Файл: «Земельный налог».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Элементы земельного налога

Как и любой другой налог, земельный налог имеет свои элементы. Регулирование взаимоотношений данных элементов земельного налога производится Налоговым Кодексом РФ[14]. Также в сферу нормативной базы регулирования земельного налогообложения входят правовые акты муниципальных образований. Следует отметить, что основным признаком земельного налога является его обязательность уплаты на территории соответствующих муниципальных образований[15].

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются и, соответственно не являются налогоплательщиками земельного налога лица, которые владеют землей лишь на праве безвозмездного пользования или же, которые пользуются данной землей в своих целях на условиях договора аренды[16].

Основные элементы земельного налога представлены в приложении 1[17].

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

-земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

-земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. То есть это те участки земли, где, возможно, происходят археологические раскопки останков древних животных, останки древних городов и прочих ценностей мирового культурного наследия.

-земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, и используются в целях обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд[18];

-земельные участки, которые составляют лесной фонд страны;

-земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.


Налоговая база определяется исходя из расчета кадастровой стоимости земельных участков, которые признаются объектами налогообложения земельным налогом. Кадастровая стоимость – это не произвольное определение стоимости земли, она определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом[19].

Если земельный участок находится на территории нескольких территориальных муниципальных образований, то налоговая база в отношении данного участка определяется по каждому региону в отдельности. Доля каждого участка определяется, как доля кадастровой стоимости в пропорциональном отношении в зависимости от всей кадастровой стоимости и территории данного участка в пределах указанного муниципального образования[20].

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговый ставки[21].

Индивидуальные предприниматели в лице организаций и физических лиц должны самостоятельно определять налоговую базу. Основанием для такого определения кадастровой стоимости земельного участка является перечень сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

После этого, налоговыми органами для каждого физического лица определяется налоговая база.

Следует отметить, что по земельному налогу также, как и по другим налогам, существуют льготы. Рассмотрим их перечень[22]:

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

-Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

-инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;


-инвалидов с детства;

-ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

-физических лиц, которые имеют право на социальную поддержку в связи с полученным радиационным облучением[23].

Перечень таких лиц регламентирован Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ. А также данный пункт предусмотрен и в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ[24];

-физических лиц, которые принимали участие в испытаниях термоядерного и ядерного оружия, которые участвовали в ликвидации аварий ядерного характера на гражданских и военных объектах.

-физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику[25].

Конечно, вышеуказанное уменьшение налоговой базы происходит только на основании соответствующих документов, которые предоставляются налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности[26].

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, в равных долях.

Элементы земельного налога представлены в приложении 2 к данной работе[27].

Рассмотрим налоговые ставки по земельному налогу.

1) 0,3% для:

- земельных участков, которые имеют сельскохозяйственное назначение.

- земельных участков, которые заняты жилищным фондом объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.


-земельных участков, которые используются для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков[28].

Конечно, существуют и льготы по уплате земельного налога.

От уплаты земельного налога освобождаются:

-организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

-организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

-религиозные организации;

-общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов),

-организации народных художественных промыслов[29];

-физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов[30];

-организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории такой зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

В данном разделе были проанализированы элементы земельного налога в России.

1.3 Роль земельного налога в формировании местного бюджета

Теория налогов гласит, что уровень развития страны во многом определяется уровнем доходности государственного бюджета за счет налоговых поступлений. То есть, у государства больше в распоряжении ресурсов, которые оно может направлять на различные цели и задачи. Это же и касается также муниципальных образований, куда стекаются доходы от взимания земельного налога[31].

Земельный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет.


Каждое муниципальное образование имеет собственную структуру земельного фонда. Поэтому нельзя говорить об однородности получаемых доходов от взимания земельного налога. На каждом муниципальном образовании могут быть земли, которые входят и не входят в состав льгот, налогоплательщики, которым положена или не положена практика уменьшения налоговой базы на 10000 рублей и т.д.[32]

В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. Это серьезное упущение, которое позволяет говорить о неэффективном взимании земельного налога. От этого, в первую очередь страдает бюджет муниципального образования[33].

Таким образом, земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации и выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Однако при его поступлении в местные бюджеты существует ряд проблем, которые необходимо решать на законодательном уровне.

Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов, так как это города федерального значения[34].

Следует отметить, что ставки устанавливаются муниципальными образованиями в отношении земель своего региона. Причем данные ставки не должны превышать ставки, установленные НК РФ. А все остальные элементы земельного налога регулируются НК РФ.

Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка[35].

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е. для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о. сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП)[36].

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.