Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (на реальном виде товаров, пример молоко).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве такого приоритетного направления выступает региональный рынок молока и молочной продукции.

В целях создания условий устойчивого развития отечественного молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в 2015 г. была продолжена реализация целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2013-2016 годы» [6]. Число регионов, участвующих в реализации целевой программы, возросло в 2015 г. до 66 (рис. 2.12).

Рис. 2.12 - Реализация экономически значимых региональных программ по развитию молочного скотоводства в Волгоградской области в 2013-2015 гг.

В целях развития семейных молочных ферм и переработки молока на кооперативной основе в 2015г. продолжалась реализация программы по развитию пилотных семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в рамках которой создано свыше 3 000 семейных ферм.

Основным фактором роста в рамках реализуемых программ является проводимая в молочном скотоводстве модернизация. Всего в 2012-2015 гг. введено 336 новых молочных ферм и комплексов и 784 комплекса модернизировано. Дополнительное производство молока на них за четыре года увеличено на 649,5 тыс. т. При этом доля продукции, производимой по инновационным технологиям, выросла с 0,7 % в 2012 г. до 2 % в 2015 г. министерством сельского хозяйства РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и национальным союзом производителей молока России были приняты меры по стабилизации ситуации на молочном рынке. Было продолжено подписание соглашений сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями об установлении закупочных цен на молоко [6].

Центральной фигурой рынка молока и молочной продукции являются производители сырого молока независимо от их форм собственности и хозяйствования. основные задачи государства при этом видятся в том, чтобы обеспечить:

  • контроль за исполнением действующих нормативно-правовых актов и принятием ряда дополнительных законодательных документов, которые определяли бы на ближайшую и более отдаленную перспективу основные мероприятия по развитию молочного скотоводства, а также организационно-экономический механизм их реализации на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • преимущественно экономические методы государственного регулирования рынка молока с применением «мягких» регулирующих механизмов посредством оптимального сочетания ценовой политики, бюджетной поддержки, льготного налогообложения и кредитования на принципах возмещения кредитного процента; других экономических рычагов, обеспечивающих режим максимального благоприятствования развитию молочного скотоводства, и тем самым создающих эффективную модель организационно-экономического механизма, позволяющую с помощью государства способствовать саморазвитию молочного скотоводства, а в последующем - и других сопряженных с ней секторов сельского хозяйства и АПК в целом;
  • объединение производителей молока на ин- тегративной и кластерной основе в целях согласования и координации своих действий, выработки единой структурной, ценовой и сбытовой политики, реального участия в формировании государственной политики, лоббированию экономических интересов в органах федеральной и региональной законодательной и исполнительной власти; • эффективное использование существующей рыночной инфраструктуры и сформировать недостающие ее элементы в целях более полной реализации потенциальных возможностей повышения эффективности молочного скотоводства каждого производящего хозяйства, а также региона в целом.

Перспективная модель функционирования российского рынка молока и молочной продукции как сложной и динамично развивающейся системы должна стать относительно динамически устойчивой. Важным моментом для выбора основных направлений и мер государственного регулирования рынка молока является определение целевой установки в развитии производства, рынка молока и молочной продукции, нахождения их рациональных количественных и качественных параметров на каждый конкретный период с помощью реализации целевых программ разного уровня.

Кроме того, государственное регулирование рынка молока и молочной продукции должно носить упреждающий характер, происходить в тесной увязке с регулированием сопряженных с производством молока секторов, сочетать федеральные, региональные подходы и представлять собой единую систему.

Всем этим требованиям во многом отвечает Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2012 годы (далее - Государственная программа), в которой получили дальнейшее развитие направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК», она является главным инструментом реализации государственной аграрной политики [6].

Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также финансовое, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых в ней мероприятий, целевые индикаторы, показатели их результативности и прогноз развития сельского хозяйства. Она призвана создать не только необходимые условия для решения основных производственных, финансово- экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, но и содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития страны до 2020 г. Ее главными целями на пятилетний период являются:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных секторов сельского хозяйства;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

За четырехлетний период реализации государственной программы минсельхозом России ежегодно разрабатывался сетевой график, в соответствии с которым была сформирована необходимая нормативная правовая база, со всеми субъектами Федерации заключены соглашения, устанавливающие объемы поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и обязательства субъектов Федерации по выполнению мероприятий и достижению результативных показателей государственной программы, приняты соглашения по взаимодействию и реализации ее целей и задач с 51 союзом (ассоциациями), оАо «Россельхозбанк», Сбербанком России, оАо «Росагролизинг» и Россельхозакадемией, а также по созданию объединений товаропроизводителей АПк в рамках Таможенного союза.

Важнейшее место в государственной программе отводится мероприятиям по формированию племенной базы в целях увеличения продуктивности животных, включающим в себя меры по увеличению производства высококачественной племенной продукции и стимулированию селекционной работы. В соответствии с целевым индикатором - Государственной программой - доля племенного скота в общем поголовье должна вырасти с 7,8 % на начало 2012 г. до 13,1 % к 2012 г., что будет полностью соответствовать оптимальному соотношению в структуре скотоводства. В 2015 г. удельный вес племенного скота в общем поголовье достиг 12,5 % при плане 12,0 %. Прирост реализации племенного скота в 2015 г. составил 11,3 % при плане 15 % (рис. 2.13).

Рис. 2.13 Удельный вес племенного крупного рогатого скота в общем поголовье, %

Развитие племенной базы является главным направлением проведения модернизации в животноводстве (рис. 2.14).

Рис. 2.14 - Эффективность государственной поддержки племенного молочного скотоводства в Волгоградской области в 2012-2015 гг., тыс. голов

Крупный рогатый скот в 2015 г. был поставлен в 33 региона, что способствовало дальнейшему обновлению породного состава в них. В Волгоградскую область в том же году было поставлено всего около 150 голов племенного крупного рогатого скота. Для сравнения: в Краснодарский и Ставропольский края было поставлено за то же время более 1 500 голов КРС.

ОАО «Росагролизинг» было установлено задание по поставке племенного скота в количестве 30 тыс. голов, фактически поставлено 56,1 тыс. голов. ОАО «Росагролизинг» перевыполнило план по поставкам оборудования для животноводства в 2 раза.

Несмотря на увеличение объемов господдержки за счет федерального бюджета, индикатор по наращиванию производства молока не выполняется, что свидетельствует о необходимости увеличения размеров бюджетного финансирования и совершенствования механизма распределения по регионам средств на поддержку молочного скотоводства.


Заключение

Проведенное исследование рынка молокопродуктов в области позволило выявить ряд недостатков в его формировании и определить следующий механизм регулирования рынка молока и молочной продукции:

      1. разработать систему мер по повышению эффективности производства молока в рамках отдельного хозяйства региона;
      2. обеспечить гарантированное финансирование производства молока при строгом контроле использования средств, предусмотренных и выделенных в полном объеме от запланированных финансовых вложений из бюджета, руководствуясь тем, что молоко - это один из основных стратегических ресурсов, обеспечивающих продовольственную безопасность государства;
      3. ежегодно предусматривать бюджетом объем финансирования деятельности маркетинговых информационных систем (для каждого отдельного региона) с тем, чтобы можно было осуществлять грамотную ценовую политику на рынке молока;
      4. создать условия для привлечения инвесторов в производство, особенно тех, кто имеет контрольные пакеты акций перерабатывающих предприятий (регулирование должно касаться всех сфер производства АПК);
      5. систематизировать и дополнить необходимыми законами и нормативными документами правовую базу, обеспечивающую ответственность руководителей предприятий и учреждений за выполнение законодательных актов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка молока и молочной продукции.

Следует еще раз отметить, что государственное регулирование рынка молока и молочной продукции в целях создания нормальных, не деформированных рыночных отношений, должно сочетаться с принципом саморегулирования аграрного рынка.

В настоящее время о деформациях экономических отношений субъектов рынка молока и молочной продукции свидетельствует наглядная схема распределения стоимости. Так, производители сырого молока (особенно это касается крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, которые удерживают лидерство по удельному весу произведенного молока в общем балансе региона) в силу отсутствия господдержки не сумели освоить методы кооперации для совместной реализации отдельных функций, чтобы избежать ценового произвола частников из посреднической сферы.

Таким образом, регулирование рынка молока и молочной продукции на практике должно проходить под государственным контролем в сочетании с действием механизма саморегулирования, основанного на принципах интеграции и при горизонтальной интеграции - кластеризации.