Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (на реальном виде товаров, пример молоко).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Резкое сокращение импортных закупок мо- локопродуктов способствует повышению конкурентоспособности и продвижению на рынок отечественной продукции. Уменьшение объемов сырья приводит к изготовлению более дешевой продукции вместо трудоемких продуктов, требующих больших материальных и финансовых затрат на их производство, а также к выработке продукции с длительными сроками реализации.

Однако без импорта сливочного масла и сухого молока пока не обойтись. Потребности отечественного рынка в сливочном масле на треть обеспечиваются за счет его импортных закупок. импортное сухое молоко широко используется, особенно в зимнее время, многими перерабатывающими предприятиями в качестве сырья для производства некоторых видов молочной продукции.

Темпы наращивания производства молока не обеспечивают его импортозамещение (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Импорт и экспорт молока и молочных продуктов в Российской Федерации в 2010-2015 гг., тыс. т

Вид продукции

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2015 к 2010, %

Импорт

Молоко

145,3

130,7

160,2

129,1

426,5

383,8

264,1

Сыр

-

-

-

-

421,4

420,9

-

Масло сливочное

165,0

123,5

140,1

125,3

108,8

104,0

63,0

Экспорт

Молоко

47,7

45,8

49,0

51,4

28,8

11,9

24,9

Масло сливочное

2,6

4,1

4,0

4,1

1,6

1,3

50,0

Ежегодное сокращение отечественного производства не могло удовлетворить потребности перерабатывающей промышленности в сырье, а население - в молочных продуктах, поэтому российский рынок молока и молокопродуктов до августа 2002 г. имел тенденцию увеличения доли импорта. Вследствие резкого падения курса рубля к доллару объемы закупок за рубежом начали сокращаться. Так, импорт масла сливочного только в сентябре 2002 г. в сравнении с августом сократился более чем в 7 раз. По сравнению с тем же периодом в 2003 г. импорт сливочного масла уменьшился еще в 2,6 раза, в 2007 г. - в 2 раза, сухого и сгущенного молока - в 2 раза.

За последние годы следует отметить положительную тенденцию роста производства молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях в Волгоградской области.


Анализ результатов деятельности молочных заводов за период 2001-2015 гг. свидетельствует об изменении не только объемов, но и ассортимента продукции перерабатывающей промышленности, причем для потребителя последний изменился в лучшую сторону. На 72 % увеличилось по сравнению с периодом 2001-2004 гг. производство дешевой цельномолочной продукции, пользующейся большим спросом у населения. Почти в два раза увеличилось производство ценного белкового продукта - сыров твердых.

Недоиспользование производственных мощностей приводило к спаду объемов производства молокопродуктов и ухудшению экономического состояния молокоперерабатывающих предприятий до 2008 г. Так, в 2008 г. по сравнению с 2001 г. снизилось на 22 % производство масла животного - с 3,2 до 2,5 тыс. т; производство сыра жирного, включая брынзу, - на 24 %, или на 0,8 тыс. т. Следует отметить как положительную тенденцию рост производства цельномолочной продукции на 43 % в 2008 г. по отношению к 2001 г. (рис. 2.1).

Рис. 2.1 - Динамика производства продукции на молокоперерабатывающих предприятиях Волгоградской области в 2001-2015 гг, тыс. т: 1 - масло животное; 2 - цельномолочная продукция; 3 - сыр жирный (включая брынзу)

В сравнении с 2001 г. производство почти всех видов молочной продукции в течение 2007 г. также сокращалось. Исключение составило производство молочных консервов, которое увеличилось в период 2001-2007 гг. в 2 раза.

Начиная с 2008 г. наметилась устойчивая тенденция роста объемов производства молока и молочной продукции как в Волгоградской области, так и России в целом [1]. Социальная значимость молочных продуктов должна способствовать росту объемов производства: следует отметить, что потребление молока и молокопродуктов на душу населения за последние годы в области растет, однако в течение 2015 г. увеличение отмечено незначительное - 0,4 % (табл. 2).

Увеличение производства молока в расчете на душу населения отмечается с 2011 г. и в Волгоградской области, и в Российской Федерации в целом [4].

Таблица 2.2 - Динамика потребления молока и молокопродуктов на душу населения в Российской Федерации и Волгоградской области в 2001-2015 гг., кг

Регион

В среднем за 2001-2005 гг.

В среднем за 2006-2010 гг.

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

219

233

246

247

256

262

270,8

Волгоградская область

195

202,2

200,7

202,3

201

201

201,9


Объемы ввозимого молока и молокопродуктов за последние десять лет возросли более чем в два раза (за исключением масла животного, ввоз которого на территорию Волгоградской области сократился (по сравнению с 2004 г.) в 2012 г. на 20 %, в 2015 г. - на 62 % (рис. 2.3). Это подтверждает тот факт, что отечественные предприятия - производители молока и молочной продукции начали активнее действовать на региональных рынках.

Рис. 2.3 - Ввоз и вывоз молочной продукции Волгоградской областив 2015 г., т:

1 - масло животное; 2 - сыры жирные (включая брынзу); 3 - консервы молочные; 4 - продукты молочные сухие

Вывоз молочных продуктов (в том числе экспорт) из области в другие регионы за этот период также увеличился. Так, вывоз цельномолочной продукции в 2015г. возрос на 36,7тыс. т, или более чем в полтора раза по сравнению с 2003 г. Наибольшие объемы цельномолочной продукции поставляются Волгоградской областью в Южный федеральный округ (рис. 2.3).

Рис. 2.3 - Вывоз цельномолочной продукции из Волгоградской области в другие регионы РФ в 2003 и 2015 г., т: ЦФО - Центральный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ

Емкость рынка молока и молочной продукции характеризуется объемом молокопродуктов, потребляемых жителями Волгограда и области в течение года в натуральном и денежном выражении (табл. 2.3).

Таблица 2.3 - Показатели емкости рынка молока и молочной продукции Волгоградской области в год в натуральном и денежном выражении

Вид продукции

Емкость рынка в натуральном выражении, т

Емкость рынка в денежном выражении, тыс. руб.

Цельномолочная продукция

459 624

13 361

Масло животное

8 035

1 935 792

Сыры жирные

31 070

7 667 765

Нежирная кисломолочная продукция

23 035

714 085

Продукты молочные сухие

13 928

1 480 546

Итого...

535 692

11 811 549

Таким образом, общая емкость рынка молока и молочной продукции г. Волгограда и области составляет примерно 536тыс. т в год, что соответствует приблизительно 11,8 млрд руб. в год.

Структура емкости рынка молока и молочной продукции в натуральном выражении по сегментам следующая: наибольшие объемы реализации в натуральном выражении отмечаются в сегменте цельномолочной продукции - 85,8 %. Реализация в сегменте нежирной кисломолочной продукции составляет 4,3 % (рис. 2.5).


Рис. 2.5. Структура емкости рынка молока и молочной продукции Волгоградской области в 2015 г, %о: 1 - цельномолочная продукция; 2 - масло животное; 3 - сыр жирный; 4 - нежирная кисломолочная продукция; 5 - сухой продукт

Это наиболее доступные по цене продукты, приобретаемые всеми категориями населения. Сыры жирные занимают 5,8 %; сухие молочные продукты и масло животное составляют 2,6 и 1,5 % всей потребляемой молочной продукции соответственно. Итак, на одного жителя Волгограда и области приходится 202 кг молока и молокопродуктов в год.

Доминирующие позиции на рынке молока и молочной продукции принадлежат производителям Волгоградской области. Четыре лидирующих предприятия занимают более 2/3 рынка (рис. 2.6).

Рис. 2.6 - Доли рынка производителей молокопродуктов

Волгоградской области, %: 1 - оло «компания ЮНИМИЛК»; 2 - оло «Волжский молсыркомбинат»; 3 - оло «Еланский маслосыркомбинат»; 4 - ооо «Любимый город»; 5 - МСК «Михайловский»; 6 - оло «октябрьский»; 7 - оло «Клетский»; 8 - оло «Волгомясомолторг»; 9 - оло «Николаевский МК»; 10 - ооо «Янтарь-Н»; 11 - оло «Дон-Молоко»; 12 - другие производители

Соотношение рыночных долей лидеров на протяжении пяти лет несколько изменилось (табл. 2.4). Устойчивый прирост доли рынка можно наблюдать у первого и последнего предприятия, причем их положение относительно друг друга не изменилось.

Таблица 2.4 - Доли рынка ведущих производителей молокопродуктов в Волгоградской области в 2011-2015 гг., %

Год

ОАО «Компания ЮНИМИЛК»

ОАО

«Волжский

молсыркомбинат»

ООО

«Любимый город»

ОАО

«Еланский маслосыр- комбинат»

2011

48,8

14,6

8,8

3,2

2012

41,4

17,0

7,8

1,1

2013

47,3

14,8

8,2

3,6

2014

50,4

14,2

7,3

10,4

2015

54,7

13,8

6,9

10,1

Компания ЮНИМИЛК по-прежнему остается лидером среди производителей на рынке молока и молочной продукции.

Такое положение можно объяснить в первую очередь интенсификацией маркетинговой и брендин- говой деятельности ОАО «Компания ЮНИМИЛК» на основе регулярно проводимых маркетинговых исследований. Усиление конкуренции, обусловленное появлением новых участников рынка, побуждает производителей повышать качество выпускаемой продукции и уделять больше внимания вопросам продвижения своих торговых марок.


2.2 Маркетинговое исследование рынка молока

Целью данного исследования было выявление потребительских предпочтений жителей г. Волгограда в отношении молочной продукции.

В период с октября по ноябрь 2015 года был проведен социологический опрос с целью изучения потребительских предпочтений при выборе молочной продукции. Исследования проводились в форме анкетирования. Как известно, данный метод характеризуется как наиболее популярный и доступный, с высокой степенью возвращения ответов респондентов. Анкета содержала следующие разделы:

Сведения о потребителе:

  1. пол;
  2. возраст;
  3. образование;
  4. род занятий;
  5. состав семьи.

Общие вопросы, касающиеся молочной продукции:

  1. потребность;
  2. назначение;
  3. ассортимент покупаемых продуктов;
  4. частота покупки;
  5. отношение к молочным продуктам.
  • Вопросы, касающиеся использования натурального молока в молочной промышленности:
  1. отношение к продуктам с использованием натурального молока;
  2. влияние цены на выбор потребителя;
  3. информированность о пользе натуральных молочных продуктов;
  4. готовность потребителя приобретать молочную продукцию, выработанную из натурального молока.

Количество респондентов составило 500 человек.

Описание интервьюированных данных представлено в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - - Описание выборочной совокупности данных

Социально- демографические данные

Число респондентов, чел

Процент от общего количества респондентов

Пол

Женский

357

71,4

Мужской

143

28,6

Возраст

18-29 лет

111

22,2

30-39 лет

119

23,8

40-49

166

33,2

50-60

58

11,6

61 и старше

46

9,2

Образование

высшее

237

47,4

незаконченное высшее

80

16

среднее профессиональное

49

9,8

среднее начальное (ПТУ)

66

13,2

среднее (11 классов)

53

10,6

начальное

11

2,2

нет

4

0,8

Род занятий

руководитель

16

3,2

специалист с в/о

118

23,6

служащий без в/о

85

17

рабочий

80

16

предприниматель, бизнесмен

4

0,8

пенсионер

101

20,2

домохозяйка, неработающий

26

5,2

студент

44

8,8

другой род занятий

14

2,8

Отказ от опроса

12

2,4