Файл: Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий

1.1. Исторический аспект возникновения и развития института трудовых пенсий в России

1.2. Реформирование института трудовых пенсий

Глава 2. Порядок начисления и выплаты страховых пенсий по старости в РФ

2.1. Страховая пенсия по старости в РФ

2.2. Основания назначения и выплаты страховых пенсий по старости в РФ

Заключение

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самостоятельно занятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Установленное страховое пособие перечисляется пенсионным фондом ежемесячно за текущий месяц на счет той организации, которая осуществляет его выплату.

Документы, требуемые ПФР для оформления страхового пенсионного пособия:

- заявление на назначение страховой пенсии;

- паспорт гражданина РФ или вид на жительство (для иностранных лиц и не имеющих гражданства);

- свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

- трудовая книжка и иные документы, которые могут подтвердить страховой стаж и периоды, включаемые в него;

- справка о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев (подряд) до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. При этом ПФР может принять данные о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, если они были ранее представлены работодателями и находятся в информационной системе ПФР;

- для подтверждения некоторых обстоятельств дополнительно могут потребоваться другие документы.[15]

Пенсионное законодательство позволяет получателям страховых пенсионных выплат осуществлять трудовую деятельность.

Исключение составляет получение пенсии по потере кормильца, поскольку она выплачивается при условии, что ее получатель является нетрудоспособным или не работает по причине ухода за детьми младше 14 лет.

В целях сокращения расходов на пенсионное обеспечение была попытка законодательно ограничить работающих пенсионеров в получении пенсионных выплат в зависимости от размера их доходов, однако этот проект на данный момент принят не был, и право зарабатывать дополнительные к пенсии средства осталось неизменным.

Рассмотрим особенности назначения страховой пенсии по старости.

Страховая выплата по возрасту является одной из основных видов пенсий в нашей стране. В соответствии с законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. для возникновения права на нее должны выполняться определенные правила относительно возраста, минимального количества стажа и минимальной суммы набранных баллов[16].

Для некоторых категорий граждан определен другой возраст выхода на пенсию - ниже общеустановленного. Данные застрахованные лица работают в отраслях и производствах экономики, поименованных в Списках, утвержденных Правительством. Таким гражданам помимо общих правил необходимо выработать стаж на соответствующих видах работ.

- Расчет суммы пенсионного обеспечения для всех граждан осуществляется по единой формуле.


- Кроме показателей, учитывающих стаж и зарплату каждого конкретного гражданина, она предполагает выплату фиксированной суммы, гарантированной государством.

Для назначения пенсии застрахованные лица должны самостоятельно (или через специалиста отдела кадров) обратиться в ПФР за полгода до возникновения права с необходимым комплектом документов.

С начала 2015 года в России стартовала новая пенсионная реформа. Теперь гражданам, обратившимся за назначением выплаты, оформляется страховая пенсия; такое понятие, как трудовая пенсия, в новом законодательстве теперь отсутствует.

Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты, является стаж застрахованного лица. Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж. Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года. Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

- Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.

- Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ[17].

Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж. Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом). Такие общественно значимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

Для назначения такого обеспечения существует ряд условий, описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях»:

- достижение определенного возраста.

- факт осуществления трудовой деятельности в течение установленных законом лет;

- наличие минимального количества индивидуальных коэффициентов[18].

На сегодняшний момент пенсионный возраст в России остается неизменным и составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Для тех, кто работает в льготных условиях труда возраст выхода на пенсию существенно ниже приведенных цифр и зависит от категории льготника.


Что касается стажа, то минимальное его количество должно составлять 15 лет при оформлении выплаты. Такое требование будет предъявляться к 2024 году. А пока на протяжении нескольких лет необходимое количество стажа будет повышаться на год с прежних 5 лет постепенно. В 2017 году необходимый требуемый стаж равен 8 годам.

С принятием нового закона за каждый трудовой год гражданам начисляются индивидуальные коэффициенты. Таких баллов к моменту назначения пенсии должно быть накоплено 30. Данное требование также будет предъявляться не сразу, а к 2025 году. В 2017 г. необходимо накопить 11,4 коэффициента и с каждым годом эта цифра будет постепенно увеличиваться. Стоит отметить, что существует и предел набранных баллов: с 2021 года коэффициенты выше 10 учитываться не будут, на данный момент эта цифра составляет 8,26.

Раньше общепринятого в нашей стране возраста могут оформить пенсионное обеспечение граждане определенных профессий, трудовая деятельность которых связана с вредными и тяжелыми условиями труда. Среди категорий льготников можно выделить профессиональные и социальные[19].

К первой группе относятся застрахованные лица, работающие на вредных и опасных производствах по Списку 1, на тяжелых работах по Списку 2 и занятые на определенных производствах по «малым» спискам.

Ко второй группе относятся граждане, относящиеся к той или иной социальной категории (например, родители инвалидов с детства, женщины, родившие пять и более детей, инвалиды вследствие военной травмы).

Определяющими факторами для возникновения права на досрочную пенсию являются: необходимая продолжительность страхового стажа; стаж на соответствующих видах работ или принадлежность к одной из социальных категорий; минимальная сумма индивидуальных коэффициентов в размере 11,4 в 2017 г. с ежегодным увеличением до 30 к 2025 г.[20]

Новый подход к расчету пенсионной суммы предполагает зависимость конечного результата от нескольких факторов: размер заработной платы гражданина; продолжительность стажа; возраст выхода на пенсию.

В течение трудовой деятельности работодатель перечисляет за своих сотрудников страховые взносы, которые сразу же переводятся в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Чем выше зарплата, тем больше гражданин сможет накопить баллов и тем выше будет его выплата. Важно отметить, что данный показатель учитывает периоды работы и до вступления нового закона в силу, и после его принятия.


Количество накопленных коэффициентов будет зависеть и от продолжительности стажа. Чем дольше человек трудится, тем большее количество баллов он сможет набрать.

Также в состав пенсии входит и базовая сумма, гарантированная государством и устанавливаемая в твердом размере. Она соотносима с базовым размером в ранее применявшейся пенсионной формуле и называется фиксированной выплатой (ФВ).

- Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, граждане, достигшие 80 лет или имеющие на своем обеспечении иждивенцев) значение ФВ устанавливается в повышенном размере.

- Для граждан, работавших или проживающих на Севере, к данной величине применяются «северные» коэффициенты.

Исходя из вышесказанного, можно преобразовать все значимые факторы в формулу для подсчета пенсии.

Выглядит она следующим образом:

СП = ИПК х СПК + ФВ,

где СП - размер страховой выплаты;

- ИПК - накопленные пенсионные баллы;

СПК - стоимость одного балла на день установления пенсии;

ФВ - базовая сумма[21].

Данная формула в полной мере относится к тем гражданам, кто начал свою трудовую деятельность в 2015 году. Для те же, кому до выхода на заслуженный отдых остался немного времени, все накопленные права будут конвертированы (переведены) в коэффициенты, а далее расчет будет осуществляться по-новому.

Такие показатели, как фиксированная сумма и стоимость пенсионного балла ежегодно увеличивается Правительством РФ на уровень инфляции.

Ранее (с 1 февраля 2016 года) величина базовой суммы была увеличена на 4% и составила 4558,93 рублей. Ежегодная индексация данного показателя, утверждаемая государством, проходит на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

Важным новшеством с 2016 г. стала отмена индексации данного показателя для работающих пенсионеров. Факт осуществления трудовой деятельности определяется на основании данных, представляемых страхователями в ежемесячном упрощенном отчете. После прекращения работы выплата пенсии возобновляется с учетом индексации. Причем при устройстве на работу вновь размер страховой суммы уменьшен не будет.

В 2017 году дважды был увеличен размер страхового пенсионного обеспечения: по инфляции 2016 года — 5,4% и дополнительно до указанного у законе значения 5,8%. Таким образом, с 1 апреля 2017 года размер фиксированной выплаты будет составлять 4823,37 рублей.

В соответствии с введенной по новому закону формулой для возникновения права на страховую пенсию достаточно иметь в 2017 году 8 лет стажа и 11,4 пенсионных балла. При наличии таких минимальных значений данных показателей страховая выплата будет назначена соответственно в минимальном размере.


При этом стоит отметить, что для получателей пенсионных выплат, размер которых окажется ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина, будет установлена федеральная социальная доплата (ФСД).

Исходя из приведенных выше показателей, можно рассчитать размер страховой выплаты при минимальных требованиях.

Рассмотрим пример. Известно, минимальное требование к пенсионным баллам в 2017 составляет 11,4 пенсионных коэффициента. Страховой стаж при расчете пенсии по формуле не учитывается.

Имея данные о стоимости пенсионного балла в 2017 г. и размере фиксированной суммы, равным 78,58 рублей и 4823,37 рублей соответственно, рассчитаем размер минимальной пенсионной выплаты в 2017 году:

11,4 х 78,58 руб. + 4823,37 руб. = 5719,18 руб.

Данная сумма значительно ниже прожиточного минимума по стране (8540 рублей), вследствие чего при назначении пенсии с минимальными требованиями можно рассчитывать на федеральную социальную доплату к пенсии.

Структура расходов федерального бюджета за 2017 год представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура расходов федерального бюджета за 2017 год[22]

На рисунке видно, что порядка 50 % бюджета – расходы на силовиков, чиновников и финансирование государственных экономических проектов и субсидирование государственных корпораций. 30 % - пенсии и социальные выплаты и только 6 % - образование и здравоохранение[23].

До 2002 года в России существовала солидарная уравнительная пенсионная система, дальнейшее поддержание которой стало невозможно из-за ухудшающейся демографической ситуации. Для стабильных пенсионных выплат необходимо было обеспечить условие «1 пенсионер-5 рабочих», однако соотношение работающих граждан и пенсионеров уменьшалось. В связи с этим государство в 2002 году взяло курс на достижение сбалансированной пенсионной системы и провело пенсионную реформу. Ее основным принципом стал распределительно- накопительный подход и возможность влияния граждан на формирование размера будущей пенсии. Пенсионные выплаты стали формироваться из следующих компонентов:

- базовая часть – гарантирована государством и имеет фиксированный размер;

- страховая часть – поставлена в зависимость от суммы взносов и стажа сотрудника;

- накопительная часть – формируется у граждан не старше 1967 года рождения и складывается из взносов и инвестиционного дохода.