Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО Центральная Авто Школа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

1.1. Анализ конкурентов на рынке

1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия

2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Выводы по первой главе.

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

2.1. Краткая характеристика и общий анализ конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

2.2. Оценка конкурентоспособности

Выводы по второй главе.

Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

3.1. Пути повышения конкурентоспособности

3.2. Оценка конкурентоспособности при проведении рекламной компании

Выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованной литературы

На рисунке 4 представлен многоугольник конкурентоспособности по группе «Имидж организации».

Рисунок 4. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Имидж организации»

В целом имидж ООО «Центральная Авто Школа» респонденты оценили на практически одинаковом уровне с конкурентами. Однако, ООО «Центральная Авто Школа» уступает своим конкурентам, по мнению респондентов в плане раскрученного товарного знака. Такие критерии, как образ организации, наличие зарегистрированного товарного знака клиенты оценивают в семь баллов и считают очень важными. Здесь необходимо сказать, что ООО «Истоки» ведет достаточно сильную рекламную компанию по продвижению услуг по обучению водителей категории «В», а ООО «Автошкола «Автопрофи» осуществляя свою деятельность с 2008 года уже зарекомендовало себя на рынке обучения водителей. В тоже время отношение к клиентам (обучаемым) ООО «Центральная Авто Школа» респонденты оценили на уровне несколько выше, чем у конкурентов (а именно внимание, вежливость, понимание проблемы).

На рис. 5. представлен многоугольник конкурентоспособности по группе «Обеспечение качества оказываемых услуг».

Рисунок 5. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Обеспечение качества оказываемых услуг»

Почти по всем показателям группы «Обеспечение качества оказываемых услуг» ООО «Центральная Авто Школа» уступает своим конкурентам. Основным конкурентом при этом можно считать ООО «Автошкола «Автопрофи».

Далее рассмотрим многоугольник конкурентоспособности по группе «Программа сбыта и продвижения услуг» (рис. 6). В целом, данная группа показателей является важной для клиентов. Относительно ООО «Центральная Авто Школа» респонденты дают более высокие оценки, чем у конкурента ООО «Автошкола «Автопрофи», но менее высокие, чем у ООО «Истоки». В то же время, довольно высоко респонденты оценивают возможности всех организаций для расширения рынков оказываемых услуг, а это означает, что более слабая автошкола всегда сможет стать более конкурентоспособной за счет организации грамотного продвижения оказываемых услуг.

Рисунок 6. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Программа сбыта и продвижения услуг»

Далее рассмотрим многоугольник конкурентоспособности по группе «Цены и Сервис» (рис.7).


Рисунок 7. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Цены и Сервис»

По данной группе показателей ООО «Центральная Авто Школа» имеет явное преимущество перед своими конкурентами по таким факторам как: уровень цен на оказываемые услуги и возможность получать услуги по обучению в удобное для клиента время, возможность отсрочки платежа за обучение. В то же время уступает своим конкурентам в плане сроков исполнения обучения. Средние баллы по оценки конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа» и его конкурентов по всем группам показателей представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты оценки конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа» по группам показателей

Группа

Важность критерия

ООО «Центральная Авто Школа»

ООО «Автошкола «Автопрофи»

ООО «Истоки»

Имидж организации

6

6,12

6,16

6,38

Обеспечение качества оказываемых услуг

7

5,18

6,2

5,94

Программа сбыта и продвижения услуг

5

6,4

6,2

6,72

Цены и сервис

6

6,26

6,12

6,18

Итоговый показатель конкурентоспособности

5,99

6,17

6,31

Из таблицы 16 видно, что наиболее важным критерием для респондентов является обеспечение качества продаваемых автомобилей, позволяющий продавать новые виды подержанных автомобилей, пользующихся спросом. Итоговая оценка конкурентоспособности показывает, что в настоящее время ООО «Центральная Авто Школа» является менее конкурентоспособным. Наиболее сильными конкурентными позициями по итогам опроса обладает ООО «Истоки».

Построим общий многоугольник конкурентоспособности на основании проведенного исследования на рис. 8.

Рисунок 8. Многоугольник конкурентоспособности

На рисунке 8 показан многоугольник конкурентоспособности, из которого видно, что респонденты считают определенные критерии конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа» ниже, чем у основных конкурентов: это обеспечение качества оказываемых услуг. В то же время есть показатели, которые компенсируют недостаток качества услуг и позволяют привлекать в число своих клиентов большое количество физических лиц города Костромы и Костромской области. К ним относятся такие критерии как: низкие цены, возможность отсрочки платежа.


