Файл: ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть разделен на две части, состоящие из ситуации, развивая свои навыки в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющий партнер», самостоятельную детскую игру, в которой взрослый не входит напрямую, а лишь обеспечивает условия для нее.

Рассмотрим методику организации ролевых игр. В качестве основного метода проведения сюжетно-ролевых игр, может быть использован комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Зворыгиной Е.В. и С.Л. Новоселова). Содержание работы организована в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - дети знакомятся с различными играми: субъект (в том числе составные и динамические игрушки), простой сюжет, подвижный; перенос предметного действия в семантические действия в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа - обогащать игровой опыт детей через совместную игру со взрослым (индивидуально и малыми подгруппами), формирования и развития игры, простая игра, взаимодействие, понимание условности игровой ситуации.

Средняя группа - развитие и ролевого поведения, поддержка игровых кланов детей, обогащение игрового опыта, расширяется тематическая направленность сюжета игры, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами (подвижных, развлекательных, театральных, народных игр).

Старшая группа - обогащать игровой опыт для развития и усложнения история игры, на организацию предметного пространства собственных игр через сотрудничество с учителем игры подгруппам; создание условий и поддержка самодеятельных игр детей, дети знакомятся с разными видами игр (мобильных, правила, досуг, дидактические, народные, интеллектуальные и т. д.)

Подготовительная группа формирование педагогического сопровождения группы детей, играющих детей, как сообщества, поддержка самостоятельности и инициативы в выборе и реализации детских игр разных типов; поддержка перехода на Играх-диалогах, играх, fantasiany, игры самодельные субъекта в окружающей среде.[30]

Какие же требования следует учитывать при проведении игры? В игре с детьми у взрослого могут быть двух основных стратегий. Взрослый может организовать игру на основе заданного общего направления сюжета и материалы, подготовленные субъектом, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и могут влиять на содержание и общий ход игры тем же способом, что они используют другие игры. В сюжете игры он может придумать сюжет игры, сделать интересное предложение за свою историю, чтобы привести в нового персонажа, создание проблемной ситуации и др. Усложнение задач руководства игрой представлено в таблице 1.


Таблица 1 Усложнение задач руководства игрой

Направления руководства игрой

Задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры

1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.

2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач

3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями.

5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности

8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре

10.Поощрять интерес к играм сверстников.

11.Приучать играть, не мешая друг другу.

Старшего дошкольного возраста, игры ребенка становится «политематический». Игра становится самостоятельной деятельностью. Сами дети определяют идею игры или поддерживают предложение коллег. Они ставят игровые задачи.

Игровые способы достаточно сформированы, дети легко справляются с подбором наиболее подходящих к ситуации предмет и методы роль, решения задач, теории игр.

Ролевые игры- это ролевые игры в сопровождении речи на начальном этапе ролевых игр - ролевых высказываний «речевое развитие», «социально - коммуникативное развитие».[31] Степень обогащения жизненного опыта развития звука и интонации роли речевого действия становятся более разнообразными, что зависит от представлений детей об окружающем мире.

Специально учить детей определенного действия в игре не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумали, что роль действия для включения в игру, только в этом случае, игра будет по-настоящему творческий.

Роль действия должны быть выразительными, что обеспечивается путем выполнения характерных движений, жестов, мимики.

Например, роль матери одна девушка показывает, что мама нежная, веселая, а другая девочка в той же роли- это мрачный, суровый. Оба выполняют принятые выразительная роль, но способы выражения разные.


Таким образом, при формировании роли действий подчеркивается, что разнообразие и эмоциональная выразительность движений, жестов, мимики.

Ролевая игра предполагает взаимодействие с другими играть, поэтому надо учить детей использовать Ролевые высказывания партнера.

Увеличение количества заявлений роли постепенно приводит к возникновению ролевого диалога. Инициатором разговора может быть взрослый.[32]

В зависимости от сложности в разработке игры, игровые задачи управления, дополняется следующим образом:

  • Побуждать детей к принятию различных ролей.
  • Способствуют выполнению роли детей используются разнообразные

эмоционально-экспрессивная роль.

  • Способствовать сопровождает Ролевые игры Ролевые действия речью,

обращенной к игрушке партнера, воображаемого собеседника, взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Играть попробуйте сами решить конфликты, возникающие по поводу игры.

Усложнение задач руководства игрой представлено в таблице 2.

Таблица 2 Усложнение задач руководства игрой

Направления руководства игрой

Задачи руководства игрой

Обогащения содержания игры

1.Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.

2.Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми

Способы решения игровых задач

3.Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач.

4.Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли.

5.Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

Взаимодействие в игре

6.Побуждать ставить игровые задачи сверстникам.

7.Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия.

8.Поддерживать длительное взаимодействие в игре 

Самостоятельность

9.Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

10.Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

11.Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре


2.2 Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников

Для выявления уровня развития игровых навыков проводилось на базе МКДОУ № 5 «Солнышко».

В эксперименте приняли участие 14 детей в возрасте 6-7 лет.

Цель: определить уровень развития игровых навыков в средней школе.

Задачи:

  • Подобрать необходимые материалы.
  • Диагностика уровня развития игровых навыков в средней школе.
  • Для анализа результатов.

Определения уровня развития игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калинина Р.Р.[33] В основу данной методики сформирована схема наблюдения за играющими детьми. Она включает в себя основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит проводить качественный и количественный анализ развития игровых навыков у детей дошкольного возраста.[34]

Изучение развития игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников того же возраста. Тема игры была задана экспериментатором, который совместно с учителем проводит диагностический мониторинг. Взрослый не вмешивается в процесс игры, при минимальной помощи при необходимости. Была тема игры «путешествие». Эта тема была выбрана, чтобы хватило ролей для всех детей; что это не было четко определенных ситуациях, и разрешили включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно идти к врачу. Или нужно построить мост, чтобы пересечь реку.

Экспериментатор просил детей: «Дети, давайте поиграем в путешествие. Как многие из вас говорят и как оно обычно проходит? (ответы детей). И сейчас мы начинаем игру». При необходимости взрослый имеет минимальную помощь в организации игрового процесса.

Также замечания были сделаны и игра, которая возникла спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

  1. Распределение ролей;
  2. Основное содержание игры;
  3. Ролевое поведение;
  4. Игровой деятельности;
  5. Использование атрибутики и предметов- заместителей;
  6. Роль речи;
  7. Выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням.

Уровень 1 - низкий,

Уровень 2 - ниже среднего,

Уровень 3 - средний,

Уровень 4 - высокий.

Хотя нет жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень от 3,5 до 4,5 лет

3 уровень от 4,5 до 5,5 лет

4 уровень- старше 5,5 лет.

  1. Роль

1 уровень — никакой роли; роли того, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «какие роли есть в игре? Кто будет играть роль белочки? Кто хочет быть лисой?» и др.

3 уровень — самостоятельность ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль я хотел бы играть 2 и более человек). Если есть конфликт игровая группа либо разваливается, либо дети обращаются к учителю.

4 уровень — самостоятельная роль для разрешения конфликта.

  1. Основное содержание игры

1 уровень — действия с конкретным предметом направлены на иную («мама» кормит дочку куклу, неважно как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Важно, например, чем «мама» кормит ребенка, а «добрым» или «строгий».

  1. Ролевое поведение

Уровень 1 — определяет действия, роли не называется.

2 роль называется роль в реализации действия.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на протяжении всей игры.

  1. Игровые действия

Уровень 1 — игра состоит из однообразного повторения 1-го игры действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, положить спать), игровые действия жестко зафиксирован.

3 уровень — игровые действия разнообразны, это логично.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны и динамические в зависимости от сюжета.

  1. Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутов при появлении взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, предметы, предметы, бутылки лекарств, и др.).