Файл: Учетные регистры, их классификация и способы записи в них.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма бухгалтерского учета - это группа учетных регистров (Учетные регистры – это счетные таблицы четкой формы, построенные в соответствии с экономической сортировкой данных об имуществе и ключей его создания. Регистры бухгалтерского учета учтены для систематизации и скопления сведений, содержащихся в принятых к учету первичных учетных документах, для отображения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности[3]) для отображения хозяйственных мероприятий в конкретной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского учета неизменно формируются от простейших бухгалтерских книг при мемориально-ордерной до сегодняшних рационально выстроенных регистров автоматизированных систем.

Мемориально-ордерная форма учета.Мемориально-ордерная форма учета употребляется на фирмах в нескольких вариантах в зависимости от особенностей сферы индустрии и типа компании. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры.

Синтетический учет проводится в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.

На каждую хозяйственную операцию (или группу операций, соединенных в сводном документе) оформляется мемориальный ордер. Ключевое содержание мемориального ордера - это бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов), дата ее формирования и сумма. Мемориальный ордер может быть составлен в виде отдельного документа, а от случая к случаю место для мемориального ордера или заранее учитывается в типографски изготовленных бланках документов (кассовые ордера, платежные требования-поручения и т. п.), или на документах выполняется соответствующий знак штампом. Крупная часть сделок в течение месяца группируется во вспомогательных накопительных ведомостях. Потом по этим ведомостям раз в месяц оформляются мемориальные ордера, например по сводным ведомостям начисления и распределения заработной платы, по сводному учету издержек на производство и др. Составленные мемориальные ордера заносятся в хронологическом порядке в регистрационный журнал, им присваиваются последовательные номера. После отображения в регистрационном журнале информации о хозяйственных операциях сведения мемориальных ордеров записываются в Главную книгу (левая область – хоз. операции по дебету; правая область – по кредиту) или сменяющую ее многографную ведомость. Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги вносятся в оборотную ведомость. При мемориальной-ордерной форме бух. учета бухгалтерский баланс компании составляется на основе оборотной ведомости по синтетическим счетам.


Недостатки мемориально-ордерной форме учета:

При ее ведении необходимо составлять большое количество мемориальных ордеров; не один раз записывать одни и те же данные в различные учетные регистры; отдельное ведение синтетических и аналитических учетных регистров (отставание аналитического учета от синтетического).

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Фирма собственноручно приспособит журнально-ордерную форму к определенным хозяйственным обстановкам и учетной политике. Данная форма учета рекомендуется для органа учета финансово-хозяйственной деятельности компаний всех сфер народного хозяйства и видов деятельности (не считая банков и бюджетных организаций). В связи от величины отражаемой в учете данных (что обуславливается величинами фирмы и размерами его хозяйственной деятельности, а еще целей внутреннего управления и периодичности представления текущей бух.отчетности) журналы-ордера могут открываться на месяц или квартал.

В основе журнально-ордерной формы бух.учета лежат принципы скопления и систематизации предоставленных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие гарантировать синтетический и аналитический учет средств, источников и хоз.операций по всем разделам бух.учета. Данное исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются сразу как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Аналитический и синтетический учет исполняется, в единой системе записей, употребляя для этого два вида бухгалтерских регистра: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В виде исключения по неким видам счетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов, могут быть заведены карточки аналитического учета и на базе их данных в конце месяца составляться оборотные ведомости. Кроме этого, ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета расходов на производство по калькулируемым объектам, а еще сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых товаров.

В основу построения журналов-ордеров[4] и вспомогательных ведомостей возложен кредитовый признак регистрации хозяйственных мероприятий: информация основных документов вносится только по кредиту соответствующих счетов с синхронным отображением оборотов по дебету корреспондирующих счетов. (В порядке исключения кассовые операции, операции по расчетному и валютному счетам в банке укрепляются в журнале-ордере по кредиту, а в ведомости - по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это нужно для контроля, а еще для того, чтобы не делить кассовые и банковские документы записями в различных журналах-ордерах.


Итоговые сведения журналов-ордеров в конце месяца вносятся в Главную книгу. По данным Главной книги оформляется сальдовый бухгалтерский баланс. В тех случаях, когда фрагменты по бухгалтерскому учету нужно представить в сальдовом балансе по нескольким статьям, запись совершается на базе учетных регистров.

Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, обоюдной проверки точности выполненных записей по отдельным счетам и для организации сальдового бухгалтерского баланса. В ней записываются сальдо на начало месяца (года), обороты по дебету и кредиту счетов и сальдо на конец месяца (года) по каждому синтетическому счету (в согласовании с действующим Планом счетов бухгалтерского учета). В Главной книге данные о текущих оборотах имущества (средств) вносятся исключительно по синтетическим счетам. Обороты по кредиту любого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Проверка правильности записей, сделанных в Главной книге, осуществляется путем подсчета сумм оборотов и сальдо по всем счетам бухгалтерского учета.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а еще суммы дебетовых и кредитовых сальдо должны быть пропорционально схожи.

