Файл: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ (Конфликты во взаимодействии родителей и детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы не вызывает сомнений, так как в последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что происходит в семье, как развиваются супружеские отношения. Почему так часты разводы, отчего все чаще семья ограничивается единственным ребен­ком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать свое тепло близкому человеку, остаются одинокими. В условиях современного общества ширится понимание того, что проблемы, свя­занные с воспитанием личности, с гармонией между личным и общественным, невозможно решить без совершенствования брачно-семейных отношений.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная жизнь отмечена все более заметным проникновением демократических отношений, идей равноправия в систему семейных отношений. Сегодняшний родитель, настойчиво продолжающий говорить с ребенком с позиций власти, непререкаемого авторитета, демонстрации императива превосходства, часто в полной мере даже и не осознает, что дети адекватно воспринимают его только с позиции равенства. Это острое социально-психологическое противоречие чревато весьма опасными педагогическими последствиями, о которых на первых порах не догадываются нынешние родители.

Проблема состоит в том, что многие родители достаточно хорошо осознают существующие недостатки своего стиля семейного воспитания, но им не всегда хватает элементарной психологической грамотности, чтобы своевременно решать накопившиеся проблемы. На прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующих о том, как воспитывать детей, и родители стали всё чаще обращаться к специалистам, чтобы квалифицированно решить проблему. Но не все родители готовы критически воспринять стереотипы собственного воспитания, то есть те привычки, которые не являются результатом осознанного выбора, а механически перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо из близкого социального окружения, а также из современных средств массовой информации.


Целью работы является рассмотреть проблему семейных конфликтов и психолого-педагогическую коррекцию их влияния на детей
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 

1. Раскрыть понятие «семейный конфликт»;

2. Рассмотреть причины конфликтов и способы их разрешения;

3. Выявить влияние внутрисемейных конфликтов на воспитание детей;

4. Рассмотреть методы коррекции семейных отношений.

Объект исследования: семейные конфликты.

Предмет исследования: влияние семейных конфликтов на психологию детей.

Гипотеза:

Серьезной проблемой в обществе являются конфликты в семье, требующие вмешательства социальных педагогов.

4. Организованная социально-педагогическая деятельность

положительным образом влияет на стиль детско-родительских

взаимоотношений в семье.

Методы исследования – теоретический анализ педагогической и методической литературы.

Методологической основой данной работы являются работы авторов А.Е.Личко, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Леви, Е.Т. Соколовой, Ю. Е. Алешиной, Е. Б. Бреевой, А. К. Железновой.

Практический опыт многих авторов убеждает, что в наши дни родителей волнуют следующие типичные проблемы, например: как преодолеть трудности во взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; как родителям строить отношения с друзьями детей; как преодолеть негативные эмоциональные состояния детей (ревность, страхи, обиды, печали, беспокойства, депрессии и др.); как оптимально выстроить систему педагогических требований к ребенку; когда и как следует начинать сексуальное воспитание детей и др. Количество таких проблем неуклонно растёт.

Изложенное, как нам представляется, говорит о высокой практической значимости данной работы. Практическая значимость материал данной курсовой работы: можно использовать при подготовке к семинарским, практическим занятиям и для написания рефератов.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Обоснованность и достоверность: нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения

авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.


Используя выбранные нами методы исследования: экспериментирование и тестирование, докажем что показатели психологической готовности можно выявить с помощью своевременных диагностик в 5-6 летнем возрасте, создав для этого необходимые условия.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка 34 использованных источников и 6 приложений. Работа на 60 страницах.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

1.1. Понятие, сущность, причины семейных конфликтов

Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство ми­нимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовме­стимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, це­лей, типов поведения, отношений, установок, существенно зна­чимых для личности и группы.

Участники семейных конфликтов часто не являются противо­борствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных осо­бенностей и неправильного, не соответствующего реальности, ви­дения ситуации и самих себя. В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основ­ные стадии[1]:

  • возникновение объективной конфликтной ситуации;
  • осознание объективной конфликтной ситуации;
  • переход к конфликтному поведению;
  • разрешение конфликта.

Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конф­ликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению — это действия, направленные на достижение своих целей, и блокиро­вание достижения противоположной стороной ее стремлений и на­мерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обостре­нием эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирую­щей их дестабилизацией. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удов­летворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и не­реализованные ожидания и потребности, грубость, неуважитель­ное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплек­сом причин, среди которых условно можно выделить основную — например неудовлетворенные потребности супругов.


Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потреб­ностей супругов.[2]

Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлет­воренной потребности в ценности и значимости своего «я», нару­шение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пре­небрежительное, неуважительное отношение.

3.Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к алкоголю, азартным играм и других гипертрофированных потребностей, ведущие к расточительным и неэффективным, а порой и бесполезные расходы семьи.

Финансовые споры, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
Конфликт, ссора, ссора супругов, неудовлетворенных потребностей в питании, одежде, бытовой очаг, и др.

Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в
семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

Конфликты, разногласия, ссоры мотивированы разных потребностей и интересов в сфере отдыха и досуга, различных хобби.
Использование теории категорий, нуждающихся в супружеских конфликтов позволяет перейти к мотивам и интересам, положительным и отрицательным эмоциям, к анализу различных видов депрессивных и иных патологических состояний неврозов, источником которых могут быть семейные неурядицы. Категории стабильность—нестабильность брака, его конфликт-бесконфликтность также зависят от удовлетворенности супругов, особенно эмоциональные и психологические.

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:[3]

  • неопасными — возникают при наличии объективных

трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного сры­ва»;

  • внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие

конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;

  • опасными — разногласия возникают из-за того, что один из

супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведе­ния, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, при­емы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требу­ет разрешения дилеммы: уступать или нет;


  • особо опасными — приводят к разводам.

Остановимся подробнее на мотивации этой категории конф­ликтов[4].

  1. Не сошлись характерами — мотив «чисто» психологический.

Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов,
контроль за собственным поведением, тактика и стратегия пове­дения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.

  1. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает

противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. И противоположность измене, неверности верность — это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются мо­ральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств.

  1. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов.

Алкоголизм — типичная наркомания, сформировавшая­ся на базе регулярного употребления спиртных напитков в тече­ние ряда лет. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицин­ском лечении.

Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуа­ции, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах.[5]

Первая — стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например, голову. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» является несостоятельной, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Уйти от этой модели, целесообразно сепаратор сферах лидерства в различных сферах жизни в семье и осуществлять его коллегиально, и при разумном единоначалии.[6]

Вторая — сосредоточенность супругов на своих делах. Типи­чен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, неже­лание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для ус­пешной реализации новой социальной роли. Начинает форми­роваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направ­лении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих при­вычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт.