Файл: «Формирование конкурентных преимуществ образовательных учреждений».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности
1.1 Понятие конкурентоспособности
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятий
1.3 Особенности конкурентоспособности образовательных учреждений
2. Формирование конкурентоспособности лингвистической школы «Benedict Scool»
2.1 Характеристика образовательной организации «Bebedict Scool»
2.2 Формирование конкурентных преимуществ в лингвистической школе «Bebedict Scool»
3. Проблемы конкурентоспособности образовательных учреждений
Учет и оценка влияния внешних и внутренних факторов лежит в основе разработки общей стратегии развития образовательной организации и выбора отличительных конкурентных преимуществ для позиционирования в конкурентной среде. Как правило, учебные заведения выбирают стратегии, следуя которым, образовательные учреждения могут добиться конкурентных преимуществ:
- предоставление образовательных услуг высокого качества, но по низкой стоимости – доступность образовательных услуг;
- широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки - дифференциация;
- ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах – клиентоориентированность.
Решая данную задачу, составим схему конкурентной среды лингвистической школы (рис. 1).
важно реалистично и адекватно происходящему осуществлять оценку конкурентоспособности образовательных учреждений и анализировать качество предоставляемых образовательных услуг.
Конкурентная среда лингвистической школы
Макросреда:
- экономические
- политические
- культурные
- инновационно-технологические
- другие
Микросреда:
- лингвистические школы-конкуренты
- альтернативное образование
- отраслевая специфика школы
Лингвистическая школа «Bebedict Scool»
Цель:
Качественное предоставление образовательных услуг
Результат – высокая конкурентоспособность
- на рынке образовательных услуг
- на рынке труда
- востребованность выпускников
Внутренняя среда
Ключевые факторы конкурентоспособности:
- потенциал (кадровый и обучающихся)
- имидж, репутация (включая рейтинги)
- доступность и комфортность среды обучения
- наука и инновационная деятельность
- корпоративная культура и ценовая политика
- материально-техническая оснащенность
Рисунок 1 – Конкурентная среда лингвистической школы «Bebedict Scool»
Однако, принимая во внимание специфику образовательной отрасли, следует отметить, что ускорение изменений в окружающей образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, интернационализация и глобализация образования, внедрение инноваций, развитие информационных технологий, делающих возможным стремительное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому росту значения стратегического планирования и управления в сфере образования.
Итак, среди внутренних факторов конкурентоспособности лингвистической школы «Bebedict Scool» выделены следующие:
- кадровый потенциал педагогического состава;
- имидж, репутация и многолетний опыт преподавания языков;
- доступность и комфортность среды обучения;
- инновационная деятельность в процессе образования, применение новых технологий;
- сложившаяся корпоративная культура бренда «Bebedict Scool» и сдержанная ценовая политика;
- материально-техническая оснащенность помещений для образовательного процесса.
3. Проблемы конкурентоспособности образовательных учреждений
С момента начала перехода России к обновленному обществу и новым отношениям, в государстве с каждым годом все более остро встает вопрос о качестве образования, качестве образовательных услуг. Достаточно сложно что-либо менять в целой системе, при наличии очень серьезного сопротивления со стороны участников образовательного процесса. В современном Российском государстве совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения исчезли, а на их место мы не успели ничего создать. Обществу, в рыночной экономике, как и в любой другой присущи собственные формы гуманизма, коллективизма, заботы об общественном благе. Разница возникает лишь в том, что эти формы осознаются гражданами через призму собственных интересов [17, c. 18].
Основной отличительный признак свободного общества в том, что мы признаем свободу других так же, как и свою свободу. Для адаптации общества к меняющимся условиям необходимо создать условия, позволяющие каждому определить свое место в этом мире. Образование служит практически единственным механизмом, позволяющим получить равные шансы в жизни всем членам общества. Основная деятельность школы связана с предоставлением образовательных услуг. Многие работники образования, в том числе и руководители образовательных учреждений, негативно воспринимают то, что их высокую миссию относят к рыночным отношениям и сфере услуг. В силу того, что наше прошлое является неотъемлемой частью нашей жизни и накладывает отпечаток на наши дальнейшие действия, для ряда руководителей само понятие «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг» становится негативным фактором, влияющим на их дальнейшую деятельность. А, следовательно, это отражается и на работе всего коллектива в целом. Неготовность меняться одновременно с происходящими процессами приводит к тому, что процесс адаптации школы к новым условиям протекает достаточно медленно и не всегда эффективно. Но нельзя забывать, что потребители уже находятся в рыночной системе и они готовы предъявлять требования к продавцам в отношении качества, ассортимента и всех сопутствующих факторов, характеризующих приобретаемый продукт. В соответствие с этим, необходимо задуматься не только образовательному учреждению, но и руководителю, и каждому учителю, что каждый из них готов предложить на рынок, чем он интересен потребителю. Какие услуги на данный момент востребованы, что нужно будет завтрашнему ученику, что нужно обществу и государству [14, c. 21].
Активно идущая коммерциализация образования в России, поставила задачу маркетинга образовательной деятельности в практическом плане, в том числе - перед государственными образовательными учреждениями. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах; снижая тем самым потребность в маркетинге.
Рассматривая построение системы маркетинга образования как научно-прикладной концепции, идущей одновременно на нескольких уровнях, можно констатировать:
Во-первых, это формирование концепции маркетинга в образовании, разработка общей типологии, структуры и содержания маркетинговых действий.
Во-вторых, организация маркетинговой деятельности самих образовательных учреждений, которым необходимо адаптировать имеющийся и сформировать специальный маркетинговый инструментарий, определить подходы к осуществлению маркетинговой деятельности, управления ею. Важной составляющей этого процесса должен стать анализ и обобщение практических шагов и действий на рынке образовательных услуг, в том числе проведение рыночных исследований и экспериментов.
Реальными участниками маркетинговых отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, организации), широкие круги посредников, а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, воспитанника. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, и их потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных познавательных потребностей. Маркетинг подразумевает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, вступающих в рыночные отношения. Еще совсем недавно термины конкуренция, конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью не применялись по отношению к образованию России. Сегодня постановка и решение вопроса о конкурентоспособности образовательных учреждений разного уровня актуализирована решениями о новых механизмах его финансирования.
Заключение
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги. Многочисленные исследования показывают достаточно широкий спектр определений конкурентоспособности. Однако в качестве классического подхода мы используем теорию конкуренции М.Портера, по мнению которого, конкуренция на любом уровне и рынке определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваясь конкурентного преимущества, изменяя основу конкуренции, а затем сохраняя свое преимущество, совершенствуя продукт (услугу), способы производства и другие факторы, причем так динамично, чтобы конкурентам было не под силу догнать их и перегнать. Именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества [9].
Говоря о рынке образовательных услуг и роли системы образования в формировании конкурентоспособности образовательной сферы, необходимо разделять понятия конкурентоспособности образовательной услуги и конкурентоспособности вуза (образовательного учреждения). Конкурентоспособность образовательной услуги – совокупность показателей, характеризующих степень ее привлекательности на рынке образования. Конкурентоспособность образовательной услуги оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность учебного заведения в целом. Чем выше показатели конкурентоспособности образовательной услуги: востребованность на рынке, качество, соотношение доходов и затрат, эффективность продвижения, инновационность образовательных программ и др., тем выше конкурентоспособность высшего учебного заведения [1, c. 94].
Итак, конкурентоспособность образовательных учреждений может рассматриваться как способность эффективно функционировать в рыночной конкурентной среде с целью привлечения и удержания потребителей путем постоянного совершенствования качества предоставляемых образовательных услуг, внедрения инновационных подходов и поиска новейших методов и инструментов продвижения, обеспечивающих жизнедеятельность и способствующих укреплению рыночных позиций в долгосрочной перспективе.
«Bebedict Scool» открылась в Новосибирске в 1995 году. Сегодня - это крупнейшая негосударственная школа иностранных языков в сибирском регионе. Здесь ежегодно обучаются около 1500 учащихся. Бенедикт школа известна своим эффективным преподаванием иностранных языков с активным использованием коммуникативной методики. Обучение навыкам разговорного языка происходит с участием преподавателей – носителей языка. Многие жители Новосибирска могут поделиться положительным опытом обучения в «Bebedict Scool» - высокий образовательный эффект достигается благодаря интерактивному общению, большому количеству коммуникаций, выездным языковым лагерям, увлекательными путешествиями за границу и обучением с носителями языка [12].
Среди факторов конкурентоспособности лингвистической школы «Bebedict Scool» выделены следующие:
- кадровый потенциал педагогического состава;
- имидж, репутация и многолетний опыт преподавания языков;
- доступность и комфортность среды обучения;
- инновационная деятельность в процессе образования, применение новых технологий;
- сложившаяся корпоративная культура бренда «Bebedict Scool» и сдержанная ценовая политика;
- материально-техническая оснащенность помещений для образовательного процесса.
Таким образом, Benedict School, стремясь быть первыми в своем деле, находится в постоянном поиске новых идей и эффективных методов обучения иностранным языкам, предлагая своим клиентам самые новые, интересные и прогрессивные образовательные продукты, а международный бренд с многолетней историей и традициями является гарантией качества и надежности.
Список источников
- ДЖОЙ Е. С. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. // Современная школа, №2(4), 2010. – с. 94-98.
- Замураева, Л. Е. Управление затратами и ресурсами [Текст] : учеб. пособие / Л. Е. Замураева. – Тюмень : изд-во ТюмГУ, 2008. - 224 с.
- Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги. //Маркетинг в России и за рубежом, 2005. №3. - С. 31-41.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dvgu.ru.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга [Электронный ресурс] / Ф. Котлер. – Режим доступа: http://dlastudenta. narod.ru.
- Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. 2005. - № 3. - С. 107 - 116.
- Кузьминов, Я. Образование и реформа [Электронный ресурс] / Я. Кузьминов. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru.
- Лавренова Г.А, Лавренова Е.В., Мадич Д. Взаимосвязь инновационного потенциала и конкурентных преимуществ предприятий / Г.А. Лавренова, Е.В. Лавренова, Д. Мадич. // Инновационное развитие предприятий в условиях нестабильной экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. Сер. "Теория и практика организации промышленного производства " - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2016. - С.19-26.
- Лебедева Н.А., Алексеева С.С. Маркетинг как инструмент инновационного развития вуза в условиях высокой конкуренции // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education. ru/129-22879.
- Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент [Текст] / Л. Г. Логинова. - М. : агентство «Мегаполис», 2008. – 392 с.
- Образовательная среда и бизнес-сообщество путь к диалогу // Высшее образование в России - 2006 - № 2.
- Официальный сайт «Benedict School» в Новосибирске http://www.benedictschool.ru/
- Охотенко М.А. Условия функционирования образовательных учреждений при рыночных отношениях». г. Тверь, научно-методический журнал «Экономика образования» № 2, 2007 г.
- Сибилёв активизации конкурентных процессов в современной системе общего образования // Наука и школа, 2013, № 3, - С. 21-23.
- Сибилев конкурентных преимуществ как управления развитием школы // Инициативы 21 века, 2013, № 3. – С. 55-57.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. 5. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru.
- Щетинин В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения 2007. №11. С. 17-27.
- Якушина Т. В. Формирование конкурентных преимуществ образовательного учреждения на основе ценностно-ориентированного подхода: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Якушина Т. В.; [Место защиты: Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики].- Москва, 2010.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/460.