Файл: Метод эксперимента и особенности его использования в психологическим исследовании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

также полевое лабораторное наблюдение.и поведение при наблюдении ними в может значительно изменяться.

наблюдения складывается следующих этапов.

1. Определение цели (для чего наблюдать?).

2. Выбор предмета и (что наблюдать?).

3. способа наблюдения, влияющего на объект и обеспечивающего сбор информации (как наблюдать?).

Выбор способа наблюдаемого (как записи?).

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

, что также надо учитывать,

В условиях педагогической деятельности наблюдение всегда доступно педагогу. Однако для того, чтобы данный метод давал достоверную и разностороннюю педагог должен в себе навыки и качества.

, что также надо учитывать,

(от лат. – проба, – один основных методов первичной информации, тем, что планомерно манипулирует или несколькими (факторами) и сопутствующие изменения проявлении изучаемого явления. [4]

В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от экспериментатора.

, что также надо учитывать,

Общие правила проведения лабораторного эксперимента:

¦ экспериментатором независимых и контроль воздействием на (контроль за зависимых переменных);

¦ выделение и экспериментальной для сравнения воздействия на испытуемых.

эксперимент проводится специальных условиях, испытуемого определяются испытуемый знает, проводится эксперимент, до конца смысла эксперимента и не знать.

как метод исследования характеризуется что в целенаправленно и создается такая ситуация, в рассматриваемое свойство выделяется, анализируется оценивается лучше Психологи выделяют разновидности эксперимента: и лабораторный.

Различие между естественным и лабораторным экспериментами заключено в определенных условиях, когда изучается поведение человека или проявляются те или иные качества его характера. Условия проведения эксперимента могут быть отдалены или, наоборот, максимально приближены к действительности. Естественный эксперимент проводится в основном в обычных жизненных условиях. В этом случае экспериментатор практически не вмешивается в естественный ход событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются.


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Данные, получаемые результате естественного наиболее точно типичному жизненному того или человека. Но этом они всегда являются из-за отсутствия экспериментатора возможности контролировать влияние посторонних факторов изучаемое свойство личности. Лабораторный подразумевает создание искусственной ситуации, которой, по экспериментатора, изучаемое легче всего пронаблюдать и Результаты, получаемые окончании лабораторного в отличие естественного, характеризуются но уступают степени естественности.

Основное эксперимента заключается том, что позволяет надежнее, все остальные сделать выводы причинах связи явления с Несмотря на главное достоинство, как метод в психологии реже всего.напрямую связано тем, что и провести всем требованиям на практике тяжело. Поэтому началом использования своей работе необходимо пройти обучение.

Кроме основных сбора первичной используют и методы — опрос, биографический анализ результатов и др. [12]

— (от test — проба) — из методов первичной информации, предъявлением испытуемым заданий, позволяющих уровень развития психического явления.

Часто называют стандартизированным подразумевая, что выполнении его а также обработке результатов четко соблюдаться нормы и что и получать достаточно результаты.

Тестирование как психологического исследования осуществляется посредством Применяя тесты, получить достаточно качественную или характеристику изучаемого От других сбора информации психологии тест отличается тем, в основе лежит четкая сбора и первичных данных.разнообразным тестам в том если требуется или сравнить различных групп дать дифференцированные сопоставимые оценки. несколько вариантов тест-опросник, тест-задание, тест.

Тест-опросник представляет систему заранее тщательно подобранных проверенных с зрения их вопросов, по на которые судить о качествах того иного человека.

В испытуемому предлагается серию специальных по итогам и судят наличии или у человека качества характера.два варианта применимы к разным группам Различия могут в возрасте, принадлежности к и др.

Существенным данного метода личности является что испытуемый сознательно повлиять результаты, тем исказив представления себе. Это в том если испытуемый знаком со предлагаемого теста способом оценивания результатов. Помимо тест-опросник и невозможно применить когда изучению такие характеристики психологические свойства, существовании которых и не подозревает. [11]


В этих применяют третий - проективные Здесь в лежит механизм Согласно этому испытуемый как приписывает неосознаваемые собственные качества, недостатки, другим В рамках теста психолог испытуемого в сюжетно неопределенную которую необходимо интерпретировать. Например, картинки, на изображены люди, неопределенным или со стороны испытуемый должен что делают люди, построить их дальнейшей продолжить начатый и т. А затем основании содержательной ответов они собственно о отвечающих. Проективные более подходят взрослых, тогда тесты-задания и - для и подростков.проективных тестов со стороны высокой профессиональной и специальной подготовки.

тестирование является простым и методом исследования Его может как профессиональный (например, проективные тесты-здания), так человек, не к психологии отношения, но получить знания себе самом об окружающих тест-опросник).

ОПРОС — получения психологической основанный на или письменном к человеку вопросами, содержание составляет проблему исследования.

Опрос чаще всего выступает в виде двух вариантов: анкетирования и интервьюирования. Если опрос проводится письменно с использованиеманкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В практической деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Опрос собой метод, ходе которого отвечает на задаваемых ему У метода есть несколько устный, письменный, стандартизированный. Так как и наблюдения, опрос ряд достоинств недостатков. 

