Файл: Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Уважай мнение товарищей по коллективу. Если спор неизбежен, то не следует начинать его с прямого отклонения мнения товарищей, например, со слов: «Ты не прав!» Это воспринимается почти так же, как заявление: «Я умнее тебя». Прямо заявив товарищу, что он не прав, не позаботившись о том, чтобы вникнуть в суть занимаемой им позиции, мы наносим удар его самолюбию, и чувству собственного достоинства. Это, как правило, вызывает лишь раздражение и желание ответить тем же.

2. Укрепляй у товарищей веру в себя. Если просто скажешь товарищу, что он бездарен и делает все неправильно, то убьешь нем веру в себя и желание совершенствоваться. Если же отметишь его успехи, а не промахи, дашь понять, что веришь в него, то он сделает все, чтобы стать лучше.

3. Доказывая свою мысль другим, избегай выражений типа: «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно» и т. п. .Лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется», и пр. Их употребление вместо безапелляционных суждений не поколеблет вашей уверенности и вместе с тем позволит скорее убедить товарищей, не задевая их достоинства.

4. Если не прав, открыто признай это перед товарищами по коллективу. Признавая свои ошибки, мы оказываемся в менее неловком положении, чем тогда, когда эти ошибки замечают другие. Самому себя критиковать легче, чем выслушивать замечания в свой, адрес со стороны.

5. Стремясь убедить в чем-то товарища по коллективу, дай ему сначала до конца выговориться. Нельзя прерывать человека, не завершившего свою мысль. Он все равно будет занят ею и не воспримет того, о чем ты говоришь, с должным вниманием. Внимательно и терпеливо слушающий человек успокаивает собеседника. В присутствии такого слушателя даже самый конфликтный человек умолкает и готов слушать и понимать других.

6. Прежде чем осудить товарища, постарайся выяснить, почему он так поступил. У каждого человека своя логика, своя система рассуждений, с помощью которых он оправдывает свои поступки. Критиковать и осуждать умеет каждый, а понять человека и помочь ему исправить свою ошибку дано немногим. Научившись этому, мы сами вырастаем как личности.

7. Начинать беседу с товарищем, в процессе которой ты хочешь его в чем-то переубедить, надо с искреннего, дружеского, доброжелательного к нему отношения. Если человек настроен по отношению к тебе враждебно, он не будет рассуждать логично, воспринимать объективно то, о чем ему говорят. Наше восприятие и понимание других людей существенно зависят от эмоционального настроя по отношению к ним. Недружелюбное отношение ожесточает человека, убивает в нем желание сотрудничать. Дружелюбное, напротив, располагает к сотрудничеству и взаимопониманию.


8. Умей видеть достоинства, положительные стороны у людей, будь искренним, сердечным и щедрым па похвалы. У всех людей есть не только недостатки, но и очевидные достоинства. Свои положительные стороны человек, как правило, знает и стремится их развивать. Растить в человеке лучшее, что и нем заложено, можно путем высокой оценки поступков, в которых это лучшее проявляется.

9. Не навязывай своего мнения товарищу, дай ему самому прийти к нужному выводу. Мы больше верим и следуем тем выводам, к которым приходим сами, чем тем, которые предлагаются нам в готовом виде. Помогая товарищу самому прийти к нужному выводу, мы не только делаем этот вывод более убедительным, но способствуем развитию мышления, чувства собственного достоинства у товарища.

10. Проявляй искренний, бескорыстный интерес к товарищам по коллективу. Каждый человек нуждается во внимании и бывает рад, если окружающие искренне им интересуются. Вникай в жизнь и дела своих товарищей по коллективу, мы тем самым способствуем установлению дружеских взаимоотношений.

Эти правила усваиваются не сразу. Порой приходится ломать имеющиеся представления, взгляды, привычки. Для лучшего усвоения этих правил со школьниками целесообразно проводить специальные занятия, во время которых они могли бы не только понять, но и практически, с товарищами по классу, научиться пользоваться ими.

В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жизни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, трудно бывает добиться вполне доверительных отношений между учащимися. Почему? Прежде всего, потому, что нет одинаковых людей, каждый неповторим. У каждого — свой характер.

Как личность человек начинает формироваться рано. Примерно к 6 годам, то есть к началу обучения в общеобразовательной школе, каждый ребенок — уже личность со своими требованиями и отношением к людям. Сформировавшись как личность, человек приобретает способность действовать и мыслить самостоятельно. Ему требуется меньше помощи в решении разнообразных задач. Он освобождается от необходимости постоянной опеки. Вместе с тем становление самостоятельности личности и возникновение определенных трудностей в сфере человеческих межличностных взаимоотношений — это две стороны одного и того же процесса взросления.

Для того чтобы школьники правильно понимали друг друга, надо учить их наблюдательности, умению размышлять над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений, самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания. В процессе их обсуждения каждый из учеников может высказать свое мнение и сопоставить его с мнениями товарищей по классу. Предметом специального разговора могут стать поступки и черты характера любимых литературных героев, действующих лиц кинофильмов, телепередач и т. п.


Немалое значение имеет обучение школьников умению ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутренние состояния и переживания. Большую пользу в данном деле оказывают школьникам ролевые игры, в частности упражнения на занятиях по этике психологии семейной жизни в исполнении различных семейных и других ролей, связанных с необходимостью понимать и воспроизводить личностные качества другого человека. Исполняя разнообразные роли в значимой совместной общественно полезной деятельности, школьники учатся правильнее воспринимать и оценивать поведение друг друга, понимать необходимость разделения и выделения личностных и собственно ролевых форм поведения.

Существует ряд приемов психологического воздействия на личные взаимоотношения. Известно, например, что согласие с нами какого-либо человека по значимому для него вопросу на фоне несогласия других делает его более симпатичным, привлекательным для нас, формирует положительное отношение к этому человеку. Мы испытываем симпатию и лучше относимся к тем людям, которые поддерживают нас. На данном факте строится социально-психологический прием, позволяющий улучшать взаимоотношения между некоторыми членами коллектива, например между руководителем и лидером.

Почти в каждом мнении есть, пусть даже незначительная, доля истины. При желании ее можно выделить и признать. Но можно и не заметить ее, обратив внимание лишь на то, что спорно или является заблуждением.

Опытный учитель может сделать так, чтобы в итоге обсуждения какого-то сложного вопроса взаимоотношения между учениками стали лучше. Для этого можно выбрать такой путь :

1. Заранее, до начала обсуждения спорного вопроса, в индивидуальных беседах с учениками, находящимися в плохих отношениях друг с другом, получить их согласие на улучшение отношений.

2. Убедить каждого из них в том, что в любом мнении, в том числе и в суждениях тех, с кем у них сложились плохие отношения, есть доля истины.

3. Настроить учащихся класса так, чтобы при обсуждении спорного вопроса они обращали внимание, в высказываниях товарищей в первую очередь на то, с чем безусловно согласны.

4. Побудить их открыто признать то зерно истины, которое содержится в словах их оппонентов, и хотя бы один раз не высказать возражений.

Психология располагает весьма интересными данными по вопросу о том, как влияет на взаимные отношения людей изменение первоначального отношения одного человека к другому. Оказалось, что из четырех возможных случаев: изменение первоначально отрицательного отношения одного человека к другому на положительное, сохранение неизменным первоначально положительного отношения, сохранение неизменным первоначально отрицательного отношения и изменение первоначально положительного отношения на отрицательное — наилучшие последствия для взаимоотношений людей имеет первый случай, а наихудшие — последний .


Для практики воздействия на взаимоотношения учеников и развития коллектива этот факт имеет существенное значение. Во-первых, чтобы создать в коллективе школьников благоприятные личные отношения, нельзя проявлять заботу о них в ущерб деловым. Во-вторых, не так уже страшно, если вначале личные взаимоотношения между учащимися не будут положительными. В-третьих, если между ребятами есть расхождения во взглядах и мнениях, то лучше, чтобы они выявились с самого начала, с первых дней становления психологии коллектива. Наконец, в-четвертых, однажды сформировав положительные отношения, необходимо позаботиться о том, чтобы они таковыми и оставались. То есть социально-психологические меры, способствующие улучшению взаимоотношений школьников в коллективе, целесообразно предпринимать не только в начале, но и в относительно более поздний период его становления.

