Файл: Специфика маркетинговых исследований на рынке труда, (на примере реально проведенного маркетингового исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В годовом исчислении по итогам 2 квартала 2015 г. не достигли показателей 2 квартала 2014 г. такие сферы, как производство, транспортно-логистическая отрасль, искусство, развлечения, масс-медиа, рабочий персонал, банковская сфера, HR, топ-менеджмент, закупки, безопасность, ИТ, инсталляция и сервис, государственная служба и юридическая сфера.

Из табл.2 Приложения 2 следует, что количество резюме, напротив, прирастает во всех сферах. Лишь в государственном секторе во 2 квартале 2015 г. было на 4% меньше вакансий по России, чем во 2 квартале 2014 г.

Структура вакансий по профессиональным сферам в России во II квартале 2015 г. представлена на рис.5.

Рисунок 5 - Структура вакансий по профессиональным сферам в России во II квартале 2015 г, «топ-10» (в % от общего количества вакансий) [7]

Как видно из рис.5, наибольшее количество вакансий во 2 квартале 2015 г. в России наблюдалось в сфере «Продажи» (39,6% от общего спроса). Вторую строку в рейтинге вакансий заняла сфера «Начало карьеры, студенты» (11,8%), третью — ИТ (10,5%). На 4-м месте расположилась профессиональная сфера «Банки, инвестиции, лизинг» с долей 9,1%. 8,2% пришлось на сферу «Маркетинг, реклама, PR». Особых структурных изменений относительно прошлого квартала и аналогичного периода 2014 г. года не наблюдалось.

Структура резюме по профессиональным сферам в России во II квартале 2015 г. представлена на рис.6. При этом предполагается, что одна вакансия может размещаться максимум в трех сферах, а резюме актуальные в течение последних 60 дней.

Рисунок 6 - Структура резюме по профессиональным сферам в России во II квартале 2015 г, «топ-10» (в % от общего количества вакансий) [7]

Как видно из рис.6, больше всего резюме по итогам 2 квартала 2015 г. было размещено в сфере «Продажи» — 15,5%. На втором месте по количеству резюме — профессиональная сфера «Начало карьеры, студенты» (13,8%), на третьем — сфера «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» — 7,5%, на четвертом — «Административный персонал» (7,2%). Замыкает пятерку ИТ-сфера (6,2%).

Таким образом, в настоящее время пик соискательской активности пока пройден. Это произошло отчасти из-за влияния сезонного фактора (летом традиционно наступает «затишье»). Также сами соискатели заняли выжидающую позицию. Они не так активно ищут себе запасные варианты на случай возможных сокращений, стараются держаться за текущие рабочие места.


2.3. Структура спроса по опыту работы, категориям персонала и отрасли деятельности компании в России

Структура спроса работодателей по опыту работы персонала во II квартале 2015 г. представлена на рис.7.

Рисунок 7 - Структура спроса работодателей по опыту работы персонала во II квартале 2015 г., % [7]

Как видно из рис.7, во 2 квартале 2015 г. 45% всех вакансий в России были ориентированы на кандидатов с опытом от 1 года до 3 лет. Каждая третья вакансия подходила молодому специалисту с опытом работы до года — 34%. Примерно 18% всех вакансий — для специалистов с опытом от 3 до 6 лет. На долю вакансий с опытом более 6 лет пришлось 3% всех российских вакансий.

Структура спроса работодателей по категориям персонала во II квартале 2015 г. представлена на рис.8.

Как видно из рис.8, практически половина всех российских вакансий на рынке по итогам 2 квартала 2015 г. была ориентирована на специалистов (55%), еще треть — на младший персонал.

Рисунок 8 - Структура спроса работодателей по категориям персонала во II квартале 2015 г., % [7]

Структура спроса работодателей по отрасли деятельности во II квартале 2015 г. представлена на рис.9. При этом одна и та же вакансия может быть размещена в нескольких отраслях.

Рисунок 9 - Структура спроса работодателей по отрасли деятельности во II квартале 2015 г., % [7]

Как видно из рис.9, чаще всего вакансии в России размещали компании, представляющие розничную торговлю. Во 2 квартале 2015 г. на них пришлась 18% всего рынка в России. На втором месте компании, предоставляющие услуги для бизнеса — 10,5% вакансий (в основном это кадровые агентства). На третьем и четвертом — финансовые предприятия (11%) и строительные компании (9%).

Таким образом, в настоящее время наиболее востребован персонал с опытом работы от 1 до 3 лет с категорией «специалист», наиболее часто размещали вакансии предприятия «розничной торговли». Однако именно в данной сфере всегда присутствует высокая текучесть кадров.

2.4. Анализ конкуренции на рынке труда

Уровень конкуренции на рынке труда в процессе маркетингового исследования анализировался с помощью hh -индекса - соотношения резюме и вакансий («дефицитности» специалистов).


Динамика hh-индекса в России в I квартале 2014 г. – II квартале 2015 г. представлена на рис.10.

Рисунок 10 – hh-индекс в России в 2014-2015 гг. (соотношение резюме и вакансий) [7]

Как видно из рис.10, во 2 квартале 2015 г. уровень конкуренции в России снизился на 0,2 пункта. Сейчас составляет 7,2, в то время как в 1 квартале 2015 г. — 7,4. Это по-прежнему достаточно высокий показатель. Например, в 3 квартале 2014 г. на одно вакантное место претендовали 5 человек (hh.индекс составлял 4,6).

Уровень конкуренции в России по профессиональным сферам (соотношение резюме и вакансий) представлен в табл.1 Приложения 3.

Как видно из табл.1 Приложения 3, наименьшая конкуренция среди соискателей при поиске работы в России традиционно была отмечена в сферах «Страхование» и «Консультирование»: hh.индекс во 2 квартале 2015 г. составил 1,0 и 1,3 соответственно. Позиции этих профессиональных сфер являются самыми дефицитными для работодателей вследствие ограниченного выбора среди кандидатов. Конкуренция за вакантную позицию в сферах «Государственная служба, некоммерческие организации» во 2 квартале 2015 г. составила почти 29 человек на одно место. Серьезный рост конкуренции относительно 1 квартала 2015 г. отмечен на государственной службе, менее существенный — в юридической сфере и в сфере безопасности.

Уровень конкуренции рабочей силы (hh.индекс) в городах России (соотношение резюме и вакансий) представлен в табл.2 Приложения 3.

Как видно из табл.2 Приложения 3, в региональном сравнении во 2 квартале 2015 г. сложнее всего было найти работу в Краснодаре и Санкт-Петербурге — примерно 11 человек на одно вакантное место. В Москве конкурс на одну позицию составил 10 человек на одно место, а Ростове-на-Дону и Уфе — 9 человек. Самый низкий уровень конкуренции по итогам 2 квартала 2015 г. был в Перми — 5 человек на одну вакансию.

Таким образом, как и в целом по России, уровень конкуренции во 2 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2015 г. перестал расти, а в некоторых регионах — немного снизился. На рынке труда в настоящее время имеются достаточно «тревожные настроения», несмотря на то, что каких-то «панических явлений», которые проявились осенью 2014 г., больше не наблюдается.

Заключение

Маркетинговые исследования рынка труда – это сбор и анализ информации о факторах, определяющих конъюнктуру рынка труда для уменьшения степени неопределенности и риска при принятии управленческих решений. При этом на основе результатов исследований можно выявить в содержании. Объектами маркетингового исследования рынка труда выступают структура рынка, динамика и структура занятости, спрос на рабочую силу, ее предложение, цена, конкуренция.


Маркетинговое исследование на рынке труда исследование показывает возможности комплектации компании человеческим ресурсами, помогает при установлении фонда оплаты труда и других расходов на персонал, а также дает возможность спроектировать штатное расписание для новой бизнес-единицы с учетом тех или иных особенностей регионального рынка труда.

Основными элементами маркетингового исследования рынка труда являются анализ совокупности потребителей рабочей силы - работодателей, организаций, индивидуальных нанимателей, исследование динамики цены рабочей силы и заработных плат, изучение структуры рынка и организации распределения рабочей силы и др.

Результаты маркетинговых исследований рынка труда в России за 2014-2015 гг. были проанализированы на основании банка данных заработных плат HeadHunter (онлайн базы данных заработных плат и льгот).

В настоящее время основным трендом в региональном размещении вакансий является смещение спроса из крупных регионов в сторону регионов с меньшей численностью населения. Оптимизировав расходы на персонал еще в конце 2014 — начале 2015 г., многие работодатели нанимают людей «с осторожностью», на что влияет нестабильная макроэкономическая ситуация, непривлекательный инвестиционный климат, «летнее затишье». Т.е. лето 2015 г. можно считать «прохождением пика соискательской активности», а работодатели стали «держаться» за текущий персонал.

Наиболее востребован сейчас персонал с опытом работы от 1 до 3 лет с категорией «специалист», наиболее часто размещали вакансии предприятия сферы розничной торговли, где всегда присутствует высокая текучесть кадров. Уровень конкуренции на рынке труда соответственно расти перестал.

Среди соискателей работы имеются достаточно «тревожные настроения», но «не паника».

В целом, работникам стало гораздо сложнее найти работу, но высокий уровень своей квалификации дает большие шансы быть востребованным.

К сожалению, текущая экономическая ситуация, улучшаться в ближайшее время не будет, и соответственно компании будут продолжать либо оптимизировать расходы на персонал, либо, по крайней мере, не увеличивать численность персонала.

Для стабилизации ситуации на рынке труда в России необходимо развивать программы поддержки занятости населения через переобучение персонала (например, в Центрах занятости), а также способствовать развитию малого предпринимательства как дополнительного источника рабочей силы через государственное судсидирование, льготное кредитование.


Список литературы

  1. Банк данных заработных плат HeadHunter URL: http://ryazan.hh.ru/article/zarplaty
  2. Жук С.С. Исследования рынка труда: возможности применения маркетингового инструментария / С.С. Жук. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2013/Economics/6_129441.doc.htm (дата обращения: 03.08.2015 г.)
  3. Крылов А.О. Методика осуществления маркетинговых исследований рынка труда для привлечения и удержания персонала / А.О. Крылов. – ФГБУО ВПО «Государственный университет управления» URL: http://naukovedenie.ru/PDF/06evn513.pdf (дата обращения: 03.08.2015 г.)
  4. Ахромова С. Организация исследования рынка труда. Интернет-портал национального союза кадровиков http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=7431 (дата обращения: 03.08.2015 г.)
  5. Митрофанова Е.А. / Под ред. А.Я. Кибанова / Е.А. Митрофанова, Л.В. Ивановская, И.А. Эсайлова. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. - М.: Проспект, 2014. - 64 с.
  6. Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 c.
  7. Рынок труда Москвы в июле 2015 года URL: http://career.ru/article/17173 (дата обращения: 03.08.2015 г.)
  8. Самомаркетинг на Российском рынке труда в условиях инновационного развития экономики// Международная конференция. Сборник научных статей. - Экономический факультет МГУ. – 2012. - 0,2 п.л.
  9. Сидаш М.В. Маркетинговые исследования рынка труда: регионально-отраслевой аспект / М.В. Сидаш. – Экономический факультет МГУ. – URL: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1510/file/Sidash.pdf (дата обращения: 03.08.2015 г.)
  10. Философия Маркетинга персонала//Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: Ресурсное обеспечение». - Экономический факультет МГУ 2012 г. – 0,4 п.л.

Приложение 1

Таблица 1 - Динамика вакансий в крупных городах России в 2014-2015 гг. (текущий квартал в % к предыдущему кварталу) [7]

Регион

I квартал 2014, %

II квартал 2014, %

III квартал 2014, %

IV квартал 2014, %

I квартал 2015, %

II квартал 2015, %

Москва

0

4

9

–10

–21

6

Санкт-Петербург

–3

10

7

–11

–16

14

Краснодар

0

–11

–12

–20

–15

18

Казань

–4

–13

5

–8

–17

12

Нижний Новгород

–1

–12

8

–12

–21

5

Екатеринбург

–4

–11

6

–12

–18

10

Ростов-на-Дону

–4

–19

3

–13

–5

12

Воронеж

–2

–10

9

–17

–16

8

Самара

4

–8

–1

–9

–17

9

Уфа

–9

10

16

–14

–12

15

Новосибирск

–1

–7

0

–12

–14

15

Красноярск

1

14

11

–14

–13

11

Челябинск

–2

11

15

–5

–12

12

Пермь

7

10

8

–11

–8

13

Россия

–4

8

14

–8

–17

10