Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Стрaтегия динaмического рoста.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Осуществление психологической поддержки персонала (разработка концепции психологической поддержки; выявление психологического портрета и личностных качеств сотрудников и вновь принятых ; мониторинг состояния психологического климата в коллективе и т. д);

5) Сбор и обработка информации о рынках труда, определение наиболее эффективного способа комплектования персонала;

6) Оценка кадрового состава, проведение аттестации и реализации управленческих решений, принятых по ее результатам;

7) Кадровое делопроизводство в полном объеме - оформление приема, увольнения, отпусков, перемещений, кадровых документов согласно принятым требованиям, заполнение трудовых книжек и ведение журналов учета; сдача установленной отчетности;

8) Организация взаимодействия с профсоюзом (при его наличии).

Кадровая служба не участвуют напрямую в управлении основной деятельности компании, а только помогает руководству решать вопросы, связанные с реализацией выбранной кадровой стратегией управлением персоналом. Структура кадровой службы зависит прежде всего от функций, которые они выполняют, а также от числа работников в организации. [10, c. 96]

Кадровые службы могут быть организованы по функциям и по объектам, быть иерархическими и неиерархическими, централизованными и децентрализованными. Понятно, что на разных стадиях жизненного цикла организации функции отдела кадров неодинаковы:

1) на стадии формирования организации кадровой службы как таковой еще нет, не выработаны принципы работы с персоналом, образцы документации, но кадровые мероприятия необходимы. К ним будет относиться проектирование организационной структуры, осуществление затрат на подбор и привлечение персонала, его обучение, оплату труда и способы адаптации в организации.

2) на стадии интенсивного роста в задачи кадровой службы входят привлечение нового персонала и развитие корпоративной культуры.

3) на стадии стабилизации главное в деятельности кадровой службы - оценка персонала, поиск резервов, планирование карьеры, анализ соответствия бизнес - стратегии кадровой или ее замена .

4) на стадии кризиса - важную роль играет диагностика кадрового потенциала, при необходимости проведение сокращения штата.

Кадровая служба, осуществляя названные функции управления персоналом и реализуя тем самым вид выбранной стратегии, ориентирует работников предприятия на результативную деятельность, способствуют формированию у них чувства удовлетворенности и верности предприятию, что служит достижению целей его кадровой и бизнес - политики. Роль кадровой службы велика на предприятии, так как она является не только посредником между работниками и администрацией, но и субъектом кадровой стратегии. От правильно задуманной и реализованной кадровой стратегии зависит положение организации на рынке, ее авторитет и выполнение первостепенных целей. [9, с.113]


Задачи и функции кадровой службы

Управление персоналом – это целенаправленная упорядоченная деятельность, по полному и своевременному обеспечению организации кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильной расстановке и стимулированию. [12, c.257]

Решение вопросов кадрового обеспечения возлагается, как правило, на штатную кадровую службу организации. Кадровая служба является функциональным структурным подразделением ор­ганизации, подчиненным руководителю организации или его заместителю по кадрам.

Задачами кадровой службы являются:

- организация работы по выработке кадровой политики;

- подбор, отбор, расстановка, изучение и использование рабочих кадров, руководителей и специалистов;

- участие в формировании стабильного коллектива;

- создание кадрового резерва и работа с ним;

- организация учета кадров.

Структура кадровой службы зависит от многих факторов: формы собственности, типа организации, численности работающих и т.д. В некрупных предпринимательских структурах функции этой службы обычно выполняет один человек – менеджер по персоналу, или иногда данные функции делегируются секретарю-референту (управляющему делами). В государственных организациях и крупных фирмах служба кадров делится на подотделы, секторы, группы. Например, в целях обеспечения эффективной работы кадровой службы в ее организаци­онно-штатную структуру могут быть включены: отдел кадров, отдел профессио­нальной подготовки, организационно-методический отдел, отдел документационно-информационного обеспечения и др.

Непосредственное руководство кадровой службой осуществляет ее руководитель, подчиняющийся непосредственно руководителю организации. В состав кадровой службы могут входить следующие специалисты:

- инспектор по кадрам;

- специалист по кадрам;

- инженер по организации труда;

- инженер по подготовке кадров и др.

Можно назвать обобщенно следующие функции кадровой службы:

1) перспективное прогнозирование и планирование потребности организации в кадрах различных профессий, специальностей и т.п.;

2) обоснование и расчет текущей рациональной численности персонала в разрезе профессиональных групп;

3) комплектование коллектива организации соответствующим количеством руководителей, специалистов и технических работников;


4) систематический анализ профессионального, возрастного состава кадров и выработка соответствующих практических рекомендаций;

5) анализ деловых и моральных качеств руководителей и спе­циалистов;

6) организация обучения и повышения квали­фикации персонала;

7) проведение регулярной аттестации кадров, анкетирования и тестирования сотрудников, контроль соблюдения ими правил внутреннего трудового распорядка;

8) организация системы учета кадров, их движения и анализ текучести;

9) документирование трудовых правоотношений организации с персоналом;

10) организация работы с комплексами кадровой документации;

11) внедрение в практику современных достижений в области автоматизации информационного обеспечения деятельности службы.

Кадровая служба, независимо от ее структуры и численности, призвана выполнять достаточно обширный и трудоемкий комплекс функций, который не огра­ничивается техническими операциями по документированию трудовых правоотно­шений и включает в себя организацию творческих операций по подбору и отбору кадров для работы в данной организации.[7, с.89]

Влияние кадровой службы на реализацию кадровой стратегии организации.

Вопрос о связи стратегии организации и кадровой политики в настоящее время является актуальным и приобретает особое значение для многих компаний. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки, умения, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние, так и внутренние условия функционирования организации. Кроме того, происходит моральное устаревание знаний, поэтому компании необходима стратегия, направленная на развитие её кадрового потенциала. В данной статье на основе теоретических материалов будет показана связь стратегии организации и кадровой политики и то, что это означает для современной организации. [6,c. 84]

В современном менеджменте стратегия стала общепризнанным понятием, и вошло в обиход специалистов в области управления, теорию и практику менеджмента. Чаще всего под стратегией понимается определенный набор правил, которыми руководствуется компания при принятии управленческих решений. Помимо этого под стратегией понимается общий комплексный план развития организации, обеспечивающий достижение стратегических целей организации и осуществление миссии. Формирование стратегии происходит из стратегических целей организации, она предполагает методы их достижения таким образом, чтобы организация приобретала единое направление развития.


В зависимости от внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность компании, стратегия определяет границы управленческих решений и возможных действий компании. Руководство компании, говоря о стратегии, на практике, подразумевает деятельность, направленную на изменение положения организации на рынке, и/или изменение её целей, которым следует управленческий персонал. Однако следует отметить, что такое понимание стратегии ориентировано в первую очередь на оперативную деятельность, связанную с временным улучшением рыночной позиции компании.

Стратегия компании должна:

1) содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;

2) поддерживать инициативу;

3) концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;

4) предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;

5) обозначать скоординированное руководство;

6) предполагать корректное расписание действий;

7) обеспечивать гарантированные ресурсы.

В рамках реализации стратегии следует уделять внимание кадровой политике. Перспективы развития организации зависят от того сколько внимания она уделяет сотрудникам. Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологий и рынка в ближайшем будущем. Кадровая политика тесно связана со всеми областями стратегии организации. С одной стороны, принятие решений в области кадровой политики происходит во всех комплексных функциональных подсистемах: управления научно-технической деятельностью, управления производством, управления экономической деятельностью, управления внешне-хозяйственной деятельностью, управления персоналом организации. [7, с. 94]

С другой стороны, решения в области кадровой политики влияют на решения в этих комплексных функциональных подсистемах. Каждый из видов деятельности компании должен способствовать реализации корпоративной стратегии. К одному из таких видов относится управление персоналом. Из главной цели кадровой политики можно выделить подцели для управления персоналом, к примеру, предоставить трудовые ресурсы определенного качества и количества, на определенные рабочие места, на установленный период, к конкретному сроку. Содержание кадровой политики в организации можно определить исходя из таких целевых установок.

В современных реалиях следует учитывать, что не только компания имеет свои цели. Свои личные, индивидуальные цели имеет каждый сотрудник организации. Основной принцип кадровой политики можно сформулировать исходя из необходимости соответствия индивидуальных и организационных целей. Он состоит в том, что достижение индивидуальных и организационных целей одинаково необходимо. Это приводит к необходимости, в случае возникновения конфликта целей, искать компромиссы, а не отдавать предпочтение полностью одной стороне. Если в полной мере учитывать это обстоятельство, то можно сформировать правильное понимание кадровой политики. В последние годы, практика показывает, что такой принцип реализуется в компаниях все в большей степени.


Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые требования. Персонал также имеет субъективные интересы и чувствителен к управленческим воздействиям. Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом. Объектами системы управления персоналом являются:

– работники;

– рабочие группы;

– трудовой коллектив.

Субъектами системы управления персоналом являются:

– функциональный управленческий персонал;

– линейный управленческий персонал.

Таким образом, управление человеческими ресурсами является самостоятельно функционирующей системой со своими принципами, функциями и полномочиями, включающей в себя планирование трудовых ресурсов, набор и отбор персонала, определение заработной платы и разработку системы мотивации, профессиональную ориентацию и адаптацию сотрудников, обучение персонала, оценку трудовых ресурсов, подготовку руководящих кадров и управление движением по службе.

Управление человеческими ресурсами является комплексной задачей для руководства всех уровней, в том числе и службы управления персоналом. Это обусловлено общей проблематикой — им нужно не только правильно оценить поведение подчиненных, но и найти способы реализации стратегии организации. Разбираясь в соотношении корпоративных интересов с личными интересами сотрудников и в их балансе в компании, менеджер может менять это соотношение для повышения эффективности труда в компании или отдельно взятом её подразделении.

Для того чтобы выработать набор инструментов для повышения показателей деятельности на всей уровнях управления, следует изучить правила и принципы управления подчиненными, что в итоге должно решить задачу повышения эффективности организации. В первую очередь кадровая политика предусматривает формирование стратегии управления персоналом организации, которая в свою очередь учитывает стратегию деятельности организации.

Стратегия управления персоналом предполагает:

1) постановка целей управления персоналам, а именно во время принятия решений в сфере управления персоналом должны учитываться как экономические аспекты, так и интересы и потребности работников.

2) создание условий для обеспечения баланса между социальной и экономической эффективностью использования трудовых ресурсов в компании.