Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (на реальном виде товаров, пример молоко).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведенных исследований были получены следующие результаты:

При ответе на вопрос «Покупаете ли Вы молочные продукты?» положительно ответили - 97,4% опрошенных.

Цели покупки потребителями молочных продуктов следующие (рисунок 2.7):

Рис. 2.7 - Цели покупки молочных продуктов

«для нормального функционирования организма» - 38,2%;

«для удовлетворения вкусовых потребностей» - 21,4%;

«для детского питания» - 13,8%;

«для диетического питания» - 10,2%;

«для кулинарных целей» - 16,4%.

При ответе на вопрос «Как часто Вы покупаете молочные продукты?» были получены данные, зафиксированные в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Частота покупок молочных продуктов

Ассортимент

Частота покупок

ежедневно

через день

1 раз в неделю

редко

Молоко

59,8%

32,4%

5,2%

2,6%

Кисломолочные напитки

28,6%

36,2%

23,2%

12%

Сметана

18,8%

19,4%

50,2%

10,6%

Творог и творожные изделия

19,6%

24,2%

46,4%

9,8%

Сыры

2%

6%

42,6%

49,4%

Консервированные молочные продукты

0

0,4%

32,6%

67%

Десерты

2,4%

11%

56,2%

30,4%

На вопрос «Какого качества Вы предпочитаете покупать молочные продукты?» были получены следующие ответы: «обезжиренные» - 17,6%, «полужирные» - 39,6%, «жирные» - 42,8% (рисунок 2.8).

Рис. 2.8 – Соотношение покупаемых молочных продуктов

При ответе на вопрос «Какие творожные изделия Вы предпочитаете?» большинство респондентов выбрало бы творожные изделия с наполнителями - 58,2%.

Ответы на вопрос «Ваше отношение к продуктам, выработанным из натурального молока» были получены следующие ответы: «положительное» - 86,0%, «отрицательное» - 1,4%, «безразличное» - 5,6%, «затрудняюсь ответить» - 7,0% (рисунок 2.9).

Рис. 2.9 - Отношение потребителей к продуктам, вырабатываемым из натурального молока

Готовность респондентов покупать продукты, выработанные из натурального молока, составляет 86,0%.

При ответе на вопрос «Будете ли Вы покупать продукты, выработанные из натурального молока, если они будут дороже обычных?» были получены следующие данные: «да» - 33,6%, «нет» - 25,2%, «иногда» - 41,2% (рисунок 2.10).


Рис. 2.10 - Влияние ценового фактора на выбор потребителя

Количество людей, знающих о полезных свойствах натуральных молочных продуктов, в процентном соотношении составило 97,2%.

При опросе был задан вопрос: «С какими пищевыми добавками Вы предпочитаете покупать молочные продукты?» Предпочтения опрошенных распределились следующим образом: «натуральный продукт без добавок» - 62,2%, «витамины» - 15,0%, «клетчатка» - 5,8%, «растительные компоненты» - 10,6%, «не имеет значения» - 6,4% (рисунок 2.11).

Рис. 2.11 - Предпочтения респондентов в отношении пищевых добавок

В Волгоградской области производство молока-сырья в последние годы обеспечивали крупные и средние сельскохозяйственные предприятия - 56,0-56,5%, а также хозяйства населения - 40-41% и крестьянские (фермерские) хозяйства - 3,0-3,5%. Однако, несмотря на относительную стабилизацию производства, тенденции его спада не преодолены. В свою очередь это ведёт к формированию новых каналов товародвижения возникающими новыми субъектами.

С целью получения более качественной и полной информации о поведении потребителей на рынке молока и молочной продукции, с использованием методики В.А. Солопова и Е.А.Семеновой [2] нами по результатам анкетирования была проведена дифференциация потребителей по интенсивности потребления молока и молочных продуктов (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Дифференциация потребителей-респондентов по интенсивности потребления молока и молочных продуктов, %

Признаки сегментации

Уровень дохода в расчете на 1 члена семьи в месяц (руб.)

