Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Организация игры в старшей и подготовительной группах).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ
1.1 История возникновения ролевой игры
1.2 Характеристика субъективно-ролевых игр старших дошкольников
2.1 Организация игры в старшей и подготовительной группах
2.2 Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников
Возникновение и развитие игры для детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
Чтобы полученные сведения были источником содержания игры, и повлияли на психическое и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство педагога, его личная заинтересованность в играх и стремление поддержать и развивать игровые интересы детей.
Наша опытно- педагогическая работа подтвердила вывод о необходимости установления в обучении естественных связей между различной активной деятельностью детей и использование программного и тематического планирования и учебных материалов, о проведении игр занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному обучению дошкольников, развитию сюжета игры и формированию положительных отношений между детьми.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие ролевых игр дошкольников подготовительной к школе группы будет более успешным при определенных условиях, были подтверждены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
3. Выписка из приказа управления образования администрации Николаевского муниципального района от 10.09.2012 г. № 299 -осн.р "О создании новой команды методистов по введению и сопровождению ФГОС НОО, ФГОС ООО"
4. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. - №6.
5. Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг/ В.Ф. Анурин. - М.: «Академический Проект». 2005.- 15с.
6. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой, С.Л. /Арбанян, Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. и др. – М: «Посвящение». 1989. – 286 с.
7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. - №4.
8. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.- 187 с.
9. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие.- «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.- 76 с.
10. Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – 5-7 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. 2006. - №6.
12. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. /Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) /Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика. 2006.-311 с.
13. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. 2003. - №12. –17-21 с.
14. Игра и дети/журнал «Дошкольное воспитание», 2008.- № 7.
15. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь. 2003. - 144 с.
16. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. 2004.- №11.- 27-30 с.
17. Кирьянова Р.А.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. 2001. – 416 с.
19. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ. 2009.- №5.
20. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на – Дону. 2007.
21. Либерман А., Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет/журнал «Дошкольное воспитание». №10.- 38 с. , № 11.- 39 с.
22. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев. 2005. – 76 с.
23. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. 4-6 с.
24. Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание». № 5.- 10 с.
25. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ. 2008.- №7.
26. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2006.-128 с.
27. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс. 2007. - 119 с.
28. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-43-48 с.
29. Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте /журнал «Дошкольное воспитание». 2008.- № 11.- 54 с.
30. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение. 1993. – 216 с.
31. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс. 2004. -174 с.
32. Сюжетно-ролевые игры на прогулке/журнал «Дошкольное воспитание». 2008. -№ 1. -71 с.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2001. - 336 с.
34. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В Запорожца. – М., «Просвящение». 1976. – 96 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психология игры: – 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос». 1999. – 360 с.
Приложение 1.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Задачи (цели) организации игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре:
- разнообразить ролевое участие детей в игре;
- помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре;
- способствовать обогащению сюжета детских игр;
- обогащать словарь;
- развивать речь детей;
- вызывать интерес к книгам;
- передать суть исполняемой роли;
Оборудование для сюжетно-ролевой игры: книги, карточки, карандаш.
Таблица 5 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Выявление игровых интересов детей |
Ребята, посмотрите и скажите в какую игру вы хотите поиграть? До завтрака дети, договариваются, кто и как будет играть. |
Внесение атрибутов |
На видное место выложить атрибуты к игре «Библиотека». - Дети, я вчера была в библиотеке. Помните, мы на экскурсии были? И взяла там интересную книгу. Посмотрите, а у нас есть такая книга? |
Обстановка игры |
окно дверь дверь - стеллаж - диванчик - стол библиотекаря - стол детский - стул |
Распределение ролей |
Лера, прежде чем открыть библиотеку, говорит Яне: - Яна, ты будешь со мной играть? - Буду - Приходи за книгой в библиотеку. Я сейчас аккуратно разложу книги, проверю, в порядке ли картотека. - Яна, иди, библиотека уже открыта. Что вам нужно? - Мне дайте книжку «Колобок». - Какой у вас рисунок на карточке? У меня птичка. - Возьмите, пожалуйста. В карточке ставит галочку. - Спасибо, до свидания. (Приходит следующий читатель - Илюша). - Здравствуйте, мне нужно книгу почитать. - Какой у вас рисунок на карточке? - У меня самолёт. - Тебе какую книгу дать? Вот эта книга, про зверят, очень интересная, ты читал её? - Нет, дайте мне её, пожалуйста. - Долго книгу не читай, не пачкай, не рви. Знаешь правила, как правильно читать книги? - Знаю: не рвать, не рисовать на ней. - Книгу нужно смотреть за столом, руки должны быть чистыми, листки не загибать. - Спасибо, до свидания. (Учительница, Маша, прислала своих учеников записаться в библиотеку). - Мне книгу дайте, мне дайте! |
Участие воспитателя |
- Немножко по тише, здесь не кричат, вставайте в очередь все. А почему вы не поздоровались? - Здравствуйте, дайте нам, пожалуйста, книгу «Серебряное копытце». - Я вас сейчас запишу. Твоя карточка будет цветок, запомни. Возьмите, книгу не пачкайте и не рвите. - Спасибо, до свидания. - Лера, ты хорошо сегодня поработала, предлагаю закрыть библиотеку до завтра. |
Приложение 2.
Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника»
Задачи (цели) организации игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре:
- разнообразить ролевое участие детей в игре;
- помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре;
- способствовать обогащению сюжета детских игр;
- обогащать словарь;
- развивать речь детей;
- передать суть исполняемой роли;
Оборудование для сюжетно-ролевой игры: халаты, шапочка, набор инструментов.
Таблица 6 Сюжетно-ролевая игра «ПОЛИКЛИНИКА»
Выявление игровых интересов детей |
Ребята, посмотрите и скажите в какую игру вы хотите поиграть? |
Внесение атрибутов |
Посмотрите, что у меня есть: белый халат, шапочка с красным крестом, стетоскоп, градусник. Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи? (ответы детей) Давайте с вами поиграем в интересную игру - «Поликлинику». Ребята кто из вас был в поликлинике? Давайте свами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, как делают укол) А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться). Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «На что жалуешься? ›› Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор- медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача. Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент - фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие). Правильно. А это-шпатель (показываю). Что им делают? (смотрят горло). Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры. Вы их все знаете? Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины. Ребята называют, для чего они нужны, как ими пользоваться. «Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы. |
Распределение ролей |
А теперь давайте распределим роли: - Кто у нас будет врачом? Дети: Валерия. - Да, ребята я согласна с вашим выбором. Валерия очень заботливая и внимательная. Валерия будет врачом. Врач - ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. - А кто у нас будет врачом-окулистом? - Сережа, будешь врачом - окулистом? - А кто будет помогать врачу и возьмет роль медицинской сестры? Кристина: Можно я буду медицинской сестрой. Медсестра - выполняет назначение врача, делает уколы, ставит банки, горчичники. - Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра. Дети: Пусть будет Аня. - А почему Аня? Дети: Она отзывчивая и вежливая. Аня справится с этой ролью. Регистратор - заполняет карту больного, даёт талончик. Аня хочешь быть регистратором? - Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки? Даша: А можно я буду работать в процедурном кабинете. -Хорошо. - Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир. - Алина, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью. Алина: Хорошо. Пациент - приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. А кто у нас будет мамой и папой? Андрей: Можно я буду папой? - Хорошо, Андрей. А мамой будет Мария. - Андрей и Мария вы папа и мама, у вас есть дочка кукла Катя, она заболела. - Врачи и медицинские сестры одевают халаты. - А мыс остальными детьми, кто остался без роли будем пациентами. Ребята вы тоже берете себе кукол - это будут ваши дети. - Главным врачом больницы будет Роман. Рома ты будешь следить за обстановкой в больнице. - Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу, и главный врач торжественно перережет красную ленточку. - Дети, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет. - Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов. |
Участие воспитателя |
Регистратура. - Ребята встаем в очередь. - А кто последний, в регистратуру? Катя: «Я последняя». - Хорошо, тогда я буду за вами. - Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста». Рита и Артем: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру. Аня: Сейчас подождите я выпишу вам направление. Возьмите, пожалуйста. Кирилл и Маша: И нам дайте, пожалуйста, направление к врачу. Аня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите. - Кто последний на прием к педиатру? Рита: Я последняя. - Хорошо тогда мы будем за вами. - Скажите, пожалуйста, а прием уже начался? Рита: Да мы сейчас зайдем (заходит к врачу) - Ребята не забываем здороваться. Рита: Можно? Валерия: Да, войдите. Рита: Здравствуйте, доктор! Валерия: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь? Рита: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление. - Валерия, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп? Валерия: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Кристине - медицинской сестре). Кристина: Хорошо. Вот возьмите. Рита: Спасибо большое. До свидания. Валерия: До свидания. Воспитатель заходит в кабинет врача. - Здравствуйте доктор. Валерия: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь? - У моей дочки болит горло и еще она кашляет. Валерия: Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное. Валерия: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут. Валерия: Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом. - Спасибо доктор. До свидания. Дорогие работники поликлиники и пациенты, наша поликлиника закрывается, она продолжит работу завтра. |
Обстановка игры |
окно дверь дверь - стеллаж - диванчик - стол врача - стол детский - стул |
Приложение 3
Таблица 4 Анализ ответов родителей
Критерии оценивания ответа родителей |
Вариант ответа родителей |
Выставляемый балл |
Выставляемый балл |
Предпочитаемые сюжеты для игр |
Сюжет соответствует полу ребенка |
1 балл |
1 балл |
Сюжет не соответствует полу ребенка |
О баллов |
||
Предпочитаемые партнеры в игре |
Ребенок предпочитает родителя своего пола |
1 балл |
2 балла |
Ребенок предпочитает ребенка своего пола |
1 балл |
||
Ребенок предпочитает родителя или ребенка противоположного пола |
0 баллов |
||
Повторяемость сюжетов в д/саду и дома |
Сюжет повторяется и соответствует полу ребенка |
2 балла |
2 балла |
Сюжет меняется (соответствует полу частично) |
1 балл |
||
Сюжет меняется (соответствует полу частично) |
0 баллов |
Приложение 4
Таблица 3 Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента
п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Критерии сформированности игровых навыков |
Средний уровень |
||||||
Распределение ролей |
Основное содержание игры |
Ролевое поведение |
Игровые действия |
Использование атрибутики и предметов-заместителей |
Использование ролевой речи |
Выполнение правил |
|||
1 |
Аня С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Коля Х. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Витя А. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Кирилл Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Настя Д. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Алина К. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
Вика Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Дима А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
9 |
Маша Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Ваня К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
11 |
Лена П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Маша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
13 |
Вова О. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
Сережа З. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |