Файл: ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом ролевой игры является сюжет, без него нет ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений и деятельности других. Однако его игровое действие (повернуть руль, готовить ужин, учить студентов рисовать, и т. д.) - одним из основных средств реализации сюжета. Сюжеты разнообразны, условно их можно разделить на три группы в зависимости от сюжета:

  1. бытовые игры («семья», «дочки-матери», «день рождения», «детский

сад», «гость», и т. д.);

  1. производственные игры, отражающие профессиональный труд людей

(«Библиотека» -см. приложение 1, «Парикмахерская», «Больница»- см. приложение 2, «Магазин», «Фабрика», и др.);

  1. игры с социальными темами («парламент», «день рождения города»,

«демонстрация» и др.).

Содержание, это то, что отображается как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, для младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли те же действия: измеряли температуру, смотрели болит ли горло. После того, как дети были привиты, в игре образ добавила врач. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, указать, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый игрок выполнил определенные действия, с врачами дружелюбно побеседовал с пациентами, уговаривали их не бояться уколов, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Вначале «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человеческий субъект»). Затем, как понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения социального смысла труда, в играх начинают влиять на отношения между людьми («человек – человек»), а предметы легко заменяются (кубик мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представлял («как будто у меня акваланг и я опускаются на дно океана»). Содержание ролевой игры, созданной ребенком с той ролью, которую он берет на себя.

Необходимо сказать, что игра может быть рассмотрена как средство развития творческих способностей, а ее организация для развития творчества –как необходимое условие креативности дошкольника, исходя из анализа психолого-педагогической литературы в нашей экспериментальной работе будут оцениваться по уровню развития тех творческих способностей, которые развивают в игре: способность к созданию замысла, к его реализации, способность к созданию сюжета, к комбинированию, переструктурированию образов и другие. 


Хотя игра и является условием развития творчества, но это условие не достаточное. Достаточность оно приобретает, если создаются специальные педагогические условия, необходимые для развития творчества в сюжетно-ролевой игре. 

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер  и т. д. и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»)[19].

Выводы по главе 1

 Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть.  

Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЛИЯНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Организация игры в старшей и подготовительной группах

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития, тем более ценной является игра (особенно педагогически направленная) для развития самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность изложить сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих планов. Любительская игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных объединениях детей проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, понятия, различные навыки, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуациях, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение организовать реальный (а не воображаемый) работы для решения проблем теории игр.[20]

Организация игровой деятельности детей, учителя, в свою очередь, могут реализовывать следующие задачи:

  • Научиться считаться с мнением товарищей, учитывать способности и

желания друг друга.

  • Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов

распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

  • Тактично влиять на взаимоотношения детей и учите их уважать

интересы и права друг друга.

  • Формулировать познавательный интерес и организаторские

способности.

  • Воспитывать умственную активность, нравственное чувство.
  • Научить навыкам самоорганизации, распределить роли между собой.
  • Развивать творческое воображение, способствовать совместно

расширить игру.

  • Развивать способность справедливо разрешать споры, тактично

отказываюсь от роли.

  • Закрепить умение самостоятельно ставить задачи.
  • Содействовать выявлению и формированию разнообразных интересов

и способностей.

  • Развивать умение считаться с интересами и мнением товарищей по

игре.

  • Чтобы закрепить позитивные ощущения и привычки.
  • Побуждать детей широко и творчески использовать знания о работе

взрослых.

  • Воспитывать дружелюбие, готовность помочь пострадавшему.
  • Продолжать учить детей исполнять различные роли в соответствии с

сюжетом.

  • Воспитывать чувство юмора.
  • Развивать дружеские взаимоотношения, учить играть, не мешая друг

другу.

  • Продолжить работу по объединение детей в подгруппы, участии в игре

менее активных детей.

  • Расширить знания детей о профессиях и родителям использовать в

игре.

  • Развивать у детей умение работать вместе, чтобы расширить игру,

чтобы согласовать наши планы с его сверстниками.

  • Поддерживать стремление использовать предметы-Заменители и

фантастические события.

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  • Для закрепления разнообразие и выразительность ролевых действий.
  • Научиться следовать установленным правилам.
  • Чтобы узнать, игровых действий, умение договориться о игре.
  • Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать

способы их решения.

«К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжета игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?»[21]

«Для того, чтобы перевести детей в новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо ввести дальнейшей эволюции. Одно из направлений развития субъекта игры дошкольников - игра-фантазия, совместный спектакль-фантазия, это способствует развитию воображения, творчества, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя лучше реализовать значительный опыт. Для этой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, по словам генерального сюжет индивидуальных планов. Разумеется, дошкольники еще не в состоянии развернуть игру- фантазию в чистом речи (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте»[22].

Важно также помнить, что история игры это не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. Этот коренится в его специфические черты — необязательность, свобода выбора действий. В начале, дети, как правило, определяют только тему в целом, а дальше события в сюжете постепенно застраиваться, как снежный ком. Михаленко Н.Я. и Короткова Н.Я. утверждают, что «для того, чтобы детям реализовать свой творческий потенциал и действовать согласованно, несмотря на причудливость индивидуальные планы, необходимо осваивать новые, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Она включает в себя способность ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (уточнить), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совершенно разные события); умение комбинировать предложенные самим и другими участниками события в общем сюжете в игре»[23]. И разрабатывать эти сложные навыки с помощью эффективных средств: совместные игры взрослых с детьми, но по форме совершенно иная, чем в предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сцен, а с частичного изменения «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем для совместного придумывания нового»[24]. Это удобно для постепенного «расшатывания» являются сюжеты из сказок известной детской сказки. Сказка по своей сути относится к игре: она погружает в атмосферу условности вымысла, чрезвычайно привлекая детей.


«В будущем таких играх взрослый стимулирует детей, чтобы внести дополнительные изменения, чтобы придумать историю, в сравнении с известным. Этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем одновременно фантастических и реалистических элементов»[25].

«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разносторонние роли (например: Буратино и воспитатель, Принцесса и милиционер, космонавт, учитель, ветеринар и солдат, Баба-Яга и продавец и т. д.). Чтобы не «закрывать» тему действий творческие задания совмещения этих ролей в общем сюжете, игру можно сделать в форме «телефонных» разговоров персонажей»[26].

«В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая сейчас придумать не сказка (знакомая сказка уже выполнила своей первоначальной функции поддержки совместной деятельности), и «реальные истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на интересы детей, но и побуждает участников использовать знания, которые они получают в классе, выезды на природу, книги и кино».[27]

«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

  1. совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;
  2. частичное преобразование известной сказки;
  3. придумывание новой сказки с соединением сказочных и

реалистических элементов;

  1. развертывание нового сюжета с разносторонними ролями в процессе

«телефонных разговоров»;

  1. придумывание новых историй на основе реалистичных событий.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3 раз на каждом этапе (кроме первого, который может быть одноразовым).

Конечно, каждый раз счета необходимо желание ребенка. Если он не хочет войти в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать — пусть играет, это тоже полезно. Также важен выбор партнеров. Игра будет лучше течь, если уровень умений участников примерно такой же».[28]

«Как самостоятельный рассказ старших дошкольников под влиянием систематического формирования новых игровых умений? Прежде всего начинает изобретать новые и интересные игры. Сюжеты, развертываемые детьми стали более разнообразными и сложными, приобретают разносторонний характер. Они настолько взаимосвязаны, объединены события и роли, относящиеся к различным семантическим полям, что игра не вписывается в простое определение типа «стройка», «почта», и др. Бурный рост событий в игре, приводит к распаду многих действий с предметами, которые появляются только в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Нередки моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети говорят только на следующее мероприятие (а не «играть» с ними), планировать дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах из 3-4 человек, и увеличивает инициативу всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка является лидером. Умение слушать партнеров, соединять свои идеи приводит к уменьшению конфликтов в игре».[29]