Файл: ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (История возникновения ролевой игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 3367

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные преобразования в обществе, новые направления в развитии экономики, открытость общества, стремительная информатизация и динамика изменились требования к образованию, которые не менялись с 70-х годов XX века. Главной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а опор на профессиональную компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать

в быстро меняющемся мире.

Дошкольная педагогика также был преобразована в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, во взаимодействии этих видов деятельности происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, которые их осуществляют. Но на каждом возрастном этапе нужно особое соотношение этих видов деятельности. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и поэтому не теряет своей актуальности и сегодня.[1]

Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Игра представляет собой важное изменение в психике ребенка, существуют основные формы отношений с окружающими, ребенок готовится к новой и более важной работе– учебе.

Но, бытует мнение, что игра и обучение являются взаимоисключающими. Часто можно услышать: «Дети уже не играют, игра не интересная, игра себя изжила». Каждый год все большее количество восторженных родителей, которые чуть ли не с пеленок детей готовы учить ребенка иностранным языкам, читать, считать, и даже писать, но не играть. Родители говорят: «Моему ребенку пять лет, скоро идти в школу, а он играет и играет! Ругаю его, но ничего не могу сделать». Но если ребенок не умеет играть, если его уровень низок, это повлияет на готовность к школе, психологическая готовность формируется в игре.[2]

Особо важный момент ролевой игры - роль, которую берет на себя ребенок. Он просто называет себя именем взрослого человека («Я-космонавт», «Я-мама», «Я-доктор»), но, самое главное, действует как взрослый, роль которого он взял на себя и тем самым сопоставляет себя с ним. Его роль в игре воплощает связь ребенка с миром взрослых. Наиболее важным моментом является то, что роль невозможна без практической игровой деятельности. Роль всадника, доктора или водителя не может быть выполнена только в уме, без практических действий в игре. Принято различать сюжет и содержание игры. Сюжет игры- это область действительности, которую проигрывают дети (больница, семья, война, магазин и т. д.). Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Они различаются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если не знакомить детей с миром людей, они играют мало, их игры будут однообразными. В последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, видимо, связано с тем, что дети все больше отделяются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их рабочими и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек они не играют. В то же время замечено, что современные дети предпочитают использовать сюжеты, взятые из телесериала и берут на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники тратят слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильма, чем реально окружающих их взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними стоит все то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.


Из практики работы детских садов, мы видим, что ролевая игра потеряла свою актуальность, которая выражается в первую очередь в его отсутствие в повседневной жизни. Учителя, на том основании, что дети не хотят играть в ролевые игры, не хватает времени на ее проведение, тем самым признаются в непонимании важности игры в развитии дошкольников. На современном этапе четко отображается и другая проблема дошкольника- погружение в виртуальный мир компьютерных игр, захват их ума и памяти героями мультфильмов. Все это приводит к неустойчивой детской психикой. В условиях дошкольного учреждения с этой проблемой справиться возможно. Педагог дошкольного учреждения обязан каждый день, чтобы заменить виртуальных героев ребенка реальными социальными героями, ведь каждый ребенок должен жить в обществе.

Как утверждал Д.Б. Эльконин: «Игра имеет значение и для формирования детского сплоченный коллектив, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и многое другое. Все эти воспитательные эффекты опираются на его фундамент, на влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на формирование его личности».[3] Таким образом, в настоящее время проблема ролевых игр детей дошкольного возраста стала актуальной и необходимой для изучения и понимания.

Объектом исследования работы является игровая деятельность старших дошкольников. Так как, игра в жизни ребёнка имеет важное, а может даже и центральное место.

Предметом исследования является сюжетно - ролевая игра дошкольника, потому что сюжетно-ролевая игра утратила свою значимость.

Цель исследования – освятить понятие и историю возникновения сюжетно-ролевой игры, содержание и особенности организации сюжетно - ролевой игры старших дошкольников.

Задачи исследования:

  • Обобщить историю возникновения сюжетно-ролевой игры.
  • Дать характеристику субъективно-ролевых игр старших дошкольников
  • Обосновать, что сюжетно-ролевая игра является средством

всестороннего развития ребёнка.

  • Изучить сформированность игровых навыков у старших

дошкольников, структуру, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.

  • Раскрыть организацию игры в старшей и подготовительной группе.

Гипотеза исследования: при организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр должны, вероятно, выполняться следующие условия:


  • среда должна выполнять организационную, образовательную,

развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции;

  • среда должна регулярно обогащаться.

Используя выбранные нами методы исследования: изучение литературы, проведение анализа игровой деятельности в МКДОУ №5 «Солнышко».

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

  • теоретический анализ педагогической, психологической литературы,

связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

  • наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников

подготовительной к школе группы;

  • психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,

формирующий, контрольный);

  • использование различных педагогических технологий по обогащению

детей представлений об окружающем мире.

Были использованы существующие отечественные и зарубежные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью, которые отвечают этим методологическим принципам. Среди них методика разработанная Калинина Р.Р. «Определения уровня развития игровых навыков у дошкольников», комплексная методика педагогической поддержки самодеятельных игр (Зворыгиной Е.В. и С.Л. Новоселова).

Разработанность в науке: данную тему исследовали и рассматривали такие выдающиеся психологи, как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, а также педагог, специалист по дошкольному воспитанию А.П. Усова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на организацию предметно-развивающей среды.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименования, приложения. Общий объем работы 55 страниц компьютерного текста.

Нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения

авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ

1.1 История возникновения ролевой игры

В современной энциклопедии дается понятие игрушки: игрушка специально сделанный предмет, который служит для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки - изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функции, способствуют развитию различных форм общения.

История игрушек и появление ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребенка в обществе. Прототип игрушки были уменьшенные средства для труда, с помощью которых дети не столько играли, сколько упражнялись в трудовой и соответственно учебной деятельности. Из-за постепенного исключения детей из сферы трудовой жизни предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, стали фактическим игрушки.[4]

В Советской психологии первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры поставить Е.А. Аркин: «Только фактический материал, взятый из прошлого и сравнение его с настоящим, может быть служить построению истиной научной теорией игры и игрушки, и только такая теория может быть здоровой, продуктивной, устойчивой в педагогической практике. История детской игры и детской игрушки должна служить фундаментом для построения их теорий».[5]

Приводя далее факты тождественности не только игрушек, но и игр современных детей и детей народов, стоящих на более низких уровнях общественного развития, Е. А. Аркин заключает свое сравнение «...устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных структурных форм и выполняемых ею функций- очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Но если поразительная устойчивость детской игрушки- факт бесспорный, то совершенно непонятно, почему из этого бесспорного факта психологи, антропологи и естествоиспытатели не сделали никаких выводов, почему они не искали для него объяснения. Или этот бесспорный факт настолько прост и ясен, что не требует никакого толкования? Вряд ли это так. Наоборот странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры XX веке пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер и свайных построек, и растущего в условиях самого первобытною существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но- что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение».[6]


Изучив исследования можно сказать, что «сравнив игрушки детей первобытных обществ и археологические игрушки сравнительно недавнего исторического прошлого с игрушками современных детей, автор не нашел ничего конкретного. Здесь и там те же игрушки, а также использования их ребенком. Следовательно, ни истории игрушек, ни ее развития, нет. Игрушка осталась такой же, как это было на заре человеческой культуры. Причину этой кажущейся неизменности Е.А. Аркин видит в том, что «дети, как и его игрушки, проявляет свое единство в единстве человеческих черт развития».[7]

«Положения Е.А. Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит нас к выводу, что игрушка отвечает каким-то непреложным природным особенностям ребенка и не находится в какой-либо связи с обществом и жизнью ребенка в обществе. Это в корне противоречит истинной позиции Г.В. Плеханова, что игра по содержанию обращается к труду взрослых».[8]

Любой объект имеет свою собственную историю игрушек не исключение. Как утверждал Д. Б. Эльконин: «Называется оригинальная игрушка только для внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне истории не может быть понят. А. е. ошибки, и Аркин том, что он изолировал историю игрушки от истории ее обладателя, от истории ее функции в развитии ребенка, от истории места ребенка в обществе. Совершив такую ошибку, Е.А. Аркин пришел к антиисторические выводы, не подтвержденные фактами из истории игрушек».[9]

Вопрос о происхождении ролевой игры в ходе исторического развития общества является одним из самых сложных для изучения.

«Вопрос об историческом облике игры тесно связан с воспитанием подрастающего поколения в обществе. Основным фактором, оказавшим определяющее влияние на развитие детей, Р. Алт считает непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, в силу низкого уровня развития производительных сил; участие детей вместе со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыха.

Указывая на игру как средство воспитания, Р. Алт говорит, что где ребенок может принимать участие в работе взрослых без особой подготовки и обучения, где он это делает. Где нет, ребенок «врастает» в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. (Здесь уже намекает на историческое возникновение игры и ее связь с Положением ребенка в обществе)».[10]