Файл: Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Требования к современной школе с каждым годом всё увеличиваются. Современная школа должна воспитывать всесторонне развитую, гармоничную, творческую личность, способную к дальнейшему саморазвитию и самовоспитанию.

Постоянно изменяющиеся экономические и политические условия требуют всё новых методов и форм организации жизнедеятельности детского коллектива. В условиях политического и экономического реформирования возникло социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно этические нормы и традиции семейного уклада. Все эти тенденции привели к такому следствию, как снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.

Увеличение числа неблагополучных, конфликтных семей влечет за собой и увеличение числа детей, с различными формами психических аномалий и отклонений в поведении.

Также важной проблемой является сильное ухудшение состояния здоровья детей, учащение стрессов, неврозов, проявлений агрессивности.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Увеличилась доступность информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др. На детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

В этих очень сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и развитие субъектов воспитания. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения «основной цели современного образования — развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала».

Для того, что бы выполнить эту основную цель многие выдающиеся педагоги занимались и занимаются вопросами организации жизнедеятельности детских коллективов, ими создаются различные программы, предлагаются различны формы и методы работы с детскими коллективами, создаются рекомендации по улучшению организации детских коллективов.

Примером может послужить программа Цукерман Г.А. и Поливановой К.Н. «Введение в школьную жизнь»[2, в которой авторы предлагают наиболее оптимальный путь адаптации дошкольника к новому для него статусу – статусу ученика и при использовании этой программы можно избежать возникновения серьезных форм школьной дезадаптации.


Программа Кумекер Л., Шейн Д. « Свобода учиться, свобода учить»предлагает формы установления взаимоотношений с людьми, порядка в классе и в школе. С ее помощью можно достичь боле высоких результатов в повседневной жизни класса и поведении каждого ученика. Программа помогает эффективно обучать каждого и тем самым изменить жизнь учеников.

Но, к большому сожалению, очень часто теория остается теорией, так и не найдя своего воплощения в практике в должных, ощутимых масштабах. Все вышеперечисленные программы требуют особой подготовки преподающего персонала, обучения их новым формам взаимодействия с учащимися, а любое обучение требует каких-либо затрат: как духовных (психологическая готовность педагога к саморазвитию, самообразованию, желание почерпнуть для себя новые знания и умения), так и материальных (оплата этого обучения). Зачастую и с тем и с другим возникают проблемы. Небольшое финансирование и малая оплата труда приводят к тому, что многие творческие и талантливые личности уходят из сферы преподавания, а некоторые из преподающих педагогов, не желая дополнительно тратить свое время и силы, считая и традиционные методы достаточно хорошими и более простыми в применении, не стремятся к изучению передового педагогического опыта и воплощению его в жизнь.

Занимаясь исследованием этой темы, нами была поставлена цель изучить современные методы и способы организации жизнедеятельности детского коллектива и соотнести их с реальной практикой в общеобразовательных учреждениях.

Предмет – воспитательный процесс в начальной школе.

Объект – организация жизнедеятельности детского коллектива.

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.

Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.

Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.

2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.

3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.

4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

5) провести исследование уровня организации жизнедеятельности в начальной школе.

6) провести анкетирование и тестирование детей на тему удовлетворенности организацией жизнедеятельности своего коллектива.


Методы – 1) наблюдение.

2) беседа.

ГЛАВА 1. Теоретические основы и методы воспитательной работы в начальной школе

1.1 Общая характеристика личности младшего школьника

Изучая особенности организации жизнедеятельности детского коллектива нельзя не брать во внимание особенности личности самого младшего школьника, психологические особенности, характерные только для детей этого возраста.

«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, и, прежде всего с учителем.[1]

Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражая ему в манере рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит это нужно, и дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы.

Послушание младших школьников проявляется как в поведении – среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учении – они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуют на самостоятельность и независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качеств самого преподавателя. Подобное свойств, отражая определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения.


В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется правильно и красиво писать, читать считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывают немедленную реакцию повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремясь сами отвечать.

Авторы книги «Психология младшего школьника» Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. выделяют сильную направленность младшего школьника на внешний мир. «Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствие рассказывают о виденном,, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо значительных для самих них» [2].

В этом возрасте ребенок весь во власти яркого факта и образа: учитель читает что-нибудь страшное – лица детей становятся напряженными; рассказ грустный – и лица опечалены, у некоторых на глазах слезы.

В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младший школьник затрудняется в выделение главного, существенного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют целые фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного.

Важный источник успехов младших школьников в учении их подражательность. Учащиеся повторяют суждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей т. п. Такое, порой только внешнее, копирование помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий.

Детям этого возраста вообще несвойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Н. С. Лейтес приводит такое наблюдение. Ученикам задавали вопросу о том, кто кем хотел бы стать. Ответ были краткими и уверенными: «Я буду изобретателем», «Я буду космонавтом», «Я буду артисткой». Причем исследователями обнаружилось, что часть детей, называя профессию, ничего о ней не знает. Некоторые тут же на уроке меняли свой выбор. Зная названия профессий и вообразив себя представителями той или иной из них, беседу о выборе профессии они превратили в игру.


Такое наивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к жизни взрослых.

Все рассмотренные особенности личности младшего школьника, его психическая готовность к обучению, определяется предшествующим периодом дошкольного образования. Поэтому знание анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка, поступающего в школу важно для учителя начальных классов.

Анатомо-физиологические особенности. К 7 годам происходит значительная анатомо-физиологическая перестройка организма. Повышение жизненной емкости легких увеличивает работоспособность организма. Совершенствуются двигательные реакции (ходьба, бег, прыжки и т.д.), что связанно с энергичным развитием крупных мышц. Развитие мелких мышц происходит медленнее, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность. На протяжении первого и второго годов обучения в результате соответствующих упражнений (письмо, рисование, лепка, вышивание и т.д.) мелкие мышцы развиваются быстрее.

В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга. Мозг ребенка увеличивается до 1 кг 350г. Особенно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связаннее с деятельностью сигнальной системы. Происходят изменения и в протекании и основных нервных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций, причем развитие торможения идет от безусловного к условному. Эти свойства составляют физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств ребенка; повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков.

«Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогают младшему школьнику перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших, что важно для нового этапа жизни ребенка – поступления в школу» [3]

Однако надо учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей. Ряд исследований отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях. Всякое пренебрежение влечет за собой срывы в здоровье семилетнего ребенка, что обязывает педагога и родителей следить за строгим соблюдением его режима.

Костно-связочный аппарат детей до 10 лет отличается сравнительно большой гибкостью. Это объясняется наличием в костях сравнительно большого количества хрящевой ткани и повышенной эластичности клеток. Поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствия неправильной посадки. В свою очередь искривление позвоночника неблагоприятно влияет на рост и формирование грудной клетки, уменьшает жизненную емкость легких, что затрудняет развитие организма в целом. Злоупотребление в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление костей рук.