Файл: Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива

Особое внимание следует уделить сплочению детского коллектива.

Коллектив начинается с объединения людей, но не в механическом смысле этого слова, а со сплочения их в социально-психологическом отношении в единый жизнеспособный организм, работающий лучше и дающий обществу больше, чем могли бы дать люди каждый в отдельности. Формирование сплоченных ученических коллективов сегодня — важнейшая социальная задача, стоящая перед общеобразовательной и профессиональной школой. Сплоченный коллектив характеризуется тем, что он способен противостоять внешним воздействиям и сохранять внутреннее единство в разных условиях.

С чего же начинается сплочение коллектива? Что предъявляют собой, откуда берутся и по каким социально-психологическим законам действуют внутренние силы, соединяющие людей в единый, сплоченный коллектив?

В процессе формирования психологически сплоченного ученического коллектива решаются иногда последовательно, иногда одновременно несколько важных социально-психологических задач. Первая среди них — объединение учащихся вокруг целей совместной деятельности. Оно начинается с того, что ученики соотносят свои личные интересы и потребности с целями и задачами коллектива. |

Далеко не каждый школьник может осознать свои интересы в коллективной деятельности, правильно воспринять, оценить окружающую обстановку с точки зрения того, какие возможности коллектив предоставляет ему для собственного роста, удовлетворения насущных потребностей.

В школьном классе или другом ученическом объединении для облегчения этой задачи можно, например, провести дискуссии на темы «Я и коллектив», «Я и общество». Обсудить на них, что каждый учащийся хотел бы получить от коллектива и, в свою очередь, дать ему; как сделать так, чтобы его собственные интересы, интересы всего класса соответствовали интересам общества.

Общность целей и задач совместной деятельности является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей сплочение коллектива на всех уровнях.

После того как достигнуто мотивационно-целевое сплочение коллектива, можно приступать к следующей задаче — к поиску единства мнений относительно путей и средств достижения поставленных целей.


Сначала коллектив обсуждает пути и средства предстоящей работы, составляет единый план действий. Распределяются участки работы и обязанности ребят, определяются их права. На этой основе вырабатываются способа общения и взаимодействия, обеспечивающие последующее развитие коллектива и эффективность его работы .

Единства путей и средств осуществления совместной деятельности добиться бывает труднее, чем согласия по многим другим вопросам. Особые трудности возникают тогда когда члены коллектива приступают к распределению между собой обязанностей. Понятно, что более привлекательные виды работ пользуются «повышенным спросом», особенно в начале становления ученического коллектива. Однако в коллективной деятельности всегда есть малоинтересные, но нужные дела, выполнение которых кто-то должен взять на себя.

Важным социально-психологическим показателем сплоченности ученического коллектива является единство представлений и отношений его членов ко всем делам, готовность каждого взять их на себя. Это означает, что в высокоразвитом коллективе личные и групповые мнения его участник о том, кто и какую часть коллективной работы должен в поднять, не противоречат друг другу, не являются несовместимыми.

Но как на практике добиться подобного единства? Прежде всего необходимо воспитывать и формировать у школьников отношения, стимулирующие чувство ответственности, долга. Однако не всегда возможно добиться этого за короткий срок жизни, например, временного ученического коллектива. Тогда есть иной, более эффективный путь: попытаться психологически уравнять для членов коллектива степень привлекательности всех намечаемых дел.

Например, во время уборки класса не всем хочется заниматься грязной работой, но приятно сознавать, что делаешь полезное для коллектива дело. Здесь важно соблюсти принцип социально-психологической справедливости. За менее привлекательную работу на пользу коллектива учащийся должен получать соответствующую социально-психологическую компенсацию в форме каких-либо дополнительных, положительных моральных стимулов, повышающих ее престижность. Напротив, для самых интересных и престижных функций количество дополнительных социально-психологических стимулов должно быть соответствующим образом ограничено. Тогда разные виды работ станут психологически одинаково привлекательными для учащихся, и они быстро и охотно распределят их между собой .

Школьники приходят в ученический коллектив со своим пониманием правил поведения, норм и ценностных ориентаций. Совместная учеба, общественная работа, объединяющие ребят, усиливают значение одних правил, норм ориентации, непосредственно связанных с содержанием деятельности коллектива, и ослабляют влияние других, не имеющих к ней прямого отношения. Задача формирования устойчивой нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе является весьма важной.


Сплочение коллектива на уровне норм и ценности ориентации происходит по мере того, как ребята все актив нее объединяются между собой и участвуют в совместно общественно полезной деятельности. Создание нравственной атмосферы в классе, понимание жизненных ценностей — подлинных и мнимых — происходит постепенно. Опытный учитель направляет этот процесс и ускоряет его. Учителя могут, например, предложить школьникам высказать свои мнения о жизни класса, обсудить те или иные поступки товарищей — в плане их нравственной ценности. Для этого, однако, нужно, чтобы педагог хорошо знал класс, и обстановку в нем, и те факторы, явления, которые наиболее ценимы в данном коллективе.

Можно предложить школьникам назвать те качеств личности, которые они более или менее всего ценят, одобряют или, напротив, осуждают в людях, а также те индивидуальные качества, которые способствуют или препятствуют достижению взаимопонимания, доверия, сплочения и успешной деятельности коллектива. Выбирая соответствующие качества, школьники обычно руководствуются собственными соображениями и пусть совсем небольшим, но своим жизненным опытом. Составив из названных школьниками качеств личности общий список, включающий о пяти до десяти различных, противоположных друг другу по смыслу качеств (речь идет о качествах, названных абсолютным большинством опрошенных), мы тем самым получаем материал для коллективного обсуждения.