Учет кассовых операций:

Для учета кассовых операций, отражаемых на счете 50 "Касса", предусмотрены журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 к нему. Эти бухгалтерские регистры отражают приход денег в кассу фирмы и их употребление по целевому назначению согласно вложенным первичным бумагам. При этом в журнале-ордере записываются обороты по кредиту счета "Касса" в разрезе корреспондирующих дебетуемых счетов, а в ведомости - по дебету этого счета в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Записи в журнале-ордере и ведомости производятся результатами за день на основе отчетов кассиров, подтвержденных приложенными к ним первичными документами. При незначимом числе кассовых документов допускаются записи операций в учетные регистры один раз за 3-5 дней или даже реже по одному или нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе "Дата" указываются первое и последнее числа, за которые производятся записи (к примеру, 1 - 3,1 - 5 и т. д.).

Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирующих счетов уточняются путем подсчета сумм однородных операций, переданных в кассовом отчете и вложенных к нему документах по бухгалтерской разметке, первоначально вписываемой в отчете кассира либо на первичных документах.


Остаток средств по кассе приводится в ведомости лишь на начало и конец месяца. При этом остаток на конец месяца обусловливается путем сложения остатка на начало месяца и результата оборота за месяц по ведомости (т. е. по дебету счета) и вычитания сумм оборота за месяц по журналу-ордеру № 1 (т. е. по кредиту счета). Остаток на конец месяца по счету считается остатком на начало следующего месяца.

Учет операций по расчетному счету в банке:

Для учета операций, отражаемых на счете 51 "Расчетный счет", предусмотрены журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 к нему. При этом в журнале-ордере вносятся кредитовые обороты по счету, а в ведомости - дебетовые. Записи в журнале-ордере и ведомости производятся на основе выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним документов.

В журнале-ордере и ведомости записи производятся по корреспондирующим счетам результатами по одной или нескольким выпискам банка. Когда записи производятся результатами по нескольким выпискам, в графе "Дата" должны быть указаны первое и последние числа данных выписок.

Сортировка сумм для отражения в журнале-ордере[5] и ведомости необходимых результатов осуществляется путем подсчета соответственных данных в выписках или приложенных к ним документах согласно приведенным в них бухгалтерским разметкам. Корреспонденция счетов указывается как в банковских, так и в первичных документах.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только на начало и конец месяца. Остаток средств на конец месяца определяется аналогично остатку средств по ведомости № 1. В течение месяца для оперативных целей применяются сведения об остатках средств, показанных в выписках банка.

Таблично-перфокарточная форма бухгалтерского учета. Предоставленная форма бух. учета разработана согласно использованию вычислительной техники – перфокаторов и табуляторов. Она употреблялась на первом рубеже перехода процесса обработки данных на автоматизированный (компьютерный) учет.

В последнее время все огромную распространенность обретает автоматизированная форма бухгалтерского учета. Подобной форме характерна последовательность обработки данных: машинный носитель данных – ЭВМ.

Учреждения активно снабжаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ – компьютерами, которые дают возможность скапливать сведения непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях данных (диске, дискете, барабане, перфоленте, магнитной ленте и др.).


ПК просты и удобны в эксплуатации, что дает возможность обеспечить ими рабочие места бухгалтеров и на их основе формировать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Использование машинно-ориентированных форм учета гарантирует:

1) высокую точность учетных данных; эффективность данных учета;

2) механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;

3) увязку всех вариантов учета и планирования, так как они используют одни и те же носители данных;

4) повышение производительности учетных рабочих, избавление их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и рассмотрением хозяйственной деятельности.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Использование вычислительной техники в учетном процессе дает возможность обеспечить высокую точность и эффективность данных учета, увеличить производительность рабочих, избавить их от исполнения простых однообразных функций и дать большую возможность заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности, согласовать все виды учета и планирования, т.к. они используют одни и те же носители информации.

Компании могут независимо выбирать более соответствующую специфике их деятельности форму бухгалтерского учета.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему построения учетного процесса, которая содержит в себе первичный учет и документооборот, инвентаризацию, план счетов бухгалтерского учета, форму бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, размер и содержание отчетности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при исполнении хозяйственных мероприятий несут главы организаций. Последние могут в связи от размера учетной работы:

а) организовать бухгалтерскую службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) установить в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру специалисту;

г) вести бухгалтерский учет самостоятельно.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается на должность[6] и освобождается от должности управляющим организации; подчиняется конкретно руководителю; несет ответственность за ведение учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; обеспечивает соответствие произведенных хозяйственных операций законодательству РФ; осуществляет наблюдение за движением имущества и исполнением обязательств; подписывает денежные и расчетные документы. Финансовые и кредитные обязательства без его подписи являются недействительными; его требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию нужных информации обязательны для всех работников учреждения.