Устный опрос проводить в случае, если вести учет и реакций человека. Ответы напрямую зависят личности психолога, профессиональной подготовки, также от особенностей испытуемого.опроса требует обучения и определенных временных но позволяет проникнуть в человека, нежели опрос.

Письменный опрос в том если изначально охватить большое людей. Его распространенной формой анкета. Проведение опроса не дополнительного специального и невольного самого исследователя.этот факт является главным методики, т. применяя анкету, заранее учесть отвечающего на вопросов, манеру и прочую информацию. [3]

Свободный опрос является разновидностью устного или письменного опроса и характеризуется тем, что перечень задаваемых вопросов и возможных на них ответов не имеет ограничения. Плюсом данного типа опроса считается возможность произвольно менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, а также получать нестандартные ответы.


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

касается стандартизированного то он экономичен по и материальным нежели свободный Это достигается тому, что и характер ответов на определены заранее ограничены достаточно рамками.

ИНТЕРВЬЮ — опроса, при ставится задача непосредственном контакте человеком получить него ответы определенные, обычно приготовленные, вопросы.

2.2 как метод психологии

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Этот вариант наблюдения менее субъективен, нежели самонаблюдение. Обычно этот метод применяется в тех случаях, когда наблюдаемые черты характера или способности человека можно с легкостью выделить из общей суммы качеств.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Внутреннее наблюдение, самонаблюдение, применяется когда перед стоит задача интересующее его в так «чистом виде», е. как представлено в сознании. В внутреннего наблюдения наблюдает за чувствами, мыслями, образами или подобными данными, ему другими которые проводят по его и четко плану фиксирования данных.

наблюдение — максимально субъективный исследования личности И оно в тех когда отсутствуют и достоверные признаки исследуемого явления. Иногда внутреннее наблюдение выступает единственным доступным и возможным методом сбора психологических данных.

Свободное наблюдение метод сбора данных о характеризуется следующими Оно не строгих, заранее рамок, программы процедуры его В ходе наблюдения или зависимости от наблюдателя может объект наблюдения его предмет.наблюдение является в том если невозможно определить, что наблюдать, а признаки изучаемого и его исход.

Стандартизированное наблюдение, в отличие от свободного, заранее строго распланировано и четко ограничено в плане того, что будет наблюдаться. Оно проводится по определенной и предварительно продуманной программе, строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе самого наблюдения с объектом или субъектом наблюдения. Стандартизированное наблюдение целесообразнее всего проводить тогда, когда исследователь располагает точными и достоверными данными об исследуемом явлении и в состоянии спрогнозировать поведение исследуемого, а также примерные результаты наблюдения.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Стороннее, или невключенное, наблюдение не подразумевает личного участия психолога в изучаемых им процессах или явлениях. [9]


, что также надо учитывать,

Области применения включенного наблюдения — общая, педагогическая и психология. При наблюдении психолог непосредственным участником том явлении, которого он Существует несколько включенного наблюдения.примеру, если занимается исследованием отношений между он может сам в с наблюдаемыми особами и то же не прекращать за складывающимися ними отношениями, также между и наблюдаемыми. включенного наблюдения подходит лишь том случае, психологу не силу оценить проанализировать то иное явление, прочувствовав и пропустив» его себя. Однако результате личного исследователя и оказания им влияния на той или ситуации происходит искажение исхода а конечные будут носить отпечаток. Если вероятность такого то лучше к стороннему способному более судить о или каком-либо явлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

методы исследования своей целью закономерностей и психики и человека. При каждый метод своими преимуществами недостатками.

опроса применяют разных стадиях как для ориентировки, так для уточнения полученных другими Умелое применение опроса (беседы, интервью) может весьма цен­ные ­ для дальнейшего ­ изучаемых свойств, выдвиже­­ новых гипотез.

Тесты, е. более менее стандартизирован­ные ­ испытания свойств ­ могут быть ­ хорошо, либо ­ обоснованными. Хорошо ­ тест — ­ большой предварительной ­ проверки. Теоретически ­ и экспериментально ­ тесты имеют ­ научное и ­ значение.

Основное достоинство наблюдения состоит том, что проводят в ситуации; оно изменяет обычного наблюдаемых лиц.можно вести за одним так и группой лиц. метода наблюдения его значительная то, что и фиксации проявлений психических недостаточно для выводов. Основное эксперимента состоит том, что может специально какой-то психический проследить зависимость явления от изменяе­­ экспериментатором внешних­ Это преимущество экс­­ метода объясняет ­ широкое применение ­ психо­логии. Основная­ эмпирических факторов ­ психологии получе­на ­ путем.[8]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРИ

  1. Выгодский Психология / ЭКСМО - 2000.
  2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1997.

, что также надо учитывать,

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. в общую Курс лекций 1988 г.
  2. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.

Смотрите также файлы