Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (на реальном виде товаров, пример молоко).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Часто на практики приходится, сталкиваюсь с тем, что маркетинг ассоциируют, прежде всего, с исследованиями. Но сами по себе маркетинговые исследования еще не решают всех проблем и уж тем более не олицетворяют маркетинг как таковой.

Смысл маркетинговых исследований, в том числе и в ресторанной сфере, заключается в своевременном обеспечении лиц, ответственных за принятие различных управленческих решений, необходимой информацией о потребителях, конкурентах, рынке, товарах и услугах.

Целью данной работы является проведение маркетинговых исследований, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты исследования проведения маркетинговых исследований;

- провести маркетинговое исследование.

Объект исследования данной курсовой работы – молоко и молочные продукты.

Предмет исследование – маркетинговое исследование

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемой литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований

1.1 Понятие маркетингового исследования

Более столетия отдельными элементами маркетинговых исследований, для повышения эффективности своей деятельности, пользуются как зарубежные, так и российские организации. Но как особый вид деятельности маркетинговые исследования появились в начале ХХ века в США, с появлением маркетинга как научной дисциплины. По мнению Чуйкина А. М., маркетинговые исследования связаны с деятельностью по сбору и анализу маркетинговой информации. Маркетинговая информация — это информация, которая относится к факторам внешней среды и необходима для ведения управленческой деятельности. В экономической литературе существует множество трактовок понятия маркетинговые исследования, некоторые из них приведены в таблице 2.1.


Таблица 1.1 Различные трактовки понятия «маркетинговые исследования»

Автор

Определение маркетинговых исследований

Токарев Б. Е.

маркетинговые исследования — исследование элементов комплекса маркетинга определённой фирмы или группы предприятий

Беляевский И. К.

лю5ая исследовательская деятельность, направленную на удовлетворение и н форма ци он но-аналитических потребностей маркетинга

Черчилль Г. А.

функция, которая связывает организацию с потребителями через информацию: информацию используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга, разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий, совершенствования понимания маркетинга как процесса»

Обобщив представленные в таблице 1 определения маркетинговых исследований, мы пришли к выводу, что маркетинговые исследования — это целенаправленные действия, направленные на сбор, обработку, анализ и хранение маркетинговой информации, а так же предоставление данной информации лицам, которые принимают управленческие решения. Результатом проведения маркетингового исследования является интеллектуальный продукт, который может покупаться и продаваться на рынке.

1.2 Требования к информации в маркетинговых исследованиях

Как и к любой информационной деятельности, к маркетинговым исследованиям предъявляются общие требования информатики, представленные на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Общие требования информатики, которые предъявляются к маркетинговым исследованиям по Беляевскому И. К. Основной целью маркетингового исследования является обеспечение лиц, принимающих в организации управленческие решения, необходимой информацией.

1.3 Классификация маркетинговых исследования

Маркетинговые исследования классифицируются по двум основным признакам: по отношению субъектов и пользователей, а также по целевой ориентации. Классификация маркетинговых исследований по Котлеру Ф. представлена на рисунке 2.2.


Рис. 1.2 - Классификация маркетинговых исследований по Котлеру

По целевой ориентации выделяют следующие виды маркетинговых исследований:

- описательные (дескриптивные) исследования — проводятся для определения маркетинговых проблем, ситуации на рынке (например, взгляды потребителей, рыночный потенциал товара);

- поисковые (разведочные) — проводятся для сбора предварительной информации, которая необходима для постановки проблемы и выдвижения гипотез;

-казуальные (экспериментальные) исследования — проводятся для проверки выдвинутых гипотез о причинно-следственных отношениях. К внутренним исследованиям относятся исследования, которые организует и проводит сама организация, а в частности маркетинговый отдел.

К внешним исследованиям Котлер Ф. относит исследования, проводимые сторонними организациями, которые заинтересованы в получении маркетинговой информации, для других компаний, за определенное вознаграждение. Чаще всего в роли таких компаний выступают специализированные маркетинговые агентства.

Задачи маркетингового исследования определяются его целью, Беляевский И. К. определил перечень задач, которые наиболее часто ставятся в маркетинговых исследованиях:

- сбор, анализ и хранение маркетинговой информации;

- оценка и анализ конъюнктуры рынка;

- оценка поведения конкурентов;

- анализ воздействия внешней и внутренней сред;

- изучение товарной номенклатуры и ассортиментов товаров;

- информационно-аналитическое обеспечение стратегий маркетинга;

- учет и анализ товарооборота;

- характеристика эффективности маркетинга фирмы;

- учет и анализ издержек и прибыли на предприятии;

- другие.

В теории и практике маркетинговых исследований выделяют много направлений исследований, они определяются объектом, выбранным для исследования. Такие авторы, как Голубков Е. П. и Черчилль Г.А выделяют несколько направлений маркетинговых исследований, представленных на рисунке 1.3.

Рис. 1.3. Направления маркетинговых исследований

Исследование рынков предполагает исследование рыночного спроса, а так же рыночных сегментов. Знание параметров рыночного спроса и тенденций его изменения составляют основу для проведения маркетинговой политики организации. Исследование рыночных сегментов необходимо для сегментирования потребителей, а так же позиционирования товаров на рынке.


Исследование потребителей необходимо для раскрытия мотивов, которые движущих ими, оно позволяет предприятию правильно выстроить свою маркетинговую политику. Исследование товаров необходимо для формирования товарного ассортимента компании, с учетом времени их существования на рынке. Оно нужно как для проверки фазы жизненного цикла товара, так и для сбора информации для вывода нового товара на рынок. Исследование цен нужно для определения ценовой чувствительность потребителей, ценовой политики конкурентов, а так же позволяет компании проводить грамотную ценовую политику. Исследование рекламной деятельности необходимо, т. к. реклама является одним из лучших инструментов влияния на предпочтение потребителей, и эффективное ее использование дает преимущество организации перед конкурентами. Исследование конкуренции является одним из важнейших направлений маркетинговых исследований т. к. содержанием такого исследования является определение позиций компании в конкурентной борьбе. Целью исследования конкуренции, для организации, является обеспечение конкурентоспособности предприятия. Исследование внешней предпринимательской среды проводится на разных уровнях (местном, региональном, межрегиональном, международном и мировом), а сведения полученные в результате исследования используются для составления долгосрочных планов и прогнозов развития, а также для разработки корпоративных стратегий предприятия. На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что маркетинговые исследования это важный, сложный и достаточно разносторонний инструмент маркетинговой деятельности компании. Маркетинговые исследования помогают обеспечить разнообразной информацией лица, принимающие управленческие решения. Существует достаточно большой спектр направлений маркетинговых исследований.

Глава 2 Проведение маркетингового исследования рынка молока

2.1 Общая характеристика рынка молока

Конечным результатом маркетинговых исследований регионального рынка сельскохозяйственной продукции является формирование информационно-аналитической базы принятия управленческих решений и обоснования региональных программных мероприятий; разработка соответствующих мер воздействия на конъюнктуру рынка в целях устойчивого развития сельских территорий, обеспечения эффективности аграрной политики и продовольственной безопасности региона.


Применение адаптированной технологии маркетинговых исследований регионального рынка молока и молочной продукции направлено на реализацию функций анализа, прогнозирования и управления с отработкой тактических и стратегических планов освоения рынка с использованием средств формирования спроса и стимулирования сбыта, изучения внешней и внутренней маркетинговой среды.

Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры агропромышленного комплекса Волгоградской области. Его основой, объединяющей взаимосвязанные сектора, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, является молочное скотоводство [5].

За последние пять лет в Волгоградской области наметилась тенденция стабилизации и некоторого роста производства молока - в среднем на 3 % в год, в основном это было достигнуто за счет повышения молочной продуктивности коров. Надои молока в области за период 2011-2015 гг. выросли на 470 кг в расчете на одну корову.

Ранее основными переработчиками молока и производителями молочной продукции были предприятия молочной промышленности. их ведущая роль сохранилась и сейчас, но на рынке молока еще один участник - сам производитель: в производстве цельномолочной продукции его доля с каждым годом увеличивается, причем продукция реализуется по более низким ценам.

Из-за нехватки сырья для перерабатывающих предприятий дефицит его покрывается импортом, кроме того, происходит отток части сырья от крупных предприятий на вновь организуемые предприятия малой мощности (мини-заводы).

Эти проблемы коснулись и молочной промышленности Волгоградской области. В 2015 г. в Волгограде было заготовлено всего 174 тыс. т сырья для переработки на молочных заводах, а 11 лет назад цифра составляла 650-700 тыс. т, т. е. объемы заготовленного сырья упали в 4 раза.

Удорожание сырья, энергоресурсов, транспортных расходов, неполное использование производственных мощностей ведут к увеличению затрат на производство продукции. Высокая себестоимость отечественнои продукции делает ее неконкурентоспособной по сравнению с более дешевой импортной. В результате ухудшения финансового состояния молочной промышленности удельный вес убыточных предприятий остается еще достаточно высоким (33 %).

Рост объемов импорта по демпинговым ценам, реализуемого при яркой рекламе и часто по агрессивному сбыту, приводит отечественного производителя к весьма невыгодной ситуации. При условии снижения платежеспособного спроса отечественная продукция с высокой себестоимостью, несмотря на более высокое качество и падение объемов производства, не всегда находит реализацию [2].