Файл: "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличие возбужденного уголовного дела может выступать основанием проведения ОРМ в двух типичных ситуациях:

в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;

в случае необнаружения совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако при этом следует учитывать требование ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт неустановления виновного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о их результатах. Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве основания проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В то же время упомянутая норма закона закрепила и другое правило, согласно которому после направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Логический анализ ч. 4 ст. 157 УПК РФ позволяет сделать вывод, что данное правило распространяется на случаи, когда виновный установлен. Отсюда вытекает, что после установления виновного лица и передачи уголовного дела прокурору основанием для проведения ОРМ будет выступать уже не наличие возбужденного уголовного дела, а отдельное поручение следователя.

Вторым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения, ставшие известными оперативным аппаратам органов внутренних дел (п. 2 ч. 1 ст. 7). К числу таковых законодатель, прежде всего, относит сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.

Такие сведения, прежде всего, содержатся в устных и письменных сообщениях и заявлениях о преступлениях, поступающих по официальным каналам от граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, и рассматриваются уголовно-процессуальным законодательством в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Далеко не всегда в поступивших заявлениях и сообщениях содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и для их получения могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия. Сообщения и заявления регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел и рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ.


Кроме официальных заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в органы внутренних дел поступает иная информация: сообщения из лечебных учреждений о поступлении граждан с травмами криминального характера; об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность; о срабатывании охранной сигнализации; публикации в средствах массовой информации; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления; оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты работников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных происшествиях; некоторые другие сообщения. Эти сведения регистрируются в специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел, в дежурных частях не регистрируются, а передаются в оперативные подразделения для проверки и использования в пресечении и раскрытии преступлений. Такие сообщения, если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать наряду с другими в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о признаках подготавливаемого или совершенного преступления могут быть получены в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов. Инициативная поисковая работа (оперативный поиск) осуществляется с целью выявления латентных преступлений, заявления и сообщения о которых по официальным каналам, как правило, не поступают (например, о фактах незаконного сбыта оружия, наркотиков и т.д.).

Одной из разновидностей сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел. Эта информация также регистрируется в специальных журналах, докладывается руководителям оперативных аппаратов и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.

Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий органами ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, пограничной службы и таможенного комитета.

Одной из разновидностей сведений, являющихся основанием для проведения ОРМ, следует считать данные о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, которые могут содержаться в постановлениях о розыске обвиняемого, розыскных заданиях, оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из конфиденциальных источников.


Основанием для проведения ОРМ могут выступать сведения о лицах, без вести пропавших, а также об обнаружении неопознанных трупов, которые могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан и должностных лиц.

Установление личности неопознанных трупов не указано в числе задач ОРД, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, однако сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.

При отсутствии признаков насильственной смерти и других оснований к возбуждению уголовного дела выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а оперативным аппаратом заводится дело по установлению личности, по которому могут проводиться лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия, не требующие ограничения конституционных прав граждан (опросы, наведение справок, отождествление личности).

Третьим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон об ОРД[14] определил поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Поручение о проведении ОРМ как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст. 157 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ.

Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно ст. 14 Закона об ОРД - обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Что касается поручений о проведении ОРМ, исходящих от органов дознания и суда, то здесь необходимо иметь в виду, что новое уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними такого права. Однако у тех органов дознания, которые не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может возникнуть. В частности, у специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности есть необходимость в даче поручений подразделениям криминальной милиции о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этом случае представляется необходимым, используя принцип аналогии, распространять право следователя на дачу поручения о проведении ОРМ на полномочия дознавателя.


В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД, принимается им по собственному усмотрению.

В соответствии с принципом состязательности сторон, закрепленным в УПК РФ, суд не является органом уголовного преследования и не уполномочен собирать по своей инициативе сведения, подкрепляющие обвинение. В связи с этим в уголовно-процессуальном законе не предусматривается право суда на вынесение определения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Четвертым основанием для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при наличии других оснований, указанных в законе.

Данное основание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного, поскольку запрос может направляться для исполнения только при наличии любых других оснований, указанных в ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. Запросы могут поступать как от оперативных подразделений этого же ведомства, так и от соответствующих служб других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.

Запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

Пятым основанием для проведения ОРМ является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. на органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, народных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел.

Поводами для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются[15]:

- заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье или имущество в связи с его служебной деятельностью;


- обращение председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного органа;

- получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы в отношении должностного лица.

Фактическим основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности должностного лица.

Органы внутренних дел, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности должностного лица, обязаны в течение трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности, а в случаях, не терпящих отлагательства, применить их незамедлительно.

В случае принятия решения о применении мер безопасности выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, которое следует рассматривать как юридическое основание для применения оперативно-розыскных мероприятий.

В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом об ОРД.

Обеспечивая безопасность защищаемых лиц, оперативные аппараты обязаны ставить их в известность о намечаемых мероприятиях, а проведение при этом оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц, допускается без судебного решения, при наличии их письменного согласия либо по их заявлению.

Данное основание распространяется также на деятельность, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

К объектам государственной охраны относится Президент Российской Федерации, члены его семьи, Председатель Правительства, Председатели Палат Федерального Собрания, Председатели Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов, Генеральный прокурор Российской Федерации, а также главы иностранных государств и представительств во время пребывания на территории Российской Федерации. Кроме них государственная охрана по распоряжению Президента может предоставляться иным лицам, замещающим государственные должности в Российской Федерации.[16]