Файл: Метод тестов: история, возможности, перспективы (История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе

Перспективы развития организации и проведения тестирования в учебном процессе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы

2.2. Содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования на уроках математики в начальной школе

2.3 Результативность деятельности учителя по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

    1. Возможности метода тестирования как средства контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

Необходимо рассмотреть понятия «тестирование», «тест».

Тестирование – метод психодиагностики, использующей тесты с определенной шкалой значений [15].

В словаре педагогического обихода дается следующее определение понятию «тест» – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений [19].

На рисунке 1 представлена классификация тестов [11], определяемая по различным основаниям.

Классификация тестов

По процедуре создания

Стандартизированные

Нестандартизированные

По средствам предъявления

Бланковые

Предметные

Аппаратурные

Практические

Компьютерные

По направленности

Тесты интеллекта

Личностные тесты

По характеру действий

Вербальные

невербальные

По ведущей ориентации

Тесты скорости

Тесты мощности

Смешанные тесты

По степени однородности заданий

Гомогенные

Гетерогенные

По специализации

Узкоориентированные

Широкоориентированные

По целям использования

Определяющий

Формирующий

Диагностический

Суммирующий

По объективности оценивания

Объективные

Проективные

По широте использования

Использование учителем

Использование группой учителей, администрацией

Отбор и формирование групп

Аттестация учащихся

Рис. 1. Классификация тестов (по А.Н.Майорову)

Рассмотрим предложенную классификацию тестов. [6]

  1. По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты. Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов.
  2. По средствам предъявления:

  • бланковые (тесты «бумага и карандаш»), данные тесты можно разделить на два вида:

1) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты;

2) с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксируют ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий;

  • предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
  • аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
  • практические – появившиеся относительно недавно эти тесты сходны с лабораторными работами (по химии, физике, биологии и пр.), однако, снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение);
  • компьютерные.
  1. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста, различают следующие:
  • тесты интеллекта;
  • тесты достижений.
  • личностные тесты, с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого, помимо его интеллекта, включая тесты мотивов (то же, что и тесты динамики);
  1. По характеру действий:
  • вербальные, связанные с необходимостью произведения умственных действий – вопросники на проверку знаний, словесно-логические тесты, установление закономерностей и пр.;
  • невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами – блоками, карточками, деталями [6].
  1. По ведущей ориентации:
  • тесты результативности или мощности, включающие трудные задачи, время решения которых либо не ограничено, либо мягко лимитировано;
  • тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время;
  • смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных.
  1. По степени однородности заданий:
  • гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;
  • гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию.
  1. Объективные тесты – тесты, объективность оценки результатов которых обусловливается тем обстоятельством, что в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование их субъективных толкований тестирующим, к этой группе тестов относятся тесты школьных достижений [6].

С другой стороны выделяют проективные тесты – совокупность методик, разработанных в рамках проективного подхода в психологии, и характеризующихся неопределенностью, неоднозначностью используемых в ходе тестирования стимулов, что допускает чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определенной субъективности при их толковании тестирующим.

  1. Широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, то есть степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса. Узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.
  2. По целям использования выделяют тесты, направленные на выявление:
  • знаний или поведения школьников в начале обучения (определяющий тест);
  • прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест);
  • трудности обучения и их источники во время процесса обучения (диагностический тест);
  • основные достижения в конце обучения (суммирующий тест).
  1. По широте использования:
  • для использования учителем;
  • для использования группой учителей или администрацией образовательного учреждения;
  • для целей отбора и формирования групп;
  • для аттестации учащихся [6].

Классификация, приведенная выше, является сугубо эмпирической, однако практически достаточно значимой, поскольку в зависимости от широты предполагаемого использования зависит и уровень требований к качеству инструмента и этажность его разработки и время подготовки.

Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.

Тесты – более емкий инструмент. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков обучающихся, а не на констатацию наличия определенной совокупности усвоенных знаний.

Тесты – более объемный инструмент. Каждый испытуемый выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривает учебная программа. Также, тест – широкий инструмент. Он дает возможность обучающемуся показать свои достижения на широком поле материала.


Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки) [11].

Тестирование в настоящее время занимает центральное место в системе оценки качества образования. Давайте, рассмотрим такие понятия как «контроль», «оценка», «качество образования».

Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий проверку, наблюдение с целью проверки [20]. И.П.Подласый под контролем подразумевает процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства, механизм проверки [8].

Как известно, процесс контроля регламентируется рядом дидактических принципов: научности (надежности и валидности), иерархической организации, справедливости, объективности, систематичности, эффективности, всесторонности и т.д. [18].

Важной и неотъемлимой частью контроля является проверка, цель которой состоит в определение качества обученности учащегося. В педагогическом энциклопедическом словаре проверка является процессом выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами [14].

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки) [9]. В табелях успеваемости, классных журналах, базах данных оценки фиксируются в виде отметок – условных выражениях оценки знаний, умений и навыков, а также поведения учащихся [2].

Заключительным понятием выступает «качество образования». Качество образование – это показатель достигнутого уровня знаний, умений и навыков, умственного, физического и нравственного развития учащихся. Качество образования измеряется соответствием стандарту образования [18].

Одним из рациональных средств проверки качества образования является тестирование. Оно дополняет традиционную систему текущего контроля, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний учащимися. В тестирование есть как преимущества, так и недостатки [49].

Основными преимуществами тестирования являются:

  1. попытка устранения субъективизма в оценке знаний контролируемого на основе объективной обработки результатов контроля;
  2. возможность быстрого подсчета и обработки большого количества материала;
  3. возможность охвата большего количества испытуемых;
  4. диагностичность теста, отсюда вытекает возможность индивидуального подхода, предупреждение неуспеваемости, отставания, улучшение методики преподавания.
  5. снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
  6. ориентированность на современные технологии, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
  7. возможность математико-статистической обработки результатов контроля;
  8. возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.

Основными недостатками тестирования являются:

  1. тесты фиксируют только конечный результат выполнения задания, игнорируя характер самого процесса достижения того или иного результата;
  2. не выявляются причины допуска ошибок, правильный ответ может быть угадан из числа предложенных, неправильный ответ может быть получен неправильным прочтением, человек может быть, правильно обсуждал, а ответ написал неправильно [12].

Перспективы развития организации и проведения тестирования в учебном процессе

В России исторически сложилась пятибалльная  шкала оценки, которой учителя пользуются «на глазок», оценивая знания учащихся исходя из собственных представлений о том, что есть средний уровень знаний учащихся, причем данный уровень различен не только у разных учителей, но и у одного учителя в разных классах. Это понятие среднего уровня знаний, как правило, складывается из особенностей того контингента учащихся, с которыми работает  педагог, а также из того уровня знаний, которые он сам имеет и в состоянии обеспечить, а потому не может быть одинаковым у разных педагогов. В настоящее время, пятибалльная шкала фактически сводится к трехуровневой: 4 (хорошо) – средний уровень, 5 (отлично) – выше среднего, 3 (удовлетворительно) – ниже среднего. При этом отметка «1» в настоящее время практически не используется, а отметки «2» многие педагоги, по их собственному признанию, стараются избегать [21].

Однако одним из главных недостатков современной системы педагогического контроля, по мнению многих исследователей (В.П. Беспалько, И.А. Данилов, И.И. Баврин, Б.С. Гершунский, Ю.А. Первин, Л.П. Мартиросян), является то, что существующая традиционная организация педагогического контроля не отвечает требованиям времени, не учитывает достижений современных информационных технологий, не создает условий для улучшения качества обучения. Новые информационные технологии сегодня выступают не только как предмет изучения, но и как инструмент познания и передачи знаний, предоставляя возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки работ учащихся и хранения информации, а также мотивировать учащихся на изучение предмета [3, 4].

Несмотря на все очевидные достоинства данного метода тестов, как контроля качества знаний, перспектива его использования в школах России оценивается неоднозначно. Бесспорно, умение пользоваться циркулем и линейкой, выразительное чтение стихотворений нельзя перевести в тестовую форму, поэтому тестирование нельзя назвать универсальным методом проверки знаний. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, но должно таким образом вписаться в существующую систему педагогического контроля, чтобы оптимально ее дополнить и преодолеть существующие проблемы. Кроме того, помимо тестовых заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных, существуют и другие виды тестовых заданий, требующие от учащихся значительно более тщательной подготовки и осмысления материала.