Файл: Метод тестов: история, возможности, перспективы (Возможности метода тестирования как средства контроля качества усвоения учебного материала учащимися).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе

Перспективы развития организации и проведения тестирования в учебном процессе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы

2.2. Содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования на уроках математики в начальной школе

2.3 Результативность деятельности учителя по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Сценарий тестирования в целом представляет собой совокупность модификацией ситуации и процессов, на которых происходят оценивание действий обучаемого. Сценарий включает четыре шага: ситуация, условие, схема Краудера, оценка.

Ситуация представлена в упрощенной форме двумя вариантами полная или неполная. Для неполной ситуации речь может идти о наличии информационной асимметрии или ее отсутствии. Если она неполная, то перед ее анализом и разрешением обучаемый должен сделать ее полной с использованием дополнительных ресурсов. Для разрешения ситуации обучаемый обращается к информационным ресурсам ИР1, которые образованы справочной информацией, классификаторами, нормативной информацией и пр. [40]

Обучаемый либо устраняет информационную асимметрию (неполноту), либо принимает вариант ситуации, который, по его мнению, является «полным». На основе выполненных операций ситуация разрешается и обучаемый формирует условие решения задания на данном этапе. После этого происходит переход к третьему шагу сценария. На этом шаге обучаемый может использовать вспомогательные информационные ресурсы и процессы ИР2. Под процессами понимается возможность изучения и самотестирования. В целом это повышает уровень его подготовки.

Оценивание результатов тестирования осуществляется количественно – оценка результата действий (ОРД) и качественно оценка последовательности действий (ОПД) и оценка времени действий (ОВД). Качественные оценки получают с помощью механизма существующего в операционных системах, который называется журнализацией или упрощенно журналом. Этот механизм фиксирует и регистрирует все действия пользователя (обучаемого), что в итоге позволяет проследить алгоритм его действий и определить время действий [31].

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их. Это позволит, с одной стороны, осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ, способствовать присоединению России к Болонскому процессу и тем самым предоставить учащимся российских школ возможность поступления в учебные заведения других стран, а с другой стороны, сохранить специфику российского образования. А также, современные технологии тестирования включают модели информационных ситуаций, модели сценариев и шагов сценариев. Для анализа и переносимости эти информационные модели строятся на основе различных информационных единиц. Применение тестирования позволяет сформировать у обучаемых системный подход к решению задач, закрепить базовые и профессиональные знания, полученных лекционно-семинарским методом, получить навыки работать в производственном коллективе.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы

В рамках нашего исследования были проведены анкетирование учителей, позволяющее выявить особенности применения тестирования в педагогическом процессе начальной школы [Приложения 1 - 2] и анкетирование младших школьников, направленное на изучение отношения учащихся к тестовым заданиям [Приложения 3 – 4]. Исследование проводилось на базе ГОУ СОШ N508 ЮАО г. Москвы.

В нашем анкетировании приняли участи 23 преподавателя, среди них в первом классе работают 3 чел. (13,1%), во втором – 5 чел. (21,7%), в третьем – 9 чел. (39,1%), в четвертом – 6 чел.(26,1%); педагогический стаж до 5 лет имеют 4 чел. (17,4%), 6-10 лет – 4 чел. (17,4%), 11-20 лет – 9 чел.(39,1%), свыше 20 лет – 6 чел. (26,1%).

Систематически тестирование на уроках применяют 16 чел. (69,6%), эпизодически – 7 чел. (30,4%).

Тесты заимствованные используют 7 чел.(30,4%), авторские – 5 чел.(21,7%), комбинированные – 11 чел.(47,9%).

Продолжительность тестов по времени варьируется: от 5 до15 минут применяют 8 чел. (34,8%), от 15 до 30 минут – 14 чел. (60,9%), от 30 до 35 минут – 1 чел. (4,3%).

Тестовый контроль осуществляют на уроках математики, русского языка и окружающего мира 3 чел.(13,1%), на уроках математики, русского языка, окружающего мира и литературы – 18 чел. (78,2%), на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературы и москвоведения – 2 чел.(8,7%).

В рамках текущего контроля тестирование используют 4 чел. (17,4%), итогового – 1 чел.(4,3%), тематического – 1 чел.(4,3%), применяют в различных видах контроля – 17 чел. (74%).


Все формы тестовых заданий использует 1 чел. (4,3%), только с выбором одного правильного ответа – 6 чел. (26,1%), комбинируют различные формы заданий в тесте – 16 чел.(69,6%).

Учащиеся всех опрошенных учителей принимают участие в конкурсах с применением тестирования: «Русский медвежонок» – 3 чел.(13,1%), «Кенгуру» – 2 чел.(8,7%), «Русский медвежонок» и «Кенгуру» – 13 чел.(56,5%), «Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Ак бота» – 4 чел(17,4%), «Ак бота» и «Парасат» – 1 чел.(4,3%).

Объективными результаты тестов считают 14 чел.(60,9%), необъективными – 7 чел. (30,4%), в зависимости от ситуации – 2 чел. (3,7%).

В анкетировании младших школьников приняли участие 24 человека. Среди них 22 чел. (91,7%) любят выполнять тестовые, 2 чел.(8,3%) испытывают трудности при работе с тестами.

Наиболее предпочтительными для выполнения тестовых заданий, по мнению младших школьников, являются следующие учебные предметы: математика (22%), литература (22%), москвоведение (20,3%), русский язык (17%), окружающий мир(18,7%).

В качестве преимуществ тестов школьники отмечают: наличие интересных вопросов и заданий (47,2%), возможность закрепить пройденный материал (22,2%) и проверить его усвоенность(19,4%), малое количество затрачиваемого времени (5,6%), необходимость своевременного завершения работы (5,6%).

Анкетирование, проведенное среди учителей начальных классов, позволило сделать вывод о том, что на уроках применяются различные виды и формы тестирования, которые дают объективные результаты; анкетирование среди младших школьников показало, что они положительно относятся к тестированию, успешно выполняют предложенные учителем задания.

В настоящее время работа с тестами в начальной школе строится следующим образом.

В 1 классе учитель предлагает учащимся задания с выбором ответов, где требуется обводить или подчеркивать правильный вариант. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на дополнение. Контрольные тесты, а также тесты с самостоятельным конструированием ответов не проводятся.

Во 2 классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы. Работа с тестами проходит под диктовку учителя, что позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса.

В 3-4 классах тест является инструментом объективного контроля знаний, умений и навыков. Большинство контрольных работ проводится в виде тестов [16].

До начала разработки тестовых заданий следует определить, сколько требуется создать вариантов и тестовых заданий к ним по конкретному учебному предмету. Целесообразно создавать от двух до четырех вариантов тестовых заданий, Это позволит решить проблемы, связанные с рассаживанием учащихся, раздачей тестовых наборов, передачей информации во время тестирования или утечкой ее после его окончания и т.п.


Считается, что в тесте, где оценка выполнения задания имеет только две градации («верно» – «неверно»), должно быть не менее 20 заданий, иначе надежность результатов будет низкой. При определении времени тестирования следует учитывать возрастные особенности школьников.

Следует сразу выбрать количество ответов в тестовых заданиях (не более 5) и придерживаться его не только в рамках теста по одному предмету, но и всех тестов достижений в пределах одной программы тестирования. Желательно, чтобы число окончательных вариантов для тестов по всем учебным предметам планировалось одинаковым.

При составлении тестовых заданий [13, 23] должны учитываться общие требования [Приложение 5] и технические особенности оформления [Приложение 6].

Во время проведения тестирования младших школьников не должны возникать непредвиденные обстоятельства, снижающие надежность результатов выполнения тестов. Следует разработать правильные инструкции для всех участников, выбрать оптимальное время дня для проведения тестирования, создать подходящую окружающую обстановку и запланировать размещение испытуемых для предотвращения списывания в процессе выполнения теста.

При тестировании младших школьников следует принимать во внимание принцип доступности, связанный с правом учащегося на получение доступа к содержательной интерпретации тестовых результатов, анализу проблем и неудач в выполнении отдельных заданий теста. Результаты тестирования должны быть представлены в доступном для понимания виде, не должны содержать специальные термины и профессиональную лексику [17].

Тестирование в начальных классах проходит несколько этапов:

  1. Составление графика тестирования на учебный год.
  2. Определение цели проведения каждого тестирования.
  3. Составление и отбор тестовых заданий. Консультации с учителями,

работающими в параллели, в которой планируется проведение тестовой работы.

4. Составление теста, инструкции к его проведению, ключа к проверке и шкалы перевода полученного результата в баллы.

5. Проведение тестирования.

6. Анализ полученных результатов и заполнение бланков учителями, работающими в классах, в которых проводилось тестирование.

7. Сообщение результатов и урок работы над ошибками в каждом классе.

8. Сбор бланков с результатами и выполнение общего количественного и качественного анализа проведенного тестирования.

9. Ознакомление учителей с полученными результатами и совместная оценка результатов.


10.Выработка основных приемов работы над типичными ошибками в каждом классе. Выбор заданий из проведенного теста, которые должны быть включены в следующее тестирование.

После проведения теста учитель заполняет 2 бланка и отражает результаты количественного и качественного анализов проверенных работ.

В первом бланке указывается количество учеников, выполнявших работу; количество учеников, выполнивших работу без ошибок; количество учеников, получивших отметки «5» («4», «3», «2»); количество учеников, которые не справились с работой, процент успеваемости (без «2»); процент качества (только «4», «5»).

Во втором бланке учитель указывает фамилии учеников, количество ошибок, допущенных каждым из них. После этого учитель просчитывает общее количество баллов, набранное каждым учеником, и максимально возможное количество баллов, которое ученик мог набрать за работу. После этого, разделив количество баллов ученика на количество максимально возможных баллов, получают коэффициент обученности каждого ученика.

Благодаря качественному анализу тестовой работы, учитель получает полную картину усвоения темы, раздела или курса как всеми учениками в целом, так и каждым учеником в отдельности [26].

Таким образом, тестирование в качестве средства контроля позволяют получать информацию об уровне учебных достижений по предметам начальной ступени образования. Оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения и контроля позволяют достигнуть более высоких результатов в учебном процессе [26, 16].

2.2. Содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования на уроках математики в начальной школе

На первом этапе опытно-экспериментальной работы были проанализированы ФГОС НОО [24], Программа по математике (4 класс) с целью определения базового содержания данной дисциплины.

Математика начальной школы является органической частью курса математики основной школы. Этим обусловлена необходимость достижения следующих задач в обучении математике в начальной школе:

– овладение знаниями, умениями и навыками на уровне;


Смотрите также файлы