Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
– доведение информации усилении ответственности соблюдение конкурентного до участников , ее открытость, том числе, повышение публичности применении санкций.
6. работа конкурентных по выработке относительно международных анализа, методов нарушений конкурентных , правовых норм практики их . Под влиянием глобализации и национальных рынков мировую хозяйственную усиливаются процессы сделок между , создаются трансграничные -системы, ведущие операции, затрагивающие потребителей разных и конкурентоспособность на мировых [43].
Экономическая турбулентность необходимость широкого разных стран области развития конкурентной среды, и совершенствования и механизмов сотрудничества и решений, затрагивающих страны. Чрезвычайно являются вопросы стандартов и конкурентного регулирования целью использования глобализации для , обеспечения защиты интересов стран минимизации неоправданных бизнес-сообщества выполнение не требований разных [44].
В рамках авторами научного обобщены теоретические и имеющаяся правоприменения и антимонопольных дел США и Европейского союза, ряд принципиальных , на которых современная архитектура регулирования[45].
1. Отход доминирования модели « – Поведение - Результат» структурного подхода оценки допустимости вмешательства в субъектов рынка.
2. от абсолютизации стремлений компаний наращиванию рыночного и обладанию властью.
3. Институциализация «позитивные (проконкурентные) », способствующей росту отдельных потребителей общества в , а также роль институтов в применении норм.
4. Предотвращение проконкурентного поведения рынка в антимонопольного контроля.
5. к гибкой антимонопольного регулирования, субъектам рынка возможности в , реализации и бизнес-стратегии.
6. транзакционных, экономических социальных издержек конкурентной среды антимонопольных ведомств, органов, участников и общества целом.
7. Обеспечение для развития , основанной на ценности для , как важного государственной политики инноваций и инновационно-активных [46].
1.4 Реализация антимонопольной в странах и Единого пространства
Распад поставил перед союзными республиками и беспрецедентную масштабам задачу переустройства политических экономических отношений обширном евроазиатском . Содружество Независимых возникло как исторических трансформаций. выступило структурообрзаующим создания принципиально межгосударственных отношений. и организационные таких отношений учредительными документами , а также организации, принятом 1993 году. В СНГ был в 1995 г. закон «О экономической конкуренции», на основе принципов и , в частности, в документе ООН по и развитию ()[47].
На современном конкурентная политика важную роль экономическом развитии СНГ. Начиная начала 90-х экономические реформы странах СНГ в тесной с формированием развитием новых в области политики. Такой обеспечил создание достаточно короткий времени систему регулирования в -участниках СНГ. истекший период во всех ранее принятые ( в 1991-1992 гг.) свое существование были приняты совершенные и этапу экономического законы о .
С момента антимонопольных органов странах СНГ в области политики является элементом интеграционных на пространстве , обеспечивающим достижение по проведению реформ на принципов эффективной [48].
В ноябре – 2010 года принят документов, направленных формирование Единого пространства (ЕЭП). ЕЭП по на ноябрь 2014 . являются Российская , Республика Казахстан, Беларусь и стадии вступления Армения.
24 октября 2013 в ходе Высшего Евразийского совета главами Беларусь, Республики и Российской подписан Модельный «О конкуренции» гармонизации законодательств области конкуренции стран - членов [49].
Принятие Модельного завершает первый гармонизации национальных , а также единой конкурентной и антимонопольного в рамках .
Целью данного является определение подходов, на должны ориентироваться - члены Таможенного и ЕЭП принятии и основных положений законов о конкуренции. Данный будет способствовать единого правового , регулирующего экономические между хозяйствующими в ЕЭП, ясных, прозрачных предсказуемых условий добросовестного ведения , обеспечению конкуренции трансграничных рынках[50].
роль в работе играл опыт сотрудничества. закон разработан учетом лучших практик в антимонопольного регулирования правоприменения, а рекомендаций международных , таких как экономического сотрудничества развития (ОЭСР), ООН по и развитию (), Международная конкурентная (МКС)[51].
Модельным предусматриваются запреты осуществление таких антиконкурентных практик, злоупотребление доминирующим , антиконкурентные соглашения ( том числе соглашения), согласованные , недобросовестная конкуренция, государственными органами и совершение , ограничивающих конкуренцию, рынка вследствие по слияниям поглощениям[52].
Модельным закрепляется и новелл. Среди необходимо выделить о возможности антимонопольных требований соглашения (действия), с использованием собственности, если действия направлены ограничение конкуренции обороте товаров. нормы обусловлены только лучшими практиками в регулировании зарубежных (США, Япония, союз) и ОЭСР, но нормативно-правовой ВТО (Соглашением )[53].
Другой новеллой предусмотренная в законе возможность антимонопольным органом хозяйствующим субъектам, доминирующим положением, разработке и правил торговой , способствующих прозрачности деятельности таких рынка и доступу к ими товарам (). Предложенная мера превентивный характер направлена на нарушения антимонопольного . Реализация предлагаемой будет способствовать количества нарушений законодательства, особенно части повторяемости нарушений[54].
Сближение регулирования в - членах ЕЭП области конкуренции основе Модельного будет способствовать задач свободы деятельности и функционирования товарных и ключевой наших стран - Единого экономического [55].
Глава 2 Содержание направления антимонопольной Российской Федерации
2.1 политика как часть концепции развития России
функционирования общества за счет отдельных отраслей эффективности государственной . Виды инструментов политики, направленной корректирование экономического и структуры , разнообразны, мы уделим наибольшее государственной антимонопольной () политике, призванной такие условия рынка, при не возникает ущемления интересов или нарушения потребителей[56].
Поддержка гарантируется Конституцией Федерации, является из основ строя а постоянным приоритетом политики. Развитие в экономике - многоаспектная задача, которой в степени зависит эффективности проведения политики по спектру направлений: макроэкономической политики, благоприятного инвестиционного , включая развитие и налоговой , снижение административных инфраструктурных барьеров, защиты прав и национальной [57].
Антимонопольная политика – мер, направленных обеспечение условий развития конкуренции рынке, обеспечение экономического пространства, за процессами , контроль и в области монополистических действий недобросовестной конкуренции стороны субъектов , недопущение антиконкурентных органов власти[58].
политика – системная правительства, направленная создание конкурентных для экономической , использующая, как , так и механизмы противодействия деловой практики, государственному вмешательству развитие рынка.
конкуренции – деятельность, антимонопольным органом целях защиты , в основном основе взаимодействия другими государственными и за повышения информированности о пользе , а также и распространение , способствующих созданию условий для участников рынка формированию общественного в пользу рыночных сил[59].
развития конкуренции товарных рынках на двух компонентах: общей политике и регулировании. Именно два компонента эффективность реализуемой стране конкурентной . В свою , антимонопольное регулирование более точечное , воздействуя на компаний, ограничивая негативное влияние конкурентную среду[60].
обязано выполнять экономические, организационные, , информационные функции обеспечения рыночных предпринимательской деятельности, частного сектора. задача государственной политики по к отдельным (отраслям) состоит сохранении баланса и монопольно- сил в рабочей конкуренции[61].
связи с основными экономическими антимонопольной политики действия, направленные оптимизацию рыночной , нейтрализацию монополистической и различных ее проявления, невыгодных для экономических результатов решения двух : повышения качества и обеспечения российской экономики[62].
этих целей [63]:
- организацию наблюдения основными экономическими и структурными на товарных финансовых рынках;
- единства экономического страны посредством регионального сепаратизма создания административных ;
- проведение мероприятий поддержке предпринимательства;
- «прозрачности» концентрации и рыночной ;
- снижение барьеров на рынки экономических структур обеспечение эффективного за поведением хозяйствующих субъектов;
- работы по и пресечению конкуренции на рынках;
- упорядочение государственных преференций;
- основных требований норм антимонопольного , разработку мероприятий, на адвокатирование .
В качестве принципов реализации политики можно следующие положения[64]:
- формированию рыночных на основе конкуренции и , контроль за концентрации.
- Предупреждение, и пресечение деятельности и конкуренции.
- Недопущение конкуренции органами , предоставление ими и муниципальной , приносящей конкурентные отдельным субъектам .
- Принцип разумного при применении антимонопольного законодательства, на эффективное товарных рынков конкуренции.
- Законности, и публичности действиях антимонопольных [65].
2.2 Основные направления политики и эволюция в реформирования экономики
антимонопольная политика решить следующие [66]:
- Задача процессуальной .
- Обеспечение сотрудничества органа с .
- Формирование поддержки политики и власти.
В совершенствования институтов конкуренции и развития ФАС разработана стратегия конкуренции и регулирования в Федерации на 2013-2024 гг. Стратегия рекомендации Комитета конкуренции ОЭСР, также предложения -ассоциаций и четыре приоритета[67]:
- благоприятной институциональной организационной среды эффективной защиты развития конкуренции.
- административных барьеров, развитию и функционированию рынков.
- недискриминационного доступа к услугам монополий, формирование механизмов тарифообразования.
- условий для конкуренции при государственного и заказа и на торгах имущества.
Предметом мероприятий Дорожной «Развитие конкуренции совершенствование антимонопольной » являются направления конкуренции, которые, одной стороны, охвачены иными « картами», а другой стороны, специальное, системное существенное значение развития конкуренции[68]:
- функций по конкуренции в деятельности органов власти;
- внедрение практик развития в субъектах Федерации;
- снижение государственного сектора экономике;
- развитие в инфраструктурных , включая сферы монополий;
- развитие при осуществлении ;
- упрощение деятельности в рамках регулирования;
- повышение защиты прав .
В связи комплексностью задачи динамичный этапный к проведению по развитию и формированию мероприятий, который в виде развития, уточнения конкретизации данной карты[69].
Развитие включает в не только мероприятия, но отраслевое направление , по которому необходим динамичный подход и обновление как отраслей, требующих конкуренции, так ключевых отраслевых . В «дорожной » определены первоочередные по развитию на отдельных рынках, реализация позволит достичь в качестве граждан России краткосрочный период. меры охватывают лекарственных препаратов, услуг, авиаперевозок, связи, услуг образования, нефтепродуктов[70].
результативность отдельных или рынков от поведения и покупателей проведении ценовой , товарной и стратегии, политики и рекламы, в новое , вертикальной и интеграции, тактики юридических вопросов, действия конкурентных , прибыльности отрасли[71].