пути повышения конкурентоспособности

3.2. Оценка конкурентоспособности при проведении рекламной компании

Выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованной литературы

Организационная структура управления ООО «Центральная Авто Школа» представлена на рисунке 3.

Генеральный директор

(Главный бухгалтер)

Секретарь - референт

Преподаватель

Преподаватель

Водители - инструкторы

Рисунок 3. Организационная структура ООО «Центральная Авто Школа»

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления. Во главе предприятия стоит генеральный директор (являющийся и главным бухгалтером), которому непосредственно подчиняются секретарь – референт, преподаватель по правилам дорожного движения, преподаватель основ медицинской помощи и водители - инструкторы. Генеральный директор, являющийся и главным бухгалтером ездит в банк для снятия наличных денежных средств, ведет бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отвечает за правильность ведения бухгалтерского учета в ООО «Центральная Авто Школа».

ООО «Центральная Авто Школа» является открытой системой так как представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. 

Целью деятельности ООО «Центральная Авто Школа» является:

  1. Качественная подготовка кандидатов в водители категории «В»;
  2. Получение постоянной прибыли;
  3. Устойчивое сохранение своих позиций на рынке труда.
  4. Полное удовлетворение пользователей услуг;

Задачи ООО «Центральная Авто Школа»:

  1. Оптимизация затрат на обучение;
  2. Приобретение практических навыков учащимися;
  3. Обеспечение кандидатам в водители услуг в соответствии с договорами.
  4. Обеспечение персонала заработной платой и хорошими условиями труда;
  5. Получение дохода от деятельности организации.

Технологии ООО «Центральная Авто Школа» это еще один показатель внутренней переменной. Как и на любом предприятии, ООО «Центральная Авто Школа» внедряет в процесс образования все более новые методики обучения. На начальной стадии обучения кандидаты в водители не допускаются до практических занятий на учебном автомобиле, пока не пройдут обучение на автотренажере. Он позволит кандидатам в водители оценить дорожную обстановку виртуально, не подвергая опасности ни себя, ни водителя-инструктора.


Пройдя такое обучение кандидаты чувствуют себя уверенней за рулем в режиме реального дорожного движения. Также организация приобрела программу «Электронный офис автошколы», которая позволяет вести в электронном виде офисную документацию на учащегося и учебную группу, распечатывать готовые бланки, договоры, приказы и протоколы.

Программа позволяет предоставить данные на учебную группу в ГИБДД в электронном виде. Предусмотрена автоматическая выгрузка данных для ГИБДД в экзаменационную программу «Теоретический экзамен в ГИБДД. Сетевая версия. Применения программы позволяет вести электронный архив учащихся, упростить и значительно интенсифицировать работу секретаря автошколы.

В целом, можно сделать вывод, что ООО «Центральная Авто Школа» обладает основными составляющими организационной культуры. Но так как Автошкола, как и другие организации и предприятия взаимодействует с окружающими ее субъектами, необходимо анализировать внешнюю среду.

К функциональным областям внешней среды организации относятся:

1. Социальная среда определяет характер потенциального рынка. Социальная среда оказывает на ООО «Центральная Авто Школа» влияние, в плане формирования потребительских предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина спроса на образовательный услуги, а следовательно, и возможность ООО «Центральная Авто Школа» реализовать свои услуги. Чем ниже уровень жизни населения, тем меньше возможность у населения покупать автомобили и соответственно, ниже спрос на обучение вождению, Данная образовательная услуга, не относится к первой необходимости и интерес к ней растет параллельно росту благосостояния населения.

Также на деятельность ООО «Центральная Авто Школа» влияет демографическая обстановка. Известно, что среди желающих обучиться вождению много молодёжи. Следовательно, если население «молодеет», то спрос услуги ООО «Центральная Авто Школа» будет расти, если «стареет» - падать.

2. Правовая среда. Любая организация работает в юридических рамках, нормы права регулируют ее поведение и способствуют разрешению конфликтов между организацией и обществом в целом.

Деятельность ООО «Центральная Авто Школа» контролируется соответствующими государственными органами (налоговыми, технического и пожарного надзора). Оказание услуг основывается на основе законе «Об образовании», Приказе Минобразования от 18.06.2010 года №636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категории» и др.


3. Государственная среда. ООО «Центральная Авто Школа» не занимается производственной деятельностью, а является образовательным учреждением и поэтому не зависит от каких-либо изменений в технологии производства и технологии средств связи. Но, очевидно, что Автошкола, имеющая дело с компьютерными и интернет-технологиями, должна быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и само предлагать нововведения.

4. Экономическая среда - производство продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста. Например, если при инфляции будут расти цены на бензин, то увеличиться стоимость обучения в автошколе. А так как большинство клиентов ООО «Центральная Авто Школа» имеют фиксированный заработок, следовательно, в условиях инфляции на полученные деньги они смогут купить по возросшим ценам меньшее количество товара, и тем самым спрос на услуги автошколы снизится.

При явлении, обратном инфляции, - дефляции - цена снижается, и покупательная способность денежной единицы растёт. Такой фактор окажет положительное влияние на достижение поставленных целей ООО «Центральная Авто Школа»: многие люди, которые раньше хотели, но не могли воспользоваться услугами автошколы по причине ограниченности в доходах, в такой ситуации реализуют своё желание и тем самым повысят спрос на услуги ООО «Центральная Авто Школа». С увеличением занятости населения повышается вероятность роста спроса на услуги ООО «Центральная Авто Школа».

5. Конкурентная среда. Выбор конкурентной стратегии зависит от внутренних свойств образовательного учреждения. Прежде всего, от его размеров. В зависимости от количества обучающихся, количества предоставляемых услуг ООО «Центральная Авто Школа» могут быть крупными, средними и мелкими. ООО «Центральная Авто Школа» относится к среднему образовательному учреждению (650 выпускников в год) и наиболее перспективная конкурентная стратегия на данного учреждения - стратегия для обитателей ниш (стратегия специалиста), так называемая патиентная стратегия. ООО «Центральная Авто Школа» обслуживает небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным учреждениям. ООО «Центральная Авто Школа» выбрала специализацию на индивидуальном обслуживании населения; специализацию на определенном соотношении качества и цены; специализацию на спецобслуживание; специализация на качественном обучении. Главными конкурентами ООО «Центральная Авто Школа» являются другие автошколы, которые тоже находятся в г. Кострома.


Миссия ООО «Центральная Авто Школа» - удовлетворение потребностей общества и всестороннее развитие личности путём предоставления дополнительного образования по обучению вождению транспортных средств категории «В» на уровне, который гарантирует высокую степень вероятности получения международных водительских прав с правом работы по найму при профессиональном и ответственном отношении к работе сотрудников организации.

Итак, рынок по предоставлению услуг обучения вождению категории «В» переполнен, у ООО «Центральная Авто Школа» сильная конкурентная позиция с сильным внутренним потенциалом. Высокий уровень конкуренции не позволяет продолжить стратегию концентрации в базовую отрасль. Поэтому наиболее оптимальным представляется внедрение стратегии горизонтальной диверсификации при одновременном росте за счёт отвоевания доли рынка у слабых конкурентов.

2.2. Оценка конкурентоспособности

Для оценки уровня конкурентоспособности (конкурентных преимуществ и недостатков) ООО «Центральная Авто Школа» было проведено анкетирование клиентов экономического субъекта на предмет степени их удовлетворенности его работой (анкета представлена в Приложении 1).

В опросе приняло участие 10 физических лиц, проходивших обучение на категорию «В» в ООО «Центральная Авто Школа».

Цель опроса:

1.Выявление степени удовлетворенности клиентов работой экономического субъекта.

2.Определение конкурентной позиции ООО «Центральная Авто Школа» на рынке.

3.Определение имиджа организации на рынке.

Процедура анкетирования:

Для определения степени удовлетворенности работой ООО «Центральная Авто Школа» использовалась 7-ми балльная шкала.

Градация оценки определена следующим образом:

1.Степень важности параметра опроса для клиента:

  • 1-2-не важно;
  • 3-5 – имеет некоторое значение;
  • 6-7 – важно.

2.Степень соответствия работы ООО «Центральная Авто Школа» предъявляемым требованиям / степень соответствия работы конкурентов предъявляемым требованиям:

  • 1 - 2 – не соответствует;
  • 3-5 – соответствует в некоторой степени или время от времени;
  • 6-7 – полностью соответствует.

Обработка результатов:

Итоговая оценка по каждому из параметров опроса определялась как среднее от значений параметров, определенных каждым из клиентов (сумма всех оценок/количество оценок).


Промежуточные значения параметров, при установлении категории округлялись (5,6 или 4,7 определялись как 6 и 5 соответственно).

Представители оптовых компаний опрашивались на предмет степени их удовлетворенности следующим группам показателей:

1.Имидж экономического субъекта.

2.Обеспечение качества оказываемых услуг.

3.Программа сбыта и продвижения оказываемых услуг.

4.Сервис.

Каждая группа содержала ряд показателей, а именно: имидж организации, обеспечение качества услуг, программы сбыта и продвижения оказываемых услуг, сервиса, по которым клиенты организации оценивали работу анализируемой организации и работу ее конкурентов. Всего респондентам было необходимо оценить работу ООО «Центральная Авто Школа» и его конкурентов по 20 показателям. Конкурентами в данном опросе выступило две организации, занимающиеся обучением водителей на категорию «В». Это ООО «Автошкола «Автопрофи» и ООО «Истоки». Эти фирмы представляют наибольшую угрозу для ООО «Центральная Авто Школа» в качестве конкурентов, так как они оказывают такие же услуги по обучению вождению, предлагают примерно равные условия обучения, стоимость оказываемых услуг одинаковая. Сводные результаты оценки конкурентоспособности по группам показателей представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты оценки конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

Критерии

Важность критерия

ООО «Центральная Авто Школа»

ООО «Автошкола «Автопрофи»

ООО «Истоки»

1

2

3

4

5

I. Имидж организации

Образ организации для клиентов

7

6,2

6,4

6,3

Наличие зарегистрированного раскрученного товарного знака

7

5,1

6,6

6,9

Наличие рекламы

7

6,4

5,1

6,4

Отношение к клиентам, внимательность

5

6,6

6,1

6,2

Потенциал автошколы

6

6,3

6,6

6,1

II. Обеспечение качества оказываемых услуг

Качество обучения водителей категории «В»

7

5,4

6,4

6,1

Стабильность качества оказываемых услуг

7

5,9

6,8

6,4

Низкий уровень плохого обучения

7

5,4

6,5

6,1

Контроль качества за процессом обучения

7

5,1

6,2

6

Повышение квали-фикации сотрудни-ков автошколы

6

4,1

5,1

5,1

III. Программа сбыта и продвижения услуг

Глубина и ширина программы сбыта оказываемых услуг

7

6,1

6,2

6,7

Активное участие в конкурсах

6

6,3

6,2

6,6

Географический охват рынка оказываемых услуг

5

6,4

6,1

6,6

Возможности расширения рынков оказываемых услуг

6

6,8

6,7

6,8

Возможности для продвижения услуг по обучению на другие рынки

7

6,4

5,8

6,9

IV. Цены и сервис

Возможность индивидуального обучения

5

5,5

6

5,9

Уровень цен на оказываемые услуги

7

6,9

6,1

6,2

Возможность получать услуги по обучению в удобное для клиента время

5

6,8

6,3

6,1

Возможность отсрочки платежа за обучение

7

6,8

5,8

6,1

Сроки обучения

7

5,3

6,4

6,6