Воспитывая у ребят дружелюбно-уважительное отношение друг к другу, создавая оптимальную нравственную атмосферу в классе, учителю следует помнить о таких, в общем-то простых приемах, которые помогут ему сплотить коллектив. Если уверенность кого-то из учеников правильности своего мнения была серьезно поколеблена, то нужно, чтобы нашелся другой ученик, который ободрил бы и поддержал первого. Для того чтобы улучшить взаимоотношения с человеком, желательно, воспользовавшись подходящей ситуацией, когда человек теряет веру в правильность собстственного мнения (при условии, если оно действительно правильно), поддержать его. Это правило поведения по отношению к товарищам по коллективу благоприятно влияет на улучшение отношений в классе.

Если в случайно сложившихся обстоятельствах один ученик помог другому, то в дальнейшем их отношения непременно улучшатся. На основании этого учителям, воспитателям, руководителям ученических коллективов можно рекомендовать создание в коллективе таких ситуаций, при которых его члены в силу обстоятельств больше и чаще будут оказывать помощь друг другу. Это особенно полезно для тех школьников, которые сами не очень стремятся улучшить взаимоотношения со сверстниками.

Психологи подтверждают, что отношение человека к тем людям, которые случайно присутствовали в тот момент, когда его хвалили или награждали, в дальнейшем становится более благоприятным. Этим можно воспользоваться для улучшения взаимоотношений в ученическом коллективе: рекомендуется награждать отличившихся в присутствии всего класса и особенно тех, с которыми сложились не очень хорошие личные взаимоотношения.


Знание социально-психологических закономерностей человеческих отношений и систематическое использование предложенных на их основе рекомендаций в практической работе с классом позволит учителю улучшить взаимоотношения учащихся и в целом положительно повлияет на психологический климат, на развитие ученического коллектива.

Вывод

Изучение темы данной курсовой работы об особенностях организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной привело к выводам, что это достаточно проблемный вопрос для современных школ. Не все учителя грамотно используют предлагаемые многолетней педагогической практикой методы и формы организации.

Зачастую учитель использует однотипные, удобные и незатруднительные в использование методы, но далеко не всегда удовлетворяющие потребности школьников. Многие учителя не обременяют себя поиском новых, более эффективных форм организации, хотя используемые ими форы не приносят желаемых результатов.

Частым становится явление неудовлетворенности детей организацией школьной жизни, а как следствие пропадает интерес к учебному процессу и к школе в целом.

В современной педагогической литературе можно найти массу рекомендаций по организации жизнедеятельности детского коллектива, по его сплочению, по развитию межличностных отношений в классе и многое другое. К сожалению, не так много преподавателей эти рекомендации используют на практике.

Заключение

Теория невозможна без практики, а практика – без теории. Только поддерживая баланс между этими двумя понятиями возможно гармоничное и полноценное существование коллектива.

Организации жизнедеятельности – это очень сложный процесс, в котором задействованы различные психологические, социальные и многие другие механизмы. Чтобы организовывать жизнь других людей важно осознавать, какое это серьезное и ответственное дело, какие возможности дает должность, предполагающая организационные моменты и как аккуратно надо использовать эти возможности. Для того чтобы правильно организовать чью-либо деятельность нужно иметь, помимо личных организаторских качеств, огромной целеустремленности и терпенья, большое количество знаний психологических аспектов организации: сути этой деятельности, основных принципов и психологию самих людей, которых предстоит организовывать.

Каждый коллектив индивидуален, нельзя дать какой-то определенной схемы по организации жизнедеятельности коллектива, выполняя которую можно достичь желаемого результата – каждый случай уникален и требует особого подхода. Выбор подходов и методов организации зависит не только от самого коллектива, но и от человека, который занимается его организацией. Многие великие педагоги занимались проблемой организации коллектива, и поэтому сейчас существует много теорий и методик, которые могут послужить основой для построения собственного метода организации. Примером может послужить теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко.