Файл: Экскурсия как организационная форма обучения младших школьников (Экскурсия как форма внеурочной образовательной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Особенности методики проведения экскурсии для младших школьников

Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии. Желательно составить конспект. Необходимо определить конкретную деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются индивидуальные самостоятельные и групповые задания. Сюда относится сбор и распределение материала, наблюдение за различными явлениями, выполнение конкретных заданий. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.[11]

Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе, или на другом объекте, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.

Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.[11]

Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям.

Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, о которых говорилось выше. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.[11]

Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.

Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.[11]


Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.[11]

В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.

Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.

Структура урока-экскурсии [11]

•  Мотивация. Постановка проблемы.

•  Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

•  Планирование деятельности.

•  Реализация проекта.

•  Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.

•  Информационно- аналитический этап.

•  Рефлексия.

В младших классах экскурсии имеют свою особенность. Рассмотрим некоторые из них.

При проведении экологической экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Можно организовать деятельность детей так , чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. К ним могут быть отнесены выявления загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и прочее. При помощи предварительной беседы можно заинтересовать учащихся принять личное участие в охране природы. Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир. Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, какой травяной покров на участках парка или леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности можно подвести к вопросу: что можно сделать для охраны природы. Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения. Это может быть подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и прочее. Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.

Исследовательская экскурсия тоже имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. [11] Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.


Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.[11]

Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды.

Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.

Значение экскурсии в начальной школе.[11]

Образовательное

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных  предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

-проверка теоретических знаний на практике;

- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

 Развивающее

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

- развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

 Воспитательное

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к природе

Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий - гербариев, коллекций.

2.2. Организация экскурсий для младших школьников

В современном мире огромный выбор экскурсий. Особой популярностью пользуются экскурсии с выездом на автобусе. В любом городе и области очень много интересных мест для посещения младшими школьниками. Им особенно нравится экскурсии с проведением мастер-классов.


Рассмотрим основные направления экскурсионной работы:

1. Досугово-развлекательное направление. Оно предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.[18]

2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, а также влияет на духовное развитие и воспитание обучающихся. В процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.[18]

В Рязани и области предлагаются различные виды экскурсий для младших школьников.

Экскурсии по краеведению: обзорные экскурсии: по городу Рязани, посещение Рязанского кремля, музея-усадьбы академика И.П. Павлова по городу Рыбное, с. Константиново, Пощупово, г. Спасск-Клепики, г. Скопина

Тематические экскурсии: Рязань православная, Военная доблесть Рязани, История земли Рязанской и прочие.

Экскурсии, посвященные народным промыслам родного края: Художественный музей в Рязанском Кремле, Краеведческий музей и Музей керамики в г. Скопине, Михайловское кружево в г. Михайлове, музей «Заряна» в г. Шилове и т.д.

Рассмотрим проведение экскурсии для учеников 4 класса средней школы № 33 г. Рязани.

План-конспект урока-экскурсии на тему «Ознакомление с природой и животными родного края»» с посещением Окского государственного природного биосферного заповедника.

Цель:

Развивать у учащихся понятия о животных и растениях заповедника.

Формировать бережное отношение к природе.

Развивать навыки наблюдения за животными в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

Задачи:

Познакомить учащихся с различными животными и растениями заповедника.

Понаблюдать за жизнью животных в естественной среде обитания..

Познакомиться с особенностями жизни животных в заповеднике.


Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), фотоаппарат.

Место проведения экскурсии: Окский государственный природный биосферный заповедник.

Время проведения: конец – мая – начало июня

Возраст учащихся: 10-11 лет

1 этап: Подготовка учителя к экскурсии:

Спланировать поездку в поселок Брыкин-Бор в Окский государственный природный биосферный заповедник.

Провести беседу о поведении в процессе поездки.

Провести беседу об охране природы.

Познакомить учащихся с обитателями Окского заповедника.

2 этап: Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о поведении животных и птиц

2. Показать фотографии животных и птиц, обитающих в Окском заповеднике.

3. Разделить класс на группы и дать задание подготовить небольшие сообщения про животных и птиц Окского заповедника после проведенной экскурсии.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «лес». Формировать умение правильно вести себя в лесу.

5. Провести предварительный урок для ознакомления с правилами поведения в поездке и в лесу.

3 этап: Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Нельзя разжигать костер в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Необходимо одеться в плотную одежду и обуть плотную обувь. Взять средства от комаров и клещей.

Внимательно смотреть под ноги, чтобы случайно не наступить на змею. В Окском заповеднике водятся и ядовитые змеи: гадюки, медянки.

Ход урока-экскурсии.

Сбор учащихся – 9.00, около школы

Отправление – 9.30, комфортабельный автобус. Ориентировочное время прибытия в п. Брыкин Бор – 11.00

Встреча с экскурсоводом – 11.10

Экскурсия в «Музей природы» - 11.10-11.40

Экскурсия в вольеры с зубрами – 12.20-12.40

Экскурсия в журавлиный питомник – 13.00- 13.20

Посещение мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки. – 13.30-14.00