Файл: Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-исторический аспект возникновения и реформирования института трудовых пенсий

1.1. Исторический аспект возникновения и развития института трудовых пенсий в России

1.2. Реформирование института трудовых пенсий

Глава 2. Порядок начисления и выплаты страховых пенсий по старости в РФ

2.1. Страховая пенсия по старости в РФ

2.2. Основания назначения и выплаты страховых пенсий по старости в РФ

Заключение

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самостоятельно занятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Однако сложившаяся к настоящему времени система пенсионных выплат оказалась неспособна обеспечить стабильное исполнение обязательств государства перед пенсионерами, поскольку остро встал вопрос об адекватности соответствия размера пенсии социальным потребностям граждан пенсионного возраста. Накопившиеся к настоящему времени проблемы в экономике страны – стареющее население, недостаточность ресурсной базы Пенсионного фонда, падение цен на нефть, санкции западных стран и отсутствие выхода на рынки долгосрочного капитала, двузначная инфляция и рост безработицы – привели к необходимости создания нового подхода к формированию пенсионной системы.

Из-за сокращения и старения населения России, а также ростом числа работающих пенсионеров и неблагоприятным экономическим условиям РФ стоит перед необходимостью реформирования системы пенсионного страхования граждан. Для устранения дефицитного бюджета пенсионной системы наиболее значимыми антикризисными рычагами являются:

- регулирование пенсионного возраста;

- изменение системы досрочных пенсий;

- повышение доходности с помощью индексации пенсий[24].

Реформирование системы пенсионного страхования в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем финансового сектора России. Необходимость пенсионной реформы в РФ связана с неустойчивой экономической ситуацией и с объективными макроэкономическими факторами и тенденциями.

Немаловажное значение имеет стратегический и оперативный анализ текущего функционирования пенсионной системы в целом и Пенсионного фонда России (ПФР) в частности.

В рамках работы был проведен анализ основных показателей пенсионной системы РФ за период 2011–2017 гг. традиционным способом. В табл. 1 представлен анализ влияния численности пенсионеров на демографическую нагрузку населения РФ.

Из таблицы 1 следует, что с каждым годом в России численность пенсионеров растет темпом, превышающим рост численности населения. В связи с этим демографическая нагрузка на население также растет: удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения вырос с 0,29 до 0,31, что связано с увеличением пенсионного бремени для бюджетных показателей и ростом пенсионных выплат, следовательно, ростом расходов бюджета ПФР.

Таблица 1

Численность пенсионеров и демографическая нагрузка населения в РФ[25]

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Общая численность пенсионеров, тыс. чел.

41819

42367

42837

43327

43797

45182

45687

Общая численность населения РФ, тыс. чел.

142856

143056

143347

143667

146267

146545

146804

Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения

0,29

0,29

0,30

0,30

0,30

0,31

0,31


Далее проведем сравнительный анализ среднего размера трудовых (страховых) пенсий со средней величиной прожиточного минимума и средним размером заработной платы по РФ за период 2011–2017 гг. (табл. 2).

Из таблицы 2 следует, что средний размер назначенных пенсий выше величины прожиточного минимума пенсионера в пределах от 1,5 в 2016 г. до 1,8 раза в 2013 г. Но данный показатель не является объективным, так как прожиточный минимум пенсионеров взят для расчетов средний по РФ, а логичнее анализировать данный показатель в пределах конкретного региона. При этом соотношение среднего размера назначенной трудовой (страховой) пенсии со средним размером начисленной заработной платы (коэффициент замещения) находится в пределах от 0,33 до 0,35. Это означает, что средняя трудовая (страховая) пенсия компенсирует только 1/3 часть средней заработной платы. И это при том, что средний размер трудовых (страховых) пенсий растет, хотя и меньшими темпами, чем средняя по РФ заработная плата.

Анализируя причины роста среднего размера трудовых (страховых) пенсий, нельзя не рассмотреть такой экономический процесс в РФ, как индексация пенсий. Индексация пенсий, как известно, проводится в зависимости от темпов инфляции, и именно она является главным фактором их роста. Главным, но не единственным.

Таблица 2

Динамика и соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера и средним размером заработной платы[26]

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Средний размер назначенных трудовых (страховых) пенсий, руб.

7476

8203

9041

9917

10786

11986

12391

Темп роста среднего размера назначенных трудовых (страховых) пенсий, %

110,1

109,7

110,2

109,7

108,7

111,1

103,3

Средняя величина прожиточного минимума пенсионера, руб.

4521

5032

5123

5998

6617

7965

8081

Темп роста величины прожиточного минимума, %

110,3

111,3

101,8

107,7

110,3

120,4

101,5

Средний размер заработной платы, руб.

20952

23369

26629

29792

32495

34030

36746

Темп роста среднего размера заработной платы, %

110,6

111,5

113,9

111,9

109,1

104,7

108,0

Соотношение среднего размера назначенных трудовых (страхо- вых) пенсий:

– со средней величиной прожиточного минимума пенсионера

1,7

1,6

1,8

1,7

1,6

1,5

1,5

– со средним размером заработной платы (коэффициент замещения)

0,33

0,33

0,33

0,32

0,33

0,34

0,35


Для того чтобы оценить, как влияют инфляционные изменения в совокупности с пенсионным индексированием (которое по закону должно проводиться в зависимости от темпов инфляции) на трудовые (страховые) пенсии, мы провели анализ, результаты которого отражены в таблица 3.

Сравнивая официальные данные ПФР по показателям индексации и изменения трудовых (страховых) пенсий за конкретный год, мы видим, что проценты индексации превышают показатели изменения пенсий. Имея это несоответствие, попытаемся разобраться в его причинах и найти логическое экономическое обоснование этому факту. Во-первых, проанализируем влияние инфляции на фактическое изменение трудовых (страховых) пенсий.

По результатам расчетов (табл. 3) видно, что средняя трудовая (страховая) пенсия по РФ за исследуемый период по данным ПФР росла сильнее, чем эта же пенсия, но скорректированная на коэффициент реальной индексации (т. е. фактически изменившаяся в результате индексации и инфляции).

Таблица 3

Показатели влияния инфляции и индексации на страховые пенсии[27]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

Инфляция, %

6,58

6,45

11,36

12,9

5,4

Индексация трудовых (страховых) пенсий, %

10,65

10,12

8,31

11,40

4,00

Страховые пенсии

1,05

1,04

0,97

0,98

0,99

Средний размер трудовой (страховой) пенсии, руб.

9041

9918

10786

11986

12391

Изменение трудовых (страховых) пенсий, %

10,2

9,7

8,7

11

3,3

Пинд страх., руб.

-

9402

9620

10570

11866

Средняя зарплата по РФ, руб.

26629

29792

32495

34030

36746

Kзам по средней трудовой (страховой) пенсии

0,33

0,32

0,33

0,34

0,35

Kзам.реальный

0,32

0,31

0,30

0,31

0,32


Этот парадокс объясняется тем, что страховая пенсия формально увеличивается не только за счет индексации, но и за счет дополнительных страховых взносов работающих пенсионеров. То есть если учесть, что основная масса пенсионеров в РФ не работает, значит, процент прироста страховой пенсии по данным ПФР некорректно отражает данную ситуацию. В связи с этим можно считать, что коэффициент реальной индексации позволяет получить более объективную картину изменения размера пенсий в РФ.

Также при помощи данного коэффициента мы можем получить более реальный коэффициент замещения, который отражает реальное отношение средней трудовой (страховой) пенсии к средней зарплате. Причем посчитать это можно как по РФ, так и по конкретному региону.

Из таблицы 3 видим, что реальный коэффициент замещения (Kзам.реальный ) ниже, чем этот же коэффициент, рассчитанный по данным официальной статистики ПФР, т. е. фактически трудовая пенсия компенсирует меньшую долю потерянной заработной платы нетрудоспособного гражданина.

Далее рассмотрим динамику среднего размера назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в РФ (таблица 4).

Таблица 4

Динамика среднего размера назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в РФ за 2012–2017 гг., руб. [28]

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Темп роста, %

Средний размер трудовых (страховых) пенсий:

8202,9

9040,5

9917,5

10786,0

11986,0

12391,1

151,06

– по старости

8165,8

8876,1

9790,1

10716,4

11569,1

12830,4

157,12

– по инвалидности

5136,5

5539,3

6106,3

6669,2

7209,9

8040,1

156,53

– по случаю потери кормильца

4819,1

5333,1

5959

6598,6

7185,1

7924,9

164,45

Государственные пенсии пострадавших в резуль- тате радиационных и техногенных катастроф

6855,9

7514,3

8402,6

8639,2

9779,2

10766,7

157,04

Государственные пенсии государственных слу- жащих

10968,6

11495,3

12422,9

14020,1

15550

17186,4

156,69

Пенсии за выслугу лет (из числа пенсионеров- космонавтов)

56574,2

56630

64057,4

364284

361990

446260

788,81

Пенсии летчиков-испытателей

51017,9

56311,3

64321,4

67704

76855,4

85736,2

168,05

Социальные пенсии

4730,5

5206,4

5919

6446,4

7548,3

8302,4

175,51


Из таблицы 4 видно, что наибольший средний размер пенсий в РФ у таких немногочисленных категорий, как космонавты и летчики-испытатели. Их пенсии в разы превосходят средний размер трудовых (страховых) пенсий и даже пенсии государственных служащих, которые в полтора раза выше, чем трудовые пенсии по старости, и в два раза выше, чем трудовые пенсии по инвалидности и потере кормильца.

Таким образом, в результате проведенного анализа показателей функционирования пенсионной системы можно на начальном уровне выявить ее проблемы и несовершенство системы ее оценки.

На данный момент существует стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.

Развитие пенсионной системы преследует две основные цели и ряд задач:

1. Обеспечение социально приемлемого уровня пенсионных выплат.

2. Гарантия финансовой устойчивости пенсионной системы на длительный период[29].

Задачи:

- гарантия достойного коэффициента замещения, который должен быть не менее 40%;

- установление размера пенсии на уровне не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера в стране;

- формирование адекватного уровня страховой нагрузки для субъектов финансовой деятельности с установлением общего тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей;

- развитие эластичной и самоприспосабливающейся пенсионной системы посредством формирования непрерывно действующего механизма ее балансировки;

- создание трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами:

1 уровень – трудовая пенсия (государственная), данный уровень формируется за счет страховых взносов, которые обеспечивают размер коэффициента замещения на уровне не менее 40%. Для не выполняющих данных условий, социальные пенсии сохраняются, но выплачиваются только гражданам, прожившим в России 15 лет;

2 уровень – корпоративная (добровольная), для получения данного уровня необходимо делать дополнительные страховые взносы, на основании трудового договора;

3 уровень – частная (добровольная), создается за счет взносов в негосударственный пенсионный фонд, компанию страхователя, а также в кредитные организации. Данные взносы выплачивается в добровольном порядке;

- увеличение эффективности накопительной части пенсионной системы с помощью развития институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения[30].