Можно обсуждать также эпизоды из литературных произведений и реальные жизненные ситуации, хорошо знакомые случаи из жизни собственного или других коллективов. В процессе обсуждения каждый высказывает свое мнение о действиях и поступках персонажей, дает им оценку, обосновывая ее справедливость перед одноклассниками.

Для того чтобы такая беседа проходила активнее и дала должный эффект, группу, класс или другой ученический коллектив целесообразно разбить на микрогруппы, включающие по два, три, четыре или пять человек, предложить каждой микрогруппе самостоятельно обговорить ситуации, содержащиеся в рассказах. Затем проводится обмен мнениями с целью добиться взаимопонимания и по возможности согласия в моральных оценках обсуждаемых вопросов .

Становление общей нравственной системы предполагает, что ученики приняли определенные нормы и соответствующие им формы поведения как коллективно одобряемые, а противоположные им — как осуждаемые. Это и есть создание коллективного мнения, которое может влиять па учеников. Единой для коллектива является такая нормативно-ценностная система, которая внутри себя не содержит противоречий: в ней не должно быть несовместимых нравственных норм и ценностных ориентации. Это вместе с тем такая система, которую принимают и активно проявляют в своем поведении члены коллектива. Устойчивое общественное мнение коллектива — один из основных социально-психологических признаков сформированность в нем единой нормативно-ценностной системы. Некоторые из ее составляющих могут не вполне соответствовать индивидуальным мнениям, но это не главное. Если все члены коллектива независимо от индивидуальных позиций все же считаются с общей для коллектива системой норм и ценностных ориентации, принимают ее как должное, то можно считать, что коллектив добился нормативно-ценностного сплочения.


Социально-психологический процесс сплочения коллектива тесно связан с отношениями между людьми и зависит от них. Чем лучше взаимоотношения учащихся, тем успешнее происходит их сплочение. В социальной психологии не случайно используется специальный показатель сплоченности коллектива, основанный на анализе личных взаимоотношений его участников. В этой связи определенный интерес для практики сплочения ученического коллектива представляют специальные методы и приемы воздействия на личные взаимоотношения. Рассмотрим некоторые из них.

Психологи отмечают, что к человеку, с которым предстоит совместная работа, у ожидающего встречи с ним обычно заранее формируется положительная установка, способная благоприятно повлиять на возникновение хорошие личных взаимоотношений. Этот психологический феномен можно по-разному использовать в практике совершенствования нравственного климата и повышения сплоченности коллектива. Обсудим эту проблему на примере создания временного детского коллектива.

Положительную роль в установлении благоприятны взаимоотношений между учащимися играет предварительный рассказ о тех ребятах, которые войдут в состав создаваемого коллектива. Если прежде в классе между некоторыми ребятами уже сложились не слишком благополучны личные взаимоотношения, то целесообразно их чаще, чем других, включать в совместную работу, причем такую, какой они смогли бы проявить себя с лучшей стороны и лучше узнать друг друга. Положительное влияние такого род информации сказывается на отношениях в группе еще до того, как ее участники реально включатся в выполнение общественной работы , ради которой создавался этот временный коллектив.

Перед началом совместной работы с каждым из школьников можно провести небольшую индивидуальную беседу, в ходе которой предложить ему ответить на ряд вопросов. Эти вопросы подбираются таким образом, чтобы быть значимыми для учащихся. Естественно, у них могут оказаться разные мнения. Однако предпочтительно каждому члену коллектива сообщить, что его товарищи, с которым ему предстоит работать, по данному вопросу придерживаются примерно того же мнения, что и он сам. Это будет способствовать формированию положительной установки по отношению друг к другу и ускорит сплочение коллектива, то есть достижение действительного единства мнений по данному вопросу.

Такими же социально-психологическими приемами учитель может воспользоваться по отношению к постоянному ученическому коллективу перед началом любой личности, значимой общественно полезной деятельности.


Возможным приемом критической проверки сплоченности коллектива и вместе с тем его укрепления является создание в коллективе ситуации, которая порождает трудности в совместной работе и напряженность в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях. Эта ситуация (или заранее продуманная и спланированная совокупность подобных ситуаций) является своеобразным испытанием коллектива на прочность. И если он выдержит такое испытание, то станет еще сплоченнее, сильнее, а если нет, то всю работу по сплочению коллектива необходимо начинать сначала.

Так же особое внимание следует уделить развитию межличностных отношений.

Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и многое другое.

Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Он обычно интуитивно пользуется этим опытом, приобретенными умениями и навыками общения. Этих умений и навыков обычно хватает для того, чтобы создать в классе атмосферу если не дружелюбия, то хотя бы понимания.

Однако нередко возникают недоразумения и конфликтные ситуации, преодолеть которые только на основании жизненного опыта школьников не удается. Тогда помочь учителю могут знания социально-психологических закономерностей и механизмов формирования человеческих взаимоотношений. Попытаемся на основе этих знаний сформулировать практические рекомендации по установлению и поддержанию хороших личных взаимоотношений между членами ученического коллектива.

В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Единодушие в понимании норм и следование им достигается в результате преодоления имеющихся у школьников разногласий. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения различных недоразумений и конфликтов.

Проверенные жизнью и психологически обоснованные правила общения — необходимое условие успешной работы коллектива. Школьников среднего и старшего возрастов нужно учить руководствоваться в своем общении определенными, соответствующими общественной морали правилами. Эти правила можно предложить ученикам, например, в виде специального «кодекса», который разработан на основе исследований в лагере «Комсорг»: