Файл: Методология исследования особенностей внимания (Физиологическая основа внимания, основные свойства внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика «Устойчивость скопления интереса старшеклассников»

Цель. Определение постоянства внимания.

Материал. В основу предлагаемой методики допущен популярный метод корректурной пробы Анфимова.

Корректурная таблица препровождает собой стандартный бланк, на обеих сторонах которого поселено по сорок строчек сумбурного построчного набора из восьми букв русского алфавита: А, В, Е, И, К, Н, С, Х. В каждой строчке – сорок знаков.[29]

Инструкция: У каждого из испытуемых есть таблица с набором букв в строчках. Именуются три буквы, которые должны хорошо запоминать. После этого даётся команда «приступили!». Сразу же после команды испытуемые будут чутко проглядывать каждую строчку в таблице и включать заданные буквы диагональной черточкой. На всю работу отводится десять мин. В течение этого времени нужно проглядеть как можно больше строчек, не впуская пробелов в вычеркивании заданных букв и не регистрируя посторонние буквы. Каждую минуту будет передаваться команда: «Черта!». По этой команде нужно назначить отвесную черту в строчке в том месте, где вас застала эта команда, и сразу же продолжать работу. По команде «завершили!» ставить такую же черту и прерывать работу. [30]

Обработка и отметка материалов испытания. Экспериментатор проглядывает реализованную работу. Обнаруженные ошибки закрепляются на поле корректуры - таблицы рядом с той строкой, в которой они были положены. Таким образом, высчитывается число ошибок, предположенных испытуемым за каждую минуту. В итоге такого подсчета реализовывается комплексный подход к оценке нарушения задания: с одной стороны, устанавливается показатель производительности работы (по количеству просмотренных испытуемым строк), а с другой – показатель классичности выполнить работу (по количеству допущенных ошибок).

2.2. Физиологическая основа внимания, основные свойства внимания

Говоря о физиологических механизмах энергичного внимания, нужно заметить, что отбор значительных влияний допустим только на фоне общего бодрствования организма, объединенного с энергичной мозговой деятельностью. Обнаружение уровней бодрствования допустим как по наружным приметам, так и с подмогой электроэнцефалографа (ЭЭГ), назначающего по слабым токам мозга его электроактивность. [31]


Выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, безмятежное бодрствование, деятельное (настороженное) бодрствование, безмерное бодрствование. Эффективный интерес возможен лишь на стадии энергичного и безмятежного бодрствования, в то время как на других периодах главные характеристики интереса переменяются и могут осуществлять лишь некоторые функции. Например, в дремотном состоянии мыслима реакция только на 1-2 наиболее значительных раздражителя, в то время как на прочие вопросы целиком отсутствуют. Например, мать пробуждается от легкого хода ребенка в кроватке, и сможет крепко спать при разнообразных шумах. Активизация мозга реализовывается его неспецифической системой, подсоединяя ретикулярную формацию и т. д. Через ретикулярную формацию усваивают нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и назад. Ретикулярная формация также урегулирует тонус коры головного мозга и восприимчивость рецепторов, продавая недвижимые характеристики внимания: его концентрацию, постоянство и т.п.[32]

Например, студенты отстранено постановляют контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и учитель свернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

Но для разъяснения всеохватывающего характера внимания этого мало. Абсорбируют две главные группы механизмов, реализовывающих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отсрочить настройку органов чувств. Вслушиваясь к слабому звуку, человек повертывает голову в сторону звука и, в то же время, отвечающая мышца натягивает барабанную перепонку, увеличивая ее восприимчивость. При очень интенсивном звуке сжатие барабанной перепонки расслабляется, что ухудшает трансляцию качаний во внутреннее ухо.[33]

Центральные устройства интереса объединены с возбуждением одних нервных центров и активизацией других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном течении назначается, прежде всего, силой нервных возбужденностей, которая в первую очередь зависит от силы наружного раздражения. Более интенсивные взволнованности сдерживают начинающиеся синхронно с ними слабые возбужденности и назначают течение психической занятия в надлежащем курсе.

В последнее время исследовательницы физиологических механизмов внимания замечают значительную роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, обнаружено, что у здоровых людей в соглашениях усиленного внимания завязываются модификации биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. Данную энергичность соединяют с трудом особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - “детекторы новизны” – происходит активизация при действии новых стимулов и уменьшают инициативность по мере адаптации к ним. В отличие от них нейроны “ожидания” волнуются только при встрече организма с предметом, способным ублаготворить животрепещущую надобность. По сути дела, в этих клетках декодировано извещение о разнообразных свойствах предметов и, в подневольности от начинающихся нужд, организм концентрируется на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспримет мышь, как пищу, но с наслаждением будет играть с ней.[34]


Таким образом, внимание определено занятием единой системы подвластных между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разнообразных видов внимания неравнозначна.

Внимание обозначает связь разума с назначенным объектом, его внимание на нем. Особенности этого внимания определяют свойства внимания. К ним относят: устойчивость, концентрация, разделение, переключение и объем внимания.

Устойчивость - это то число времени, в течение которого человек в состоянии сберегать своё внимание сконцентрированным на некотором объекте. Постоянство можно определять периферическими и центральными факторами. Изучения обнаружили, что внимание подвержено периодическим нечаянным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек. доходя, самое большее до 12 сек.[35]

В настоящее время обосновано, что более значительным условием устойчивости внимания является потенциал обнаружить в предмете, на котором оно отстранено, новые стороны и связи. Устойчивость интереса зависит от целого ряда условий. К их числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, связи к нему со стороны субъекта, а также от персональных особенностей личности.[36]

Концентрация внимания - это характеристика различительной способности внимания. Чем больше многообразных мелких подробностей способен подметить человек в анализируемом объекте, тем глубже его интерес в предоставленный момент. Главный показатель его выраженности, тот фокус, в котором скоплена психическая или преднамеренная деятельность.

Разделение внимания - это характеристика, которая в назначенном отношении антагонистична его концентрации. Она хранит в себе максимальное число объектов, которые в одно и то же время могут отыскиваться в сфере внимания человека. Именно эта способность разрешает производить немедленно немножко воздействий. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог мастерить синхронно семь не объединенных между собой дел. На самом деле, в таких случаях один из видов осуществляемой деятельности должен быть целиком автоматизирован, и не призывать к вниманию, если же это соглашение не придерживается, совмещение занятии непереносимо.[37]

Переключение внимания - это способность человека перемещать внимание с одного объекта на другой, абстрагировать от первого и устремлять свой интерес на втором. Показатель перевода внимания - скорость этого процесса. В целом переключаемость внимания обозначат способность быстро не теряться в трудной, модифицирующейся ситуации. Легкость перевода внимания у разных людей разнообразна и зависит от целого ряда соглашений. Это, прежде всего, соотношение между предыдущей и предшествующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем увлекательнее занятие, тем легче на нее перейти, и напротив. Переключаемость внимания относится к числу хорошо упражняемых качеств.[38]


Объем внимания - это среднее число объектов или деталей, которые синхронно могут находить в сфере внимания человека. Человек располагает весьма узкими вероятностями, и не может синхронно воспринимать несколько автономных друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Величественной и назначающей его особенностью является то, что он почти не поддастся разборке при занятии и тренировке. Поэтому объём внимания является неустойчивым размером, зависящим от того, насколько объединено между собой содержание, на котором сосредотачивается интерес, и от умения сознательно объединять и структурировать материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной особенностью протекания психических процессов является их всеохватывающий, устремленный характер. Этот избирательный, устремленный характер психической деятельности объединяют с таким свойством нашей психики, как внимание. В различие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особенного содержания не имеет; оно обнаруживается как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание охарактеризует статику протекания психических процессов.

Внимание – это направление психики (сознания) на назначенные объекты, обладающие для личности устойчивой или ситуативной значимостю, сосредоточение психики (сознания), намеревающееся увеличенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.

Характеризуя заинтересованность как трудное психическое явление, абсорбируют ряд функций внимания. Суть внимания проявляется прежде всего в отборе значительных, релевантных, т.е. отвечающих потребностям, надлежащих данной деятельности, влияний и игнорировании (торможении, устранении) других – неважных, побочных, конкурирующих влияний. Наряду с функцией отбора выдается функция вычета (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, назначенного предметного содержания) до тех пор, пока не увенчается акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет завоевана цель. Одной из основных функций внимания является регуляция и проверка протекания деятельности.

Различают внимание: невольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание может обнаруживаться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание соединено с восприятием раздражителей разнообразной модальности (вида). В связи с этим абсорбируют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются мемуары и мысли. Наиболее выучено сенсорное внимание. Фактически все данные, которые характеризуют внимание, заработаны при проведение исследования этого вида внимания.


Исследование внимания имеет высокий смысл в работе школьных психологов, а также в профессиональной психодиагностике, особенно где спрашивается возделывать слишком много одномоментно устраивающейся информации (диспетчерская служба в аэропортах и т.п.). Сбор информации об особенностях внимания строится на методах, неэкспериментальныхи экспериментальных. Основной неэкспериментальный метод исследование внимания – наблюдение. Экспериментальное исследование внимания основывается в существенном на изучении отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение:

– объема – количество объектов, которые могут быть четко восприняты за короткое время;

– избирательность – скорость исполнения выбора стимула из множества других (количество), степень корреспонденции выбора (качеств.), например корректурные пробы (вычеркивание букв);

– концентрация – по напряженности помех: (та же) с помехами / без помех;

– разделение – временные показатели, приобретенные в итоге соизмерения длительности точного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи коллективного с другими. Метод интеллектуальной пробы: экспериментатор разбирает ряд чисел, среди них надо обнаружить тройки простых и тройки четных чисел.

В настоящей работе представились с некоторыми из методик исследования отдельных свойств внимания и применили их на практике, чем засвидетельствовали выдвинутую гипотезу о том, что с помощью особых методов можно обнаружить некоторые особенности свойств внимания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Айвазов Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л.И. Габдулина. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. – 150 с.
  2. Борисов П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. – 2011. – №3 – С. 5–87.
  3. Волков Н.Ю. Общая психология: конспект лекций / Н.Ю. Дмитриева. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. – 158 с.
  4. Гусева О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2011. – 560 с.
  5. Дорохова Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии) / Т.А. Кирдяшкина. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2009.
  6. Ермакова В.В. Клиническая психология. Энциклопедический словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2009. – 416 с.
  7. Коломинский Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 2011 – 223 с.
  8. Корнеев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2010. – 286 с.
  9. Лужкова А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
  10. Малова А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
  11. Новиков И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2009. – 220 с.
  12. Орлов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Т. 3/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008. – С. 207.
  13. Попов А.К. Общая психология: методические рекомендации / сост. Г.Р. Шафикова А.А. Янгирова, И.Ш. Шавалиева [и др.]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 91 с.
  14. Романов .М. Д. Общая психология: Учеб. / Под ред. А.В. Петровского. – М. Академия, 2014. – 479 с.
  15. Строков Ю.Д. Основы общей и медицинской психологии и педагогики. Учеб.-метод. пособие / Исаева Е.Р. [и др.]. – СПб: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2010. – 90 с.
  16. Такмаков Т.И. Практикум по общей психологии / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М.: Институт практической психологии, 2011. – 145 с.
  17. Ушаков В.Ф. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2009. – 110 с.
  18. Филинов П.К. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
  19. Хорламов О.О. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 248 с.
  20. Храпов Р.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. -160 с.
  21. Цаплин Р.О. Психологические тесты. В двух томах. Т. 2 / Под ред. А.А. Карелина. – М.: Владос, 2010. – 229 с.
  22. Чаругин У.А. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М.: АСТ, 2013. – 704 с.
  23. Щеголихина Т.Л. Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
  24. Этман С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. – 2011. -720 с.
  25. Юдаев Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. – М: МПГУ «Прометей», 2009. – 252 с.
  26. Юшин В.П. Психиатрия. Учеб.пособие / В.П. Самохвалов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 324 с.
  27. Ястребов П.И. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, 2000. – 416 с.
  28. Якунин П.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. – Псков: ПГПУ, 2010 – 312 с.
  29. Ямщиков Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б.А. Сосновский. – М.: Просвещение, 2014. – 157 с.
  30. Яшков Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2010. – 413 с.