Файл: Экскурсия как организационная форма обучения младших школьников (Экскурсия как форма внеурочной образовательной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Учебная и воспитательная работа в школе проводится как в урочное время, так и во внеурочное время. Одной из форм проведения внеурочных занятий является проведение уроков-экскурсий. Экскурсия подразумевает посещение какого-либо места с целью изучения. Основные задачи экскурсии – наглядность и практичность, связь с реальностью. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы.

Тема проведения уроков-экскурсий особенно актуальна в современном обучении, так как требования, предъявляемые к образованию, ставят целями общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Данные уроки позволяют совершенствовать знания учащихся, расширяют их кругозор, помогают в основном процессе обучения. Так же предлагается множество разнообразных экскурсий и необходимо четко ориентироваться в проведении экскурсий.

Цель работы: Изучить методику проведения урока-экскурсии.

Задачи работы:

  1. Изучение теоретического материала по проведению экскурсий
  2. Изучение методики проведения экскурсий
  3. Изучение специфики проведения экскурсий для младших школьников
  4. Разработка урока-экскурсии для младших школьников

Объект изучения: методика проведения экскурсии для младших школьников

Предмет изучения: экскурсия и ее виды.

В работе использовался метод теоретического уровня исследования.

Данная тема имеет достаточную разработанность в науке. Научная разработка методики проведения экскурсий началась еще в начале ХХ века.

Методика организации и проведения учебных экскурсий полно раскрыта в работах Плешакова А.А., Байбара Т, Жестовой Н.С. и др.

Работа состоит из Введения, 2 Глав, Заключения, Списка использованных источников, Приложения.

Глава 1. Экскурсия как форма внеурочной образовательной деятельности

Категория организационных форм обучения является одним из элементов педагогической системы. Данные системы должны быть четко организованы, целенаправленны, методически скомплектованы. Данная категория также относится к внешней стороне организации процесса обучения.[4]

В современном педагогическом процессе используют три основные организационные формы обучения. К ним можно отнести такие формы как индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система, лекционно-семинарская система. Эти формы имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют развитию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Классно-урочная система распространена в школе. Лекционно- семинарская система характерна для высшего образования. Как известно, классно-урочная система была создана Я. А. Коменским, который разработал четкую и эффективную систему, создающую условия для взаимодействия учащихся и их воспитания в процессе обучения.[5]


В современной системе образования существуют общеобразовательные школы, элитные учебные заведения, к которым относятся лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением того или иного предмета. Нововведением являются и профильные школы, где наряду с общеобразовательными классами существуют классы с математической, гуманитарной, эстетической направленностью. [7]

В современной педагогической науке ориентируются на индивидуальность и психологические особенности учащихся.

Наряду с плановыми формами обучения, существуют и внеплановые, к которым относятся консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по вспомогательным программам. Они позволяют совершенствовать знания учащихся, расширяют их кругозор, помогать в основном процессе обучения.

Новые федеральные стандарты образования, отраженные в ФГОС, ставят целями общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование всесторонне развитой личности, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.[2]

Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.[3]

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.[6]

Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.[14]


Младший школьник – это очень любознательный, по сравнению с дошкольным периодом, ребенок. Он учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.[18]

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Экскурсии планируются на весь учебный год и проводятся в отдельные от основных занятий дни. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал. К такому виду относятся, например, историко-литературные и краеведческие экскурсий.[21]

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов. Такие экскурсии называют комплексными. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

  • реализация принципа наглядности обучения
  • повышение научности обучения и укрепление его связи с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:[7]

  • способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
  • расширяет кругозор школьников;
  • учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
  • способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия.

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [23]


Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Важным этапом в формировании гармоничной личности ребенка является

расширение его кругозора. Этому способствуют прогулки, посещения различных памятных или исторических мест. Экскурсия формирует познавательный интерес, потребность получать новые знания. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. [15]

Цели экскурсий

-  интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных  межличностных отношений;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.[12]

В современной классификации экскурсии делятся по :

  • Содержанию
  • По особенностям организации познавательной деятельности
  • По учебной цели
  • По тематике [13]

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. В основе обзорных экскурсий лежат несколько тем или направлений, например, прошлое, настоящее и будущее. Тематическая - посвящена одной конкретной теме.

По особенностям организации познавательной деятельности экскурсии делятся на иллюстративные и исследовательские.

По учебной цели – вводные, текущие, обобщающие.

По тематике экскурсии можно разделить на группы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

- экологические экскурсии;

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Методика проведения экскурсии. [22 ]

I этап. Подготовка к экскурсии. 


Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.

Изучение учебной и методической литературы.

Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.

Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.

Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.

Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.

Подготовка к экскурсии самих детей:

– знакомство их с целью, задачами экскурсии,

– постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии; 

– информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.

Распределение учащихся по группам.

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.

2. Коллективная работа на местности.

3. Работа в группах по изучению намеченных объектов.

4. Обмен полученными сведениями между группами.

5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).

2. Оценивание работы учащихся и своей работы.

3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.

4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Итак, экскурсия как форма внеурочной образовательной деятельности достаточно эффективна. Данная форма включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Глава 2. Особенности проведения экскурсии для младших школьников