Файл: «Земельный налог».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Земельный налог играет важную роль во всей налоговой системе Российской Федерации. В сравнении с другими налогами, земельный налог не приносит столько много доходов, как, например, налог на прибыль и НДС. Тем не менее, роль его чрезвычайно важна, так как является важным источником формирования местных бюджетов.

Правовое регулирование земли и земельных отношений постоянно изменяются из-за того, что законодательство постоянно изменяется. Также это объясняется особенностями обложения, начисления и взимания данного вида налога.

Процесс перехода к рыночной экономике, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях.

С тех пор, как была введена плата за землю, и в то же время, не отрегулирована специальными законодательными актами, в ряде случаев это привело к непосильному налоговому бремени, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность.

Даже на сегодняшний день вся нормативная документация, которая касается земельных отношений, не учитывает многих важнейших теоретических положений, которые требуют практического решения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.

Значимость темы курсовой работы определяется тем, что земельный налог является очень важным составляющим элементом, который пополняет местный бюджет.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Земельный налог».

Объектом курсового исследования является земельный налог.

Предметом курсового исследования это теоретические аспекты и практические применения земельного налога в системе налогообложения России.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов механизма взимания и расчета земельного налога для субъектов налогообложения.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть теоретические основы исчисления и уплаты земельного налога в России. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть историю развития земельного налога в России;

- рассмотреть элементы земельного налога в России;


- изучить роль и значение земельного налога в формировании местного бюджета.

Во второй главе планируется рассмотреть и проанализировать практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога в России. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть противоречия, возникающие при расчете земельного налога;

- рассмотреть примеры расчета земельного налога;

- рассмотреть перспективы совершенствования земельного налога;

- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Он дает широкое объяснение многим аспектам, которые были рассмотрены в данной работе. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт. Это свидетельствует об актуальности тезисов, которые были проанализированы в данной работе.

Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение», а также «Финансы и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретические основы исчисления и уплаты земельного налога в России», «Практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога в России»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты земельного налога в России


1.1 История земельного налога в России

История земельного налога является достаточно разнообразной. Ее рассмотрение начнем с того, что рассмотрим важность и значение земельного налога в экономике России.

Земельный налог очень важен в налоговой системе РФ. Это поимущественный местный налог и полностью зачисляется в муниципальный бюджет[1]. Но в настоящее время, земельный налог занимает относительно небольшую долю в общей сумме налоговых поступлений в местные бюджеты, и составляет 12%[2].

Тот потенциал дохода, который может быть получен за счет земельного налога, а также хроническая нерешенность многих актуальных вопросов, связанных с земельным налогов, вызваны историческими причинами.

Родовые общины, первые государственные образования Древней Руси, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. Феодальные отношения были еще слабыми. Князь облагал свободное и полусвободное население данью или оброком, в который входила плата за предоставление частному лицу права пользоваться казенной землей, различными угодьями. Наличие пашни и орудие пахоты входили в единицу обложения − «дым», распространенную в Киевской Руси[3].

Когда в значительной степени развилось сельское хозяйство, то оно давало все больше богатств. Это обусловило рост ценности земли с населением, которое работало на ней. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других странах. В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина. Однако на Руси объектом обложения земля становится с XI-XII вв.[4].

Следует отметить, что налог с земли, или как раньше говорили поземельный налог, должен быть облагать лишь доход, полученный в результате использования земли. Методы исчисления поземельного налога в различных странах всегда разнились между собой. Одним из самых распространенных способов исчисления поземельного налога – это измерение земли и обложения ее налогом согласно ее количеству.

С XIII в. до середины XVII в. единицей обложения земли в России была соха. Соха – это примерно 400 десятин в служилых землях и 300 – в монастырских и церковных. Однако с течением времени значение слова соха постоянно менялось. Это было и количество труда, и самостоятельная единица хозяйствования. Под сохой даже понимали финансовую единицу капитала[5].


Однако налогообложение с использованием данного понятия имело существенные недостатки. К ним относились следующие: это нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, возможной недобросовестностью при составлении писцовых книг, слишком субъективная оценка доходности земельного участка и прочие причины[6].

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития. Налоговая система усложняется, однако налоговые нормы отсутствуют. Правительство использует большое разнообразие единиц обложения.

Несмотря на усложнение налоговых отношений, не существует четкого выделения среди данных налогов земельного налога. А доходность земли даже не бралась во внимание с точки зрения фискальных потребностей государства. В этот период главным налогом стала подушная подать. Земельного налога также по-прежнему не существовало[7].

С 1843 по 1856 гг. правительством проводятся кадастровые мероприятия. Их целью было определение доходности казенных селений от земель, промыслов, лесов и др. Прежде всего, определялись площади земель, местных различий почв по названию, качеству, возделываемым культурам и среднему урожаю с каждого рода почвы. Составлялась таблица средней урожайности зерна в определенном районе. Затем составляли сводную таблицу для губернии, и определялся валовой доход, из которого исключались издержки производства и получали чистый доход с десятины по каждому качеству почв и определялся оклад оброчной подати.

В 1851 году Николаем I был принят Устав о земских повинностях. Среди сборов, подлежащих обложению, оказалась и земля. Сбор с земель был определен заранее и брался с десятины без учета её доходности. Налоги с земель давали около 70 % поступлений по земским сборам[8].

Отмена крепостного права во времена правления Александра II (1855-1881 гг.) ознаменовало совершенствование налогового земельного законодательства. В 1861 году отменяется не только крепостное право, но и утверждается право крестьян на земельный надел и порядок выкупа в виде соответствующих платежей за данный земельный надел. В течение 49 лет крестьяне уплачивали данный выкуп за землю[9].

Данные выкупные платежи крестьян за землю давали возможность государственному бюджету значительно расширять свою доходную часть. К примеру, за 1910 год было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей. Именно в этот период происходит четкое становление и выделение земельного налога. Увеличиваются поступления в государственный бюджет от земельных налогов и платежей, связанных с землей[10].


В эпоху правления Николая II (1894-1917 гг.) был уменьшен ряд налогов. Поземельный налог был снижен с 1896 года на 10 лет наполовину, а в губерниях, где половинный оклад превышал 5 копеек на десятину − до этого последнего предела. Предоставление этой льготы объяснялось сельскохозяйственным кризисом.

В конце 19 века начале 20 века, налоговая система России имела достаточно крепкую и логичную систему налогообложения, среди которых важную роль играл земельный налог. Но, доля его поступлений в бюджет была не совсем велика. Это объяснялось тем, что сельское хозяйство находилось в некотором упадке, и сохранялись еще пережитки прошлого крепостного права.

После Октябрьской революции 1917 года наряду с другими налогами земельный налог был отменен Вместо него советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для земельного и сельскохозяйственного налога являлся объект – земля. Для сельскохозяйственного налога устанавливались нормы доходности[11].

В начале 80-х гг. XX века был введен ряд налогов, в состав которых вошел и земельный налог. Этот налог вычислялся на основании квадратного метра площади облагаемой земли. Несмотря на то, что земельным налогом облагалось большое количество субъектов, от его уплаты было также множество лиц освобождено[12].

В начале 90-х гг. XX века плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах. Однако данный документ характеризовала отсутствие логичности и системности. И в период с 1991 года по 2005 годы земельный налог взимался именно на основе данных принципов.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ вступает в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ[13]. Происходит переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади, который существенно изменил систему налогообложения собственников земельных участков и многие элементы этого платежа. В частности, налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка вместо использования в качестве налоговой базы площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка с учетом качества земли, дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога, учитывая рентную составляющую. В связи с тем, что земельный налог полностью поступает в местный бюджет, можно говорить об усилении заинтересованности местных органов власти в поступлениях данного налога в бюджет муниципалитета.