Файл: Методология исследования особенностей внимания (Физиологическая основа внимания, основные свойства внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная преграда, с которой сходилась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, содержится в том, что исследователи никак не могли подойти к единому мнению сравнительно первичного эффекта или продукта внимания.

П.Я. Гальперин сооружает два вывода сравнительно резонов нелегкости изучения интереса: во-первых, про себя и внешнему надзору внимание препровождается как бессодержательный процесс; во-вторых, у внимания нет личного продукта.[13]

Внимание обнаруживается, как уже говорилось, вместе или сопряжено с другими психическими процессами. Ряд этих явлений столь неоднороден, а связи между ними столь скрыты, что гипотеза об их общей основе кажется авантюрным. Среди них трудно выделять явления, которые охарактеризуют внимание как особенный процесс, и явления, которые указывают на его продукт. Поэтому назначается под сомнение специфика внимания как особенного психического метода и сбивается вопрос о его содержании. Там, где подтверждается продукт или эффект внимания, редуцируется характерное содержание процесса, и наоборот, когда обнаруживается содержание, исчезает продукт. В итоге, интересу чаще всего отчуждалась роль описания иных психических процессов, разума или деятельности. Многим казалось, что порядок единой концепции внимания, которая смогла бы непротиворечивым образом разъяснить все явления сосредоточенности и рассеянности человека, обозначало бы создание глобальной общепсихологической теории. Поэтому психологию интереса надлежит анализировать либо как психологию либо, что по сути то же самое, вообще не считать автономной отраслью психологической науки.

Трудность изучения интереса давно постигнута психологами, пробовавшими понять в его феноменах, назначить его специфику или, напротив, редуцировать к другим психическим методам. К истинному времени по данному вопросу сконцентрирован большой эмпирический материал, энергично обсуждают разнообразные теории внимания, выработан ряд подлинных и умных методов его изучения.[14]

Так, У. Джеймс распределил все концепции интереса на причинные теории и теории эффекта. Первые анализируют интерес как основание, приводящее к какому-либо итогу. Вторые полагают явления внимания эффектами, то есть расследованиями других психических процессов. У. Джеймс считал, что научные данные клонят чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским суждениям отдавал выбор причинным теориям. Схема постановки и постановления вопроса интереса, предложенного У. Джеймсом, сберегла свой смысл вплоть до истинного времени.


Ф. Уорден писал: «Взявшись за вопрос, является ли внимание эффектом или основанием, он провел тот путь, по которому идем и мы, когда настал выводу, что вероятные ответы в меньшей степени метафизические, чем научные».

Т. Рибо, например, считал, что внимание объединено с эмоциями и движениями человека.[15] Эмоции возбуждают внимание и вместе с бегом сосредотачивают и сдерживают его на объекте. Он считал, что внимание, самостоятельно от того, является оно расслабленным или усиленным, всегда объединено с эмоциями и порождается ими. Между эмоциями и всяким вниманием Рибо усмотрел особо близкую подвластность. Он полагал, что напряженность и длительность такого внимания непосредственно определены насыщенностью и долготой ассоциированных с объектом внимания возбудимых состояний. Непроизвольный интерес также всецело зависит от эффектного состояния.[16]

Состояние внимания вечно аккомпанирует не только эмоциональными волнениями, но также назначенными модифицированиями физического и физиологического состояния организма. Только на основании подробного и скрупулезного исследования подобного рода состояний можно собрать понятное мнение и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было необычно характерно подчеркивание смысла физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это условие отразилось на его концепции, которую можно наречь психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание подключает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других всяких и невольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, манит за собой умножение кровообращения во взятых мышлением органах тела.[17] Состояния сосредоточенности внимания аккомпанируют также приостановками всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями играют роль как нужное соглашение поддержания внимания на обязанном уровне. Основную роль ходов в акте внимания Т. Рибо отметил подобающим образом. Движение физиологически помогает и увеличивает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание обозначает сосредоточение и приостановку действий, которые связанны с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы используем, сосредоточивая и сдерживая внимание на чем-то, всегда располагает под собой физическую основу. Ему отвечает эмоция мышечного напряжения, а настающие после отвлечения внимания объединены, как правило, с мышечным переутомлением в соответственных моторных частях реципирующих систем. Двигательный эффект интереса, по его мнению, состоит в том, что отдельные чувства, мысли, мемуары принимают особенную напряженность и ясность по сравнению с прочими в результате того, что вся двигательная активность обнаруживает сосредоточенной на них. В умении распоряжаться движениями содержится и секрет произвольного внимания. Произвольно настраивая движения, соединенные с чем-то, мы тем самым направляем на это наше внимание.


Д.Н. Узнадзе объединял пропажу и устойчивость внимания с созданием у субъекта установки, которая побуждает его проявлять назначенную деятельность по взгляду к объекту, руководствуясь прошлым опытом.[18] Установка может быть соединена с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или произвести какое-либо действие, которое направленно на поражение назначенной цели. Например, если человеку дать в руки 2 равных по объему, но разнообразных по весу шара, то затем он будет по-разному запрашивать вес других, равных шариков. Тот из них, который очутится в руке, где раньше находился более невесомый шар, на этот раз привидится более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех связях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, который обнаружил такую иллюзию, сложилась назначенная директива на восприятие веса предметов.[19]

Установка, как говорил Д.Н. Узнадзе, косвенно объединена с вниманием. Внутренне она и формулирует собой состояние внимания человека. Этим разъясняется, в частности, то, почему в соглашениях импульсивного поведения, которое связанно с наличием внимания, у субъекта тем не менее могут начинаться вполне назначенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под воздействием предписания назначенного образа или впечатления, которое получено при восприятии опоясывающей реальности. Этот образ, или впечатление, и делается объектом внимания (отсюда название – «объективация»).

П.Я. Гальперин говорил, что внимание как один из мгновений ориентировочно-исследовательской деятельности, который направлен на содержание психических явлений, которые возникают в процессе познания. Главная функция внимания реализовывать контроль за строгостью содержания психических явлений, которые обеспечивают реализацию деятельности на значительном уровне.[20] Главные тезисы этой концепции объединяются в следующем.

  1. Внимание является одним из мгновений ориентировочно-исследовательского занятия. Оно выступает в роли психологического действия, направленного на содержание образа, мысли, другого феномена, который имеется в данный момент времени в психике человека,
  2. По своему назначению внимание доставляет собой контроль за этим содержанием. В каждом воздействии народа есть ориентировочная, исполнительская и контролирующая части. Эта конечная и изображается вниманием как таковым.
  3. В отличие от других действий, производящих определенный продукт, занятие контроля, или внимание, не имеет некоторого, необычного итога
  4. Внимание как автономный, абстрактный акт отличается лишь тогда, когда влияние останавливается не только умственным, но и укороченным. Не всякий контроль следует анализировать как внимание. Контроль лишь запрашивает воздействие, в то время как внимание содействует его совершенствованию.[21]
  5. Во внимании контроль реализовывается при помощи критерия, меры, образца, что создает потенциал сопоставления итогов действия и его уточнения.
  6. Произвольное внимание есть планомерно реализовываемое внимание, т.е. форма контроля, осуществляемого по заранее собранному плану, образцу.
  7. Для того чтобы выработать новый прием каждого интереса, мы должны наряду с главным занятием предлагать человеку задание проконтролировать ее ход и итоги, разрабатывать и продавать соответственный план.
  8. Все знакомые акты интереса, осуществляющие функцию контроля как произвольного, так и невольного, обнаруживаются результатом вырабатывания новых умственных воздействий.

Большое значение для правильного соображения места интереса в системе психических явлений и его роли в занятия имеет исследование физиологических механизмов. Работы физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают потенциал разъяснить, как завязывается и действует внимание на основе занятия головного мозга. Направленность внимания начинается на основе, открытого И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который приносит потенциал организму осведомиться о том, что случается в окружающей среде. По нынешним данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние видоизменения в занятии всех органов, в том числе видоизменения в впечатлительности анализаторов и в электрической активности головного мозга. Это обосновывает, что возникновение внимания объединено с общей активизацией всех мозговых структур[22].

H.Н. Ланге, разбирая наиболее знакомые подходы к соображению натуры интереса, соединил имеющиеся теории и концепции интереса в несколько групп:[23]

  1. Интерес как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода истекают из того, что поскольку человек может произвольно переносить интерес с одного объекта на другой, то интерес непереносимо без мышечных ходов. Именно мышечные движения снабжают устройство органов чувств к договорам лучшего восприятия.[24]
  2. Интерес как итог ограниченности объема сознания.
  3. Внимание как итог эмоции. Эта теория обрела наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она строится на утверждении о подневольности интереса от эмоциональной окраски выступления.
  4. Интерес как результат апперцепции, т.е. как итог жизненного эксперимента особи.
  5. Интерес как особенная энергичная способность воздуха. Приверженцы предоставленной позиции зачисляют интерес за первичную и энергичную способность, происхождение которой непонятно.
  6. Интерес как увеличение нервной раздражительности. Согласно предоставленной догадке, интерес определено повышением аборигенной раздражительности основной нервной системы.
  7. Теория нервозного сдерживания старается разъяснить главный факт интереса – преобладание одного выступления над другими – тем, что один физиологический нервозный процесс арестовывает или сдерживает другие физиологические процессы, итогом чего обнаруживается факт персоной концентрации сознания.

Таким образом, как видим, вышеприведённые выступления о сути интереса связывают под совместным наименованием «интерес» множество смешанных явлений. Однако следует отметить, что, несмотря на высокое количество встречающихся теорий, проблема интереса не стала менее значительной. Споры о природе интереса по-прежнему длятся.[25]


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

2.1. Методы исследования внимания, оценки устойчивости

Сбор непредубежденной информации об особенностях внимания может базироваться на неэкспериментальных методах, и методах опытных предъявляющих более правильные запросы к процедуре изучения.

Среди неэкспериментальных методов основной – надзор. Действенность надзора значительно увеличивается при применении программы надзора, регулярности наблюдения. Надежность выводов и оценок повышается при конкретности итогов наблюдений в разнообразных условиях разнообразными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, которые получены родителями, учителями, руководителем спортивной секции.[26]

Так, например, о постоянстве интереса ученика судят по ответам на подобающие проблемы:

Заботливо ли он действует в течение всего урока, учебного дня или к концу его интерес видимо спускается?

Может ли он долго функционировать, когда подсоединено радио или шумят товарищи?

Когда главным образом возникают погрешности в письменных, контрольных работах – в начале их, в конце или поделены размеренно?

Применение экспериментальных методов дает потенциал увеличить точность оценки интересующих нас свойств интереса, многократно проконтролировать приобретенные данные.[27]

Материал для изучения внимания. Для диагностики аттенционных способностей может применяться всякой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал, довольно хорошо знакомый испытуемому. Материал не должен организовывать бедственности в его восприятии и опознании.

Способ укрывательства материала. Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или особых бланков с цифрами, буквами, геометрическими изображениями. Время выполнить поручения, как правило, ограничено. При исследовании постоянства интереса оно должно быть не менее десяти мин.[28]

Регистрируемые показатели и подсчитывание итогов. Показателями успешности по выполнению заданий обычно предназначаются следующие: время работы с тестовым материалом, число и характер ошибок, объем реализованной работы.