Файл: Информация в материальном мире (информация как научная дисциплина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Краткий обзор курса информатики.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление

7. Итог урока и д.з.

Оборудование: карточки, книги.

Ход урока:

I.Орг. момент.

Сообщить тему, цель и план урока.

II. Знакомство с группой.

Познакомиться со студентами. Составить список учеников.

III. Список литературы :

  1. 30 уроков по информатике. Экспериментальный учебник для старших

классов общеобразовательных школ / Балафанов Е.К. Бурибаев Б. Даулеткулов А.Б. – Алматы.-1999.

  1. Информатика Базовый курс / Симонович В.Б. Питер 2001 г.
  2. Работа на персональном компьютере. Пособие в двух частях Инчин А.С.

Алматы 2002.

  1. Операционная система Windows98. Лабораторный практикум. Учебное

пособие для старших классов средних школ./Балафанов Е.К. Буребаев Б.Б.

  1. Табличный процессор Excel 97 / лабораторный практикум
  2. Бурибаев Б. Накысбеков Б. Мадьярова Г. Основы информатики и

вычислительной техники 9 кл. Алматы 2005 г

  1. Евсеев Г.А. Симонович С.В. учебное пособие Информатика 9 и 11

классы. Москва 2003 г.

  1. Левин А. Краткий самоучитель работы на компьютере . Питер 2003 г.

IV. Краткий обзор курса информатики.

Информатика и информация.

Устройство ПК.

Windows 2000.

Текстовый процессор Microsoft Word.

Компьютерная графика.

Электронная таблица Microsoft Excel.

Microsoft Access 2000.

Основы программирования.

Компьютерная сетью Интернет.

V. Изучение нового материала:

1. Чтo такое информация?

Термин «информация» происходит от латинского слово «информация» означает сведения, разъяснения, изложение.

В просторечии именуется информации любых данных или информации, что кого интересует. Например, сообщение о каком-либо событии, о деятельности человека, и др. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное ранее»;

в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;

в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, движения, управления, т. е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают существующие их степень неопределенности, неполноты знаний (Н. В. Макарова);

Информация-это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);

Информация-это мера сложности структур (Моль);

Информация-это отраженное разнообразие (Урсул);


Информация-это содержание процесса отражения (Тузов);

Информация-это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, «отец» кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Так, сообщение написано на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации содержит сообщение об этом говорится в знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной обработкой информации с помощью технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, и даже то, сколько символов содержит сообщение.

Информационный объём сообщений - длина сообщения , равная числу символов . употребляемых для записи сообщений.

2. В каком виде существует информация?

Информация может существовать в виде:

• текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

• световых или звуковых сигналов;

• радиоволн;

• электрических и нервных импульсов;

• магнитных записей;

• жестов и мимики;

• обоняние и вкусовые ощущения;

• хромосом, посредством которого наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Текстовая, графическая, числовая, музыкальная и видеоинформация.

3. Как передаётся информация?

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. 

канал связи

                     ИСТОЧНИК

-----------

ПРИЁМНИК                     

Примеры:

Сообщение, которое содержит информацию о прогнозах погоды, передается приемнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством передачи телевизионной аппаратуры и телевизора.

Живое существо из ваших органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т. д.) воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее в последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуков, движений, и т. д., использует в процессе своей жизнедеятельности.


4. Что можно делать с информацией?

Информацию можно:

  • создавать;
  • передавать;
  • воспринимать;
  • иcпользовать;
  • запоминать;
  • принимать;
  • копировать;
  • формализовать;
  • распространять;
  • преобразовывать;
  • комбинировать;
  • обрабатывать;
  • делить на части;
  • упрощать;
  • собирать;
  • хранить;
  • искать;
  • измерять;
  • разрушать;
  • и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

5 . Какими свойствами обладает информация?

Свойства информации:

  • достоверность;
  • полнота;
  • ценность;
  • своевременность;
  • понятность;
  • доступность;
  • краткость;
  • и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Неточной информации может привести к непониманию или принятия неправильных решений.

Достоверная информация может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. они не отражают истинного положения дел.

Полная информация, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. д.

Ценность информации зависит от того, насколько важно решить проблему, и насколько в дальнейшем она найдет применение в любой области человеческой деятельности.

Только своевременная информация принесет ожидаемых выгод. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она плохо усваивается), и его задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация понятна, если она выражена на языке тех, кто использует эту информацию.

Информация должна быть представлена в доступной (по уровню восприятия) форме. Таким образом, одни и те же вопросы на разных излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по этому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без подробностей) или длительным (многословный, многословный). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.


6. Что такое обработка информации?

Обработка информации — получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов .

Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объема и разнообразия информации.

Средства обработки информации являются различные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер-универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

7. Данных.

В компьютерных науках подход к сигналы не совсем такой, как в других естественных науках. Например, в биологии значимых свойств электромагнитных волн, потому что есть такие волны вызывают фотосинтеза растений, а другие нет. Информатика не изучает характер сигналов, что она заинтересована в самом факте их регистрации. Результат регистрации сигналов информатика рассматривает как данные. Если сигнал Зарегистрирован четко и легко видны на фоне бокового прием сигналов, она может быть источником для получения информации о предлагаемых событий. Таким образом, в информатике данные-это зарегистрированные сигналы.

Методы воспроизведения данных.

Потому что все сигналы имеют энергетическую, то есть материальная природа, и эти предметы материальной природы. Их можно увидеть, пощупать, услышать. Что именно можно сделать с конкретными данными в зависимости от их физической природы, но в любом случае, данные могут быть как-то Воспроизведено. Если у нас есть средства, чтобы зафиксировать факт регистрации сигнала, то, конечно, есть средства для воспроизведения данных, сформированной на момент такой регистрации.

Пример. Следы, которые преступник оставляет на месте преступления, является результатом его взаимодействия с окружающими телами. Для криминалистов это данные, несущие информацию о событиях. Если эти данные не могут быть замечены невооруженным глазом, их можно увидеть под микроскопом или подвергают спектральному анализу. В данном случае, микроскопа, спектрографа представления данных метод доступа.

Для обычного человека текст, который он видит в документе сведения. Но для судебно-экспертных данных может быть текст, которого в документе нет. Конечно, рядовой наблюдатель и эксперт-криминалист получать различную информацию из того же документа. Это различие связано с тем, что они используют разные способы доступа к данным.


Для того, чтобы данные были сведения, обычно требуется не один, а множество взаимосвязанных методов. Например, для обычного текста, напечатанного через темные буквы на светлом фоне.

1. Для просмотра