Файл: Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий

1.1. Исторический аспект возникновения и развития института трудовых пенсий в России

1.2. Реформирование института трудовых пенсий

Глава 2. Порядок начисления и выплаты страховых пенсий по старости в РФ

2.1. Страховая пенсия по старости в РФ

2.2. Основания назначения и выплаты страховых пенсий по старости в РФ

Заключение

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самостоятельно занятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а также косвенно и работающего.  Вопрос назначения трудовых пенсий (в том числе и досрочно) в данное время, как и во все другие времена, является немаловажным.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение гарантировано ст. 7 Конституции РФ. Согласно этому документу, любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Актуальность темы трудовых пенсий заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность курсовой работы, ее цели и задачи.

Цель курсовой работы – исследование порядка назначения и выплаты пенсий по старости в Российской Федерации.

Задачи:

- исследовать историю возникновения и развития института трудовых пенсий в России;

- рассмотреть особенности реформирования института трудовых пенсий;

- рассмотреть страховые пенсии по старости;

- охарактеризовать основания назначения и выплаты страховых пенсий по старости в России.

Объект курсовой работы – особенности реформирования трудовых пенсий в ходе реформы пенсионной системы Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы, регулирующие правоотношения по вопросам трудовых пенсий.

Исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий

1.1. Исторический аспект возникновения и развития института трудовых пенсий в России

Пенсионное обеспечение – это сфера жизненно важных интересов всего населения любой страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства пенсионной системы во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Главной целью пенсионного фонда любой страны является обеспечение для нетрудоспособных такого уровня пенсии, который служил бы достойным замещением утраченного дохода.

Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер – пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий. Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения. 

 Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I – серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране - «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года[1].

  К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения – чиновников и военных. Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада. Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника – всего их было девять.

  Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.


  Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века – формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране. 

 Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, право на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится[2].

  После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.

Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.

 Лишь в 1956 году пенсионная система в СССР охватила всё население страны. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Впервые пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля). Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности[3].


  Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы – в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.

Кроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС). В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).

 В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии. Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) – в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги. По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании – по усмотрению застрахованного лица[4].

  Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию. При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход.

 «Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» - в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой деятельности. Количество заработанных за год баллов (максимально возможное – десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Cтоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.


1.2. Реформирование института трудовых пенсий

Процесс реформирования российской пенсионной системы протекает более 20 лет. В 1995 году, когда был очевиден финансовый кризис в стране, Правительством РФ была одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ. Ее основная идея заключалась в переходе на трехуровневую систему реформирования пенсии:

1) государственная базовая (социальная) пенсия, финансируемая за счет общих налогов;

2) трудовая (страховая), финансируемая за счет страховых взносов;

3) дополнительная негосударственная, финансируемая за счет добровольных в некоторых случаях обязательных взносов работодателей и частных лиц.

Базовая (социальная) пенсия призвана обеспечить минимальные государственные гарантии социального обеспечения для всех граждан независимо от наличия трудового стажа.

Трудовая (страховая) пенсия выплачивается всем наемным работникам и другим лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Как социальная, так и трудовая пенсии устанавливаются и выплачиваются за счет средств государства, аккумулированных в Пенсионном фонде РФ.

В мае 1998 г. была принята новая «Программа пенсионной реформы в РФ», которая предусматривала постепенное введение условно – накопительных счетов. Однако после августовского (1998г.) кризиса финансового состояния ПФР претерпело существенные изменения. Это обстоятельство резко ухудшило перспективу внедрения дифференцированных пенсий и реформирования всей системы пенсионного обеспечения.

В нынешней России система пенсионного обеспечения, как и экономика страны в целом, находятся в состоянии глубокого финансового кризиса, обусловленного различными социально – экономическими, демографическими и другими, внешними и внутренними факторами.

Всеобщее и повсеместное падение производства в реальном секторе экономики, резкое снижение цен на углеводород- ное сырье на мировом рынке, сокращение численности занятых в экономике страны, хроническая задолженность предприятий и организаций перед пенсионным фондом России (ПФР), старение населения и рост численности пенсионеров – все это в конечном итоге привело к ухудшению уровня пенсионного обеспечения, увеличению нагрузки на работающее население страны.

Анализ официальных данных Росстата свидетельствуют, что за годы рыночных реформ в России происходит устойчивое сокращение численности населения при росте численности пенсионеров и уменьшении числа занятых в экономике. В результате соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров резко изменилось. Так, по сравнению с 1992 годом численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера сократилось в 2012 году с 2,04 до 1,68 чел. Иными словами выплату пенсии одному пенсионеру в 2012г. обеспечивал 1,68 работающих (в 1992 году – 2,04 работающих), что создает напряженность в сфере пенсионного обеспечения. Между прочим, в развитых странах данное соотношение находится примерно на уровне 2,4 : 1[5].