Файл: Правовое положение товарных бирж.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товарная биржа представляет собой непрерывно функционирующий оптовый рынок с чистой конкуренцией, где согласно установленным правилам производят сделки купли-продажи на однородные по своему качеству и легко взаимозаменяемые (комплементарные) товары.

Товарные биржи появились гораздо раньше остальных видов бирж. Самая первая товарная биржа была основана в Брюгге в 1409 г. По прошествии какого-то времени товарные биржи стали возникать и в других европейских экономических центрах: в Лионе, Лондоне, Тулузе и др.

В связи с развитием современной рыночной экономики, инфраструктуры, транспорта и Интернета численность товарных бирж и ассортимент товаров, обращаемых на биржах, стали уменьшаться (например, в момент расцвета бирж на них торговалось более 200 видов товаров, то в настоящее время их менее 100).

Фондовая биржа представляет собой организацию, сфера деятельности которой - это поддержать и обеспечить необходимые условия беспрепятственного и нормального обращения финансовых активов, регулирование их рыночных цен, информационная поддержка и т.д.

Главные задачи фондовой биржи следующие: функционирование централизованной площадки для совершения как продажи ценных бумаг при их первичном размещении, так и вторичная реализация; определение равновесной биржевой цены; привлечение незадействованных денежных ресурсов, а также ускоренная передача прав собственности; открытость и гласность биржевых торгов; выполнение роли арбитра; установление профессиональных этических норм, а также кодекса поведения, который регламентирует определенные правила для участников биржевой торговли[6].

Классификация бирж возможна по различным основаниям, например та, что выделяет различные признаки: 1) вид биржевого товара: товарные, фондовые и валютные биржи; 2) принцип организации: государственные, частные и смешанные биржи; 3) статус биржи: акционерные общества, товарищества (общества) с ограниченной ответственностью и ассоциации; 4) формы участия посетителей в биржевых торгах: закрытые и открытые биржи; 5) номенклатура товаров: специализированные и универсальные биржи; 6) виды биржевых сделок: реального товара, фьючерсные (опционные) и смешанные биржи; 7) характер деятельности: коммерческие и некоммерческие биржи; 8) сфера деятельности: центральные, межрегиональные и местные биржи; 9) место и роль в мировой торговле: международные, региональные и национальные биржи.


1.2. Правовые требования к осуществлению биржевой деятельности

Переход к рыночной экономике создал предпосылки для организации и развития присущих складывающейся системе отношений институтов, к числу которых относятся и товарные биржи. На основе концентрации спроса и предложения биржи выявляют обоснованные цены, формируют оптовый рынок товаров и ресурсов, внося в хозяйство элементы регулирования. Для обеспечения экономического роста представляет интерес опыт рыночных отношений периода новой экономической политики и, в частности, в сфере биржевой торговли. В начале 20-х годов XX в. одной из мер по восстановлению экономики явилось использование государством рыночных механизмов и институтов, одним из которых стали биржи.

Легального определения понятия «биржевая деятельность» в российском законодательстве не содержится, как нет какого-либо конкретного закона, который регулировал бы всю биржевую деятельность. Причиной этого, вероятнее всего, является ее сегментарный характер, что не позволяет поставить рамки и ограничить данную деятельность пределами одного закона.

Для того, чтобы определить, что означает биржевая деятельность, следует обратиться к доктрине, где и можно найти данное определение. Так, например, А.Г. Грязнова называет биржу классически институтом рыночной экономики, формирующим оптовый рынок товаров, имеющим организационную, экономическую и юридическую (правовую) основы.

Биржа представляет собой хорошо оборудованное «рыночное место», предоставляемое в распоряжение профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров[7]. А в соответствии с этим биржевая деятельность рассматривается А.Г. Грязновой как самостоятельный вид коммерческой деятельности[8]. Данная позиция представляется вполне обоснованной, поскольку существующая деятельность на биржах как раз подпадает под значение коммерческой[9].

Еще в 1998 г. был принят в первом чтении проект Федерального закона «О биржах и биржевой деятельности»[10], в котором содержалось понятие биржевой деятельности, а именно в нее включалась: деятельность бирж, отделов (секций) биржевых товаров валютных и фондовых бирж по организации и регулированию биржевой торговли; деятельность участников биржевой торговли по совершению биржевых сделок, исполнению договоров биржевого посредничества, а также их деятельность, вытекающая из отношений с организаторами биржевой торговли, биржевыми расчетными палатами и их расчетными (клиринговыми) членами; деятельность биржевых расчетных палат по расчетному обслуживанию биржевой торговли; деятельность расчетных (клиринговых) членов биржевых расчетных палат по расчетному обслуживанию клиентов.


Но данный законопроект принят не был и в 2003 г.[11] был отклонен.

Источниками правового регулирования биржевой деятельности являются ФЗ РФ «Об организованных торгах»[12], другие федеральные законы, например ФЗ РФ. «О рынке ценных бумаг»[13], и принятые в соответствии с ними подзаконные нормативные акты Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР России), Банка России.

Отношения в сфере организованной торговли регламентируются также локальными нормативными актами организаторов торговли: уставом биржи, правилами организованных торгов, положениями о подразделениях организатора торговли. Локальные нормативные акты организатора торговли должны соответствовать требованиям законодательства.

Представляется, что для целей рассмотрения правовых требований к осуществлению биржевой деятельности биржевую деятельность следует рассматривать в качестве всей деятельности, осуществляемой в пределах функционирования биржи, в том числе деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Организация и деятельность биржевой торговли требуют надлежащего гражданско-правового регулирования как в отношении статуса биржи, так и в отношении сделок, на ней совершаемых. Государственное регулирование биржевой деятельности включает различные мероприятия административного и экономического характера, определяющие в первую очередь организационную и управленческую структуры, порядок и принципы функционирования бирж и т.д.

Товарные биржи могут создавать объединения (ассоциации, союзы) для представления и защиты общих интересов.

Органы управления товарной биржей организуются в зависимости от организационно-правовой формы биржи. Структура органов управления определяется биржей самостоятельно в Правилах биржевой торговли и других локальных нормативных актах. При этом, учитывая специальное назначение товарной биржи, на бирже организуются товарные секции и функциональные подразделения (котировальная, регистрационная комиссия и др.).

Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи. На бирже проводятся очередные и внеочередные собрания. Очередные собрания проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные собрания созываются в порядке, установленном учредительными документами биржи. В обязательном порядке образуется биржевая арбитражная комиссия, выполняющая функции третейского суда. В законе предусмотрена обязанность биржи организовать расчетное обслуживание совершаемых сделок путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.


Биржевая деятельность является лицензируемым видом деятельности. Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Служащие биржи не имеют права участвовать в биржевых сделках или создавать брокерские фирмы.

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Учредителям могут быть предоставлены особые права, но на срок не более чем три года с момента государственной регистрации биржи.

В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи.

Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые), которые приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату. Общее число постоянных посетителей не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Постоянные члены получают право участвовать в биржевых торгах на срок не более чем три года.

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники - члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами, деятельность которых по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных сделок (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию. Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет, а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами. Разовые посетители имеют право только на совершение сделок с реальным товаром от своего имени и за свой счет. Госрегулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет специально созданная для этих целей Комиссия по товарным рынкам, руководство и обеспечение работы которой в связи с проведением административной реформы осуществляет в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам.


Таким образом, можно сделать вывод, что любая попытка дать юридическое определение современной биржи связана со значительными трудностями. Не случайно законодатели многих стран не стремятся дать определение биржи не только из-за мудрого предостережения, известного с древних времен, что всякое определение опасно, но и из-за того, биржи выполняют на них на различных финансового рынка (, товарном, валютном, ). При этом, с стороны, биржи в себе специфические , присущие соответствующему рынка, отвечая законодательства по соответствующего сегмента. современной биржи различных сегментах рынка имеет аспектов. Во-, как место, соприкасаются (встречаются) и предложение, биржа собой явление : на бирже формирование объективной («», т.е. экономически обоснованной) на тот иной товар. -вторых, операции бирже могут определенный доход биржевых операций. В смысле биржа собой область деятельности определенной лиц - участников торгов. В-третьих, биржа представляет сложную информационную , в рамках которой биржевых операций обмен информацией в электронных сообщений, и в случаев такой информацией приводит к биржевых сделок.

2. Реализация товаров бирже

2.1. Биржевая в современной России

В несколько лет государственные органы возродить в России торговлю как биржевым товаром, и товарными фьючерсами. связано главным со стремлением покончить наконец с ценообразованием на основных товаров. , в 2004 г. Министерство экономического и торговли разработало создания в России рынков и биржевой . Одновременно был разработан законопроект о изменений в Закон «О биржах и биржевой », обязывающий производителей 10% стратегических товаров товарных биржах.

вместо Закона 5 2007 г. Правительством РФ принято Постановление №350 « организации мероприятий закупке и поставке и нефтепродуктов через биржи»[14], которым предписано размещать на поставку и нефтепродуктов на бирже. Кроме , Правительство РФ получателям бюджетных приобретать на бирже не 15% закупаемых ими в финансового года нефти и нефтепродуктов. целью являлось прозрачного механизма на основные товары, и прежде на нефть, в настоящее время на топливо предельно допустимый современного состояния России уровень и серьезно мешать развитию страны. потери от процедур установления на нефть производства достигают, самым скромным , 4 млрд. долл. в год[15].