Итого потребителей по группе

1

2

3

4

5

до 7500

7501-10000

10001-15000

15001-20000

более 20000

Интенсивность

потребления

молока

(литров в неделю на 1 человека)

1

не употребляют

-

0,5

-

-

0,7

1,2

2

до 0,5

2,0

6,5

1,8

1,4

2,4

14,, 1

3

0,5-1,0

4,5

23,9

4,2

3,5

5,3

41,4

4

1,0-1,5

1,5

7,6

6,3

5,1

2,0

22,5

5

1,5-2,0

1,2

7,4

1,5

1,4

1,3

12,8

6

2,0-3,0

0,3

4,1

0,6

0,6

1,1

6,7

7

более 3,0

-

0,6

-

0,7

-

1,3

Итого

9,5

50,6

14,4

12,7

12,8

100


Из анализа данных, представленных в таблице 3, следует, что более половины потребителей (50,6%) имеют уровень дохода 7501-10000 рублей. Ещё 27,1% составляют группу потребителей от 10001 до 15000 и от 15001 до 20000 рублей. В связи с этим закономерным является ориентация производителей молока и молочной продукции на данные сегменты.

Безусловно и то, что решающим фактором при выборе производителя молочной продукции для всех потребителей является соотношение качества и цены продукции. Качество как категория само по себе имеет важнейшее значение, и в наших исследованиях было установлено, что с ростом доходов этот показатель возростал с 70,1% до 85,4%. Не менее важным фактором оказалась и цена: так, для потребителей с низким уровнем дохода до 5500 рублей, она имела значение для 49,2% опрошенных. На дату изготовления продукта респонденты всех групп обращали не меньшее внимание - от 61,7% в группе до 5500 рублей до 70,7% в группе с доходом более 10000 рублей.

Таким образом, сложившиеся экономические условия характеризуют рынок молоко- продуктов области как рынок с наличием пониженного спроса населения на переработанную молочную продукцию, которая составляет 245 кг на душу населения, что обеспечивает 62-68% потребности от нормы потребления.

Для определения меры удовлетворения спроса на молоко и молочные продукты были исследованы основные характеристики товарного предложения. На основании проведенных маркетинговых исследований были выделены следующие типы потребления молочной продукции (таблица 2.7; рисунок 2.12):

Таблица 2.7 - Типы потребления молочных продуктов, выявленные на основе опроса респондентов

Типы

Потребительские предпочтения

Доход

Характерная черта восприятия

Удельный вес в общем количестве опрошенных, %

«Традициионый»

Обычные молочные продукты: молоко, кефир, сметана, сливочное масло

низкий, средний

Оценка полезности продукта по жирности Низкая цена при хорошем качестве

51-53

«Ориентированный на здоровое питание»

Низкокалорийные, с низким содержанием сахара, обезжиренные, высокобелковые продукты, в качественной упаковке

средний, высокий

Состав продукции, имидж производителя, качество сырья и технологии его обработки

20-22

«Сельский»

«Сельский» органический молочный продукт

низкий, средний

Оптимальное сочетание цены и качества

25-30


Рис. 2.12 - Характеристики товарного предложения предпочтений

  1. «Традиционный». Предпочтения потребителей данного типа включают в себя, в своём большинстве, широко реализуемые молочные продукты: молоко, кефир, сметану, сливочное масло. Это потребители, возраст которых составляет от 30 до 75 лет, с низкими и средними доходами. Характерной чертой восприятия молочных продуктов данным типом потребителя является «низкая цена при хорошем качестве».
  2. «Ориентированный на здоровое питание». Питание низкокалорийными, обезжиренными, высокобелковыми и низкосахаросодержащими молочными продуктами, обогащенных иммуностимулирующими добавками, в качественной, удобной упаковке - является основополагающим для данного типа потребителей.
  3. «Сельский». Убеждённость в высокой полезности молочных продуктов, полученных в естественных, экологически чистых условиях и имеющих натуральные свойства ингредиентов - объединяют данный тип потребителей.

Расчёт потенциального рыночного спроса говорит о том, что он для каждого сегмента потребителей различен. Так спрос в сегменте «традиционный» составит, в пересчете на молоко, около 230-240 тыс.т в год, в сегменте «здоровый образ жизни» - 95-100 тыс.т и в сегменте «сельский» - 115-120 тыс.т. В свою очередь, такой расчёт производства молочной продукции предполагает разработку различных маркетинговых инноваций для каждого из сегментов, в соотвествии с его товарной направленностью.

Таким образом, проведенные маркетинговые исследования потребительских предпочтений жителей показали следующие результаты:

    1. Все категории населения употребляют в пищу молочные продукты.
    2. Ежедневно молоко употребляют в пищу 50,8% населения. Снижение потребления молочных продуктов, в большинстве случаев, связано с ценовым фактором.
    3. Большинство людей знают о положительном влиянии молочных продуктов на организм, а также высоко оценивают их вкусовые достоинства.
    4. Большая часть потребителей отдает предпочтение молочным продуктам, выработанным из натурального молока, предпочитая более высокие вкусовые качества.
    5. Подавляющая часть респондентов имеет представление о полезности молочных продуктов, вырабатываемых из натурального молока и готова внести в рацион питания эти молочные продукты.
    6. Несмотря на признание высокого качества молочных продуктов, выработанных из натурального молока, ценовой фактор оказывает большое влияние на выбор потребителя. Поэтому количество респондентов, выразивших желание приобретать эти продукты, сократилось с 57,2% до 33,6%. Но в то же время периодически включать их в свой рацион согласилось 41,2% респондентов.
    7. Большинство опрошенных (93,6%) высказали мнение о недостатке в их рационе питания витаминов и минералов и о необходимости потребления продуктов питания, выработанных из натурального молока.

2.3 Мероприятия по поддержке рынка молока

Для стимулирования развития животноводства, повышения экономической эффективности и заинтересованности сельхозпроизводителей в реализации сырья перерабатывающим предприятиям необходимо использовать систему регулирования закупочных, оптовых и розничных цен с учетом равноправного долевого участия предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и торговли в общих издержках и прибыли от реализации конечной продукции.

Большое значение при этом имеет государственное регулирование АПк, которое подразумевает целенаправленное воздействие на объекты социально-экономической системы в целях достижения ими желаемого состояния на основе использования различных методов управления. однако государственное регулирование как элемент экономической политики становится действенным инструментом только в том случае, если четко обоснован механизм воздействия государства на конкретные сферы или объекты в процессе превращения сырья в изготовленный продукт и далее по продуктовой цепочке - к потребителю (покупателю).

В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Правительством РФ предложена программа разработки государственной политики стратегического развития агропромышленного комплекса. Наиболее сильными сторонами этой программы являются определение верных целей развития, понимание и признание основных направлений государственного регулирования и управления в АПК. Важным представляется и понимание необходимости регулирования продовольственных рынков, а также роли агропромышленного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности страны и усилении позиций государства на переговорах по широкому спектру политических и экономических вопросов.

Совершенствование системы регулирования агропромышленного комплекса, ориентированное на восстановление его управляемости, - одна из ключевых задач государства в области аграрной политики, которая подразумевает построение рациональных систем управления, адаптированных к современным условиям хозяйствования и требованиям вновь возникающих изменений, а также охватывающих все или большинство элементов различных сфер АПК.

Возрождение агропромышленного комплекса как единой системы следует начинать не с общих национальных межрегиональных производственных и межтерриториально-производственных структур АПК, а с отдельных подкомплексов, в рамках которых можно будет формировать соответствующую производственную структуру с выходом на конкретные территории и регионы. Такой подход позволит сконцентрировать усилия на одном направлении, которое за счет повышения эффективности одного или нескольких основных секторов поможет создать предпосылки роста эффективности во всей системе регионального агропромышленного производства.