Анализ деятельности ООО «Центральная Авто Школа» показал, что для экономического субъекта характерно снижение уровня его конкурентоспособности на рынке. Данные изменения требуют разработки мероприятий по устранению возникших проблем. Для этого важным является проведение SWOT – анализа деятельности ООО «Центральная Авто Школа».

При анализе рынка в целом и положения на нем организации, ее ресурсов и конкурентных возможностей исследуются пять параметров:

  • эффективность действующей стратегии;
  • сильные и слабые стороны, возможности и угрозы;
  • конкурентоспособность по ценам и затратам;
  • устойчивость конкурентной позиции по сравнению с основными соперниками;
  • стратегические проблемы.

Проведем SWOT-анализ ООО «Центральная Авто Школа».

Сравнивая организацию с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны внутренней среды автошколы:

  • стабильное положение на рынке;
  • разумная ценовая политика;
  • разнообразие предоставляемых услуг;
  • высокое качество предоставляемых услуг;
  • хорошее впечатление у клиентов о компании;
  • большие объемы оказываемых услуг;
  • длительное пребывание на рынке.

Слабые стороны внутренней среды экономического субъекта:

  • несоответствие декламируемой ценовой политики реальной ситуации;
  • недостаточные управленческие навыки у руководства организации;
  • отсутствие маркетинговой стратегии, в т.ч. стратегии продвижения и рекламной стратегии;

Возможности, имеющиеся во внешней среде для развития автошколы:

  • рост уровня жизни населения, повышение платежеспособности потребителей;
  • увеличение доли рынка;
  • расширение ассортимента оказываемых услуг;

Угрозы во внешней среде для развития ООО «Центральная Авто Школа»:

  • наличие большого количества конкурентов;
  • постоянные изменения законодательства в РФ;
  • активное действие конкурентов на продвижение.

Проведем оценку выявленных факторов и определим их важность. Оценку проведем методом экспертного опроса работников ООО «Центральная Авто Школа».

Общее число экспертов – 8 человек. Общее число экспертов – 8 человек: генеральный директор Ковшиков А.В., секретарь - референт – Соколова М.В., преподаватель - Орлов И.С., преподаватель Смирнова Т.Н., водители-инструкторы: Чемоданов С.А., Кирсанов А.Н., Сидоров А.Ю., Петров С.А.

Расчет проведем по следующей формуле:

=, (1)


где: n- число экспертов;

xi - оценка фактора экспертом.

Оценку весомости факторов проведем на основе метода баллов по следующей формуле:

, (2)

где: — весомость i-го параметра объекта;

i — номер параметра объекта;

j — номер экcперта;

m — количество экспертов в группе;

Бij — балл, присвоенный i-му параметру j-м экспертом;

Бcj — сумма баллов, присвоенных j-м экспертом всем пара­метрам объекта.

Результаты экспертного опроса представлены в таблице 6.

Таблица 6

Ранжирование слабых и сильных сторон, возможностей и угроз организации по уровню важности

Фактор

Эксперты

Среднее значение

Ранг

Весо-мость

1

2

3

4

5

6

7

8

Сильные стороны

Стабильное положение на рынке

5

5

5

5

5

4

4

5

4,75

4

0,1422

Разумная ценовая политика

4

5

5

4

5

5

5

4

4,62

5

0,1387

Разнообразие предоставляемых услуг

5

4

5

4

5

5

4

5

4,62

6

0,1385

Высокое качество услуг

5

5

5

5

5

5

5

5

5,00

1

0,1499

Хорошее впечатление у покупателей о компании

5

5

5

5

4

4

5

5

4,75

3

0,1423

Большие объемы оказываемых услуг

5

4

5

4

5

4

5

5

4,62

7

0,1384

Длительное пребывание на рынке

5

5

5

5

5

5

5

5

5,00

2

0,1500

Слабые стороны

Несоответствие декламируемой ценовой политики реальной ситуации

5

4

4

5

4

5

5

5

4,62

3

0,3212

Недостаточные управленческие навыки у руководства организации

5

4

5

4

5

5

5

5

4,75

2

0,3301

Отсутствие маркетинговой стратегии, в т.ч. стратегии продвижения и рекламной стратегии

5

5

5

5

5

5

5

5

5,00

1

0,3487

Возможности

Рост уровня жизни населения, повыше-ние Платежеспособ-ности потребителей

5

3

5

5

5

5

5

5

4,75

1

0,3553

Увеличение доли рынка

5

3

5

2

3

5

5

5

4,12

3

0,3050

Расширение ассортимента оказываемых услуг

5

5

5

5

5

5

3

3

4,50

2

0,3397

Угрозы

Наличие большого количества конкурентов

5

5

5

5

5

5

4

3

4,62

1

0,3518

Постоянные изменения законодательства в РФ

5

3

5

5

5

5

5

3

4,50

2

0,3379

Активное действие конкурентов на продвижение

5

3

5

2

3

5

5

5

4,12

3

0,3103


Проранжируем и определим весомость факторов характеризующих сильные стороны предприятия:

1.Ранжирование факторов, характеризующих сильные стороны организации:

1)(5+5+5+5+5+4+4 +5)/8= 4,75

2)(4+5+5+4+5+5+5+4)/8=4,62

3)(5+4+5+4+5+5+4+5)/8=4,62

4) (5+5+5+5+5+5+5+5)/8 = 5,0

5) (5+5+5+5+4+4+5+5)/8 = 4,75

6)(5+4+5+4+5+4+5+5)/8=4,62

7)(5+5+5+5+5+5+5+5)/8=5,0

2. Оценим сильные стороны организации:

1)(5/34+5/33+5/35+5/32+5/34+4/32+4/33+5/34)/8= 1,13801/8 =0,1422

2)(4/34+5/33+5/35+4/32+5/34+5/32+5/33+4/34)/8=1,10949/8 = 0,1387

3)(5/34+4/33+5/35+4/32+5/34+5/32+4/33+5/34)/8= 1,10771/8 = 0,1385

4) (5/34+5/33+5/35+5/32+5/34+5/32+5/33+5/34)/8 = 1,19956/8 = 0,1499

5) (5/34+5/33+5/35+5/32+4/34+4/32+5/33+5/34)/8 = 1,13890/8 = 0,1423

6)(5/34+4/33+5/35+4/32+5/34+4/32+5/33+5/34)/8= 1,10676/8 = 0,1384

7)(5/34+5/33+5/35+5/32+5/34+5/32+5/33+5/34)/8= 1,19956/8 = 0,1500

3.Ранжирование факторов, характеризующих слабые стороны организации:

1)(5+4+4+5+4+5+5+5)/8=3,50

2)(5+4+5+4+5+5+5+5)/8=4,50

3)(5+5+5+5+5+5+5+5)/8=5,0

4. Оценим слабые стороны организации:

1)(5/15+4/13+4/14+5/14+4/14+5/15+5/15+5/15)/8=2,5696/8= 0,3212

2)(5/15+4/13+5/14+4/14+5/14+5/15+5/15+5/15)/8=2,6410/8= 0,3301

3)(5/15+5/13+5/14+5/14+5/14+5/15+5/15+5/15)/8=2,7894/8 = 0,3487

5.Ранжирование факторов, характеризующих возможности организации:

1)(5+3+5+5+5+5+5+5)/8=4,75

2)(5+3+5+2+3+5+5+5)/8=4,12

3)(5+5+5+5+5+5+3+3)/8=4,5

6. Оценим возможности организации:

1)(5/15+3/11+5/15+5/12+5/13+5/15+5/13+5/13)/8= 2,844/8=0,3553

2)(5/15+3/11+5/15+2/12+3/13+5/15+5/13+5/13)/8= 2,44/8=0,3050

3)(5/15+5/11+5/15+5/12+5/13+5/15+3/13+3/13)/8= 2,718/8=0,3397

7.Ранжирование факторов, характеризующих угрозы организации:

1)(5+5+5+5+5+5+4+3)/8 =4,62

2)(5+3+5+5+5+5+5+3)/8= 4,5

3)(5+3+5+2+3+5+5+5)/8=4,12

8. Оценим угрозы организации:

1)(5/15+5/11+5/15+5/12+5/13+5/15+4/14+3/11)/8= 2,8141/8=0,3518

2)(5/15+3/11+5/15+5/12+5/13+5/15+5/14+3/11)/8= 2,7037/8=0,3379

3)(5/15+3/11+5/15+2/12+3/13+5/15+5/14+5/11)/8=2,4817/8=0,3103

Усиливающаяся конкуренция между экономическими субъектами сферы услуг в области обучения вождению повышает значимость маркетинга в организации. Проведенный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны экономического субъекта, возможности и угрозы. Наибольшей угрозой для ООО «Центральная Авто Школа» является возможность появления новых конкурентов. Построим матрицы возможностей и угроз ООО «Центральная Авто Школа». Матрица возможностей для ООО «Центральная Авто Школа» представлена в табл. 7.

Таблица 7

Матрица возможности для ООО «Центральная Авто Школа»

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Расширение ассортимента оказываемых услуг

Средняя вероятность

Рост уровня жизни населения, повышение платежеспособности потребителей

Низкая вероятность

Увеличение доли рынка