Файл: Методология исследования особенностей внимания (Физиологическая основа внимания, основные свойства внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существенной причиной протекания психических процессов является их избирательный, устремленный характер. Всегда что-то воспринимается, что-то представляется, размышляется и думается о чем-то. Этот избирательный и сосредоточенный характер психической деятельности в нынешней психологии объединяют с таким свойством нашей психики, как заинтересованность. Одно из первостепенных письменных упоминаний о внимательности заключается у древних римлян в практическом руководстве по тренингу памяти у ораторов, собранном в четырехсотом г. до нашей эры, где вписано: «Первое, что необходимо иметь ввиду: если вы устремите интерес на события, которые проходят через ваш разум, то вы неплохо их будете воспринимать».[1]

В отличие от познавательных методов (восприятие, память, мышление и т.п.) интерес своего особенного содержания не имеет; оно выражается как бы внутри этих методов и неотделимо от них. Внимание охарактеризует динамику протекания психических методов.

Внимание это один из тех процессов познания человека, во взаимоотношении сущности и права, на независимое рассмотрение которых среди психологов до сих пор нету. Согласия, несмотря на то, что его изучения ведут уже много веков.

Одно учения ратифицируют, что как особенного, автономного метода внимания не бытует, что оно выдвигается лишь как край или момент любого другого патологического метода или занятию человека.

Другие считают, что внимание играет роль вполне независимого психического состояния человека. Это специфический духовный процесс, который имеет свои особенности, которые не сводятся к характеристикам других познавательных методов.

Данная тема настолько пространственная и разностороння, что систематизировать и рассмотреть все факты, которые связанны с данной проблемой крайне проблематично. Подлинно, в системе патологических феноменов заинтересованность захватывает особенное место. Оно включено во все прочие психические процессы, выдвигается как их нужный момент, и отделить его от них, выделять и овладевать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому интерес часто осваивают через призму других процессов познания.

Трудность изучения внимания давно постигнута психологами, которые пытались понять феномен, обусловить его специфику.

Громадную лепту по исследованию внимания внесли П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Д.Е. Бродбент, И.П. Павлов, Узнадзе и др. Но, несмотря на существенное количество проведение исследования, проблема интереса не стала менее значимой, и по-прежнему тянутся споры о природе интереса.


Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель проведения исследования: изучить теоретические аспекты внимания в общей психологии и методы его изучения.

Задачи курсовой работы:

– изучить понятие и суть внимания;

– разобрать психологические теории интереса

– проанализировать методы изучения внимания;

– использовать особые методики при утилитарном изучении некоторых свойств внимания.

Гипотеза: с поддержкой особых методик можно обнаружить некоторые особенности свойств внимания.

Объект изучения: интерес человека.

Предмет исследования: методы изучения внимания.

В работе были применены теоретические методы обследования.

ГЛАВА 1. Общие теоретические подходы к изучению внимания

1.1. Сущность внимания и его главные характеристики

Человек отыскивает под неизменным влиянием бесчисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может синхронно прореагировать на все раздражители и находить решение нескольких разнообразных задач сразу. Из немалого потока раздражителей в каждый данный момент ясно воспримет только немногое. Все прочее или вовсе не подмечается, или подмечается неясно, неотчетливо. Вспоминая, воображая, думая человек сосредотачивается на чем-то назначенном, что и является объектом его выступлений, мыслей, эмоций или абстрактных влияний. Этот всеохватывающий, устремленный характер психической деятельности в психологии вяжется с вниманием.[2]

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до нынешнего времени среди психологов нет единственного мнения. В связи с тем, что оно препровождает собой нетрудное психическое явление, разные психологи с разнообразных позиций разъясняли возникновение и функционирование заинтересованности.

С одной стороны, в психологической литературе анализируется вопрос о существовании интереса как автономного психического явления. Так, отдельные авторы ратифицируют, что интерес не может анализировать как автономное явление, поскольку оно в той или иной мере наличествует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, защищают независимость внимания как психического метода.[3]


С другой стороны, наличествуют расхождения в том, к какому классу психических явлений следует отложить интерес. Одни считают, что внимание – это познавательный психический метод. Другие соединяют внимание с раздольем и занятием человека, обосновываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невыносима без интереса, а сам интерес призывает проявления назначенных волевых усилий.

Одним из атрибутов интереса в психологии, которое чаще всего приходится в нынешней литературе, является дефиниция предложенное Н.Ф. Добрыниным: «соображение внимания как направления и сосредоточенности психической занятия человека».[4]

Для того чтобы откликнуться на вопрос: «что же такое внимание?», препроводим себе школьника, который выполняет домашнее задание по русскому языку. Он целиком основателен в решение задачи, направлен на ней, взвешивает ее условия, передается от одного подсчета к другому. Охарактеризовав каждый из этих происшествий, можно сказать, что он отзывчив к тому, что он сооружает, что он направляет интерес на те предметы, которые он абсорбирует из других. Во всех этих происшествиях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то устремлена или на чем-то направлена.[5] Это направление и невнимание психической деятельности на чем-либо назначенном и называется вниманием.

В свою очередь, под направлением психической деятельности надлежит разуметь ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значительных для субъекта абстрактных объектов, явлений или выбор назначенного рода психической деятельности. В суждение направлению содержится также и хранение занятия на назначенный промежуток времени. Недостаточно только избрать ту или иную деятельность, чтобы быть отзывчивым, – надо удержать этот выбор, сберечь его. Например, вы можете легко устремить свой интерес на решение назначенной задачи, но если вы не сможете сэкономить в поле своего интереса объект соответственной деятельности, то вряд ли вы сможете постановить эту задачу.

Другой характеристикой интереса является невнимание. Под невниманием, прежде всего, разумеется значительная или меньшая углубленность в дело. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть напряженность и интенсивность внимания, т.е. спрашивается значительная углубленность. С другой стороны, невнимание соединено с абстрагированием от всего инородного. В противном случае, когда вам не получается оторваться от инородного, решение задачи проясняется.[6]


Направление и невнимание тесно объединены между собой. Одно не может бытовать без другого. Когда вы адресуете на что-либо свой интерес, то синхронно с этим вы концентрируетесь на этом. И напротив, когда вы фиксируетесь на чем-либо, то вы устремляете на это свою психическую инертность. Однако, несмотря на близкую связь между ними, эти понятия не являются идентичными. Направленность объединена с переходом от одного занятия к другому, а концентрация –углубленность в занятие.

Для того чтобы понять, какую роль выступает интерес в психической деятельности человека, препроводим, что смотрим на какую-то группу предметов. Одни предметы, находящиеся в центре вашего зрительного поля, будут воспринять вами наиболее четко, другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, – менее четко. Подобную аналогию можно выстроить в касательстве нашего разума: то, что составляет смысл нашего занятия. Он захватывает центр нашего сознания, а то, что в данный момент важно, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания[7]. Однако следует заметить, что это всего лишь аналогия: мы можем смотреть на какой-то предмет и при этом полагать совсем о другом, в этом случае «центральное поле» нашего разума будет занято тем, о чем мы думаем, а не тем, на что мы смотрим.

Таким образом, интерес снабжает отчетливость и ясность сознания, понимание смысла психического занятия в тот или иной момент времени. Но говоря о двух зонах безоблачности и разборчивости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания имеются свои фазы смутности и смутности. Как и в поле зрения, чем теснее к центру, тем более четко мы осознаем те или иные явления.

Внимание, охарактеризовав динамическую сторону протекания любого психического процесса, может обнаруживаться в многообразных вариантах. В связи с этим абсорбируют надлежащие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, сознательное и непредумышленное внимание.[8]

Сенсорное внимание является при действии объектов на органы чувств и снабжает отражение предметов и их свойств в чувствах и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному интересу завязывающиеся в сознании образы предметов являются светлыми и четкими. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д.

Моторное внимание устремлено на движения и влияния, которые совершаются человеком. Оно дает потенциал более ясно понимать приемы и способы, которые применяются в практической деятельности. Моторная заинтересованность урегулирует и проверяет движения и действия, устремленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они обязаны быть особенно правильными.[9]


Интеллектуальное внимание устремлено на более результативное функционирование памяти, воображения и мышления.

Преднамеренное (произвольное) внимание завязывается при присутствии у субъекта цели или задачи быть чутким к какому-либо внешнему предмету или к духовному умственному воздействию. Оно в основном сосредоточено на рассогласованность внешних сенсорных и моторных действий и душевных познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать любым, когда субъекту нужно показать волевое усилие для того, чтобы устремить и направить внимание на объекте, который потребно знать или с которым надо воздействовать. Особенно большой смысл имеет любой интерес в учебной деятельности, так как усвоение научных знаний призывает от ученика высоких волевых усилий, устремленных на реализацию сложных интеллектуальных действий.

В некоторых случаях каждый интерес может стать, по определению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным.[10] Это может иметь место в том случае, когда цель показывать интерес остается, но пропадают безвольные усилия. Такое внимание берется обнаруживаться, когда деятельность, которая требует волевых усилий, делается интересной и реализовывается без особых трудностей. Послепроизвольный интерес в наибольшей степени может снабдить значительную плодотворность занятия.[11]

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание завязывается само собой без всякой цели со стороны народа. Его призывают существенные для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является свежесть объекта. Непроизвольный интерес притягивают также все интенсивные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда интерес могут притянуть и не очень видимые раздражители, если они отвечают надобностям, интересам и указаниям личности.

Таким образом, трудное строение физиологических механизмов внимания и разноречивые взгляды на его природу повергли к исчезновению целого ряда психологических теорий чуткости. Все перечисленные характеристики внимания играть роль функционального единства, и их раздел является чисто опытным приемом.

1.2. Представления о сущности внимания

Важность внимания в жизни человека, его назначающая роль в отборе содержаний преднамеренного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в нужде полного и подробного изучения его феноменов. Исследованием интереса загорались многие ученые. Никакой другой психический процесс не упоминает так часто и вместе с тем с таким трудом не отыскивает себе места в научных концепциях, как интерес. В житейской психологии интересом часто объясняют успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Однако в психологической науке вопрос интереса стоит немножко особняком, и у исследователей начинаются важные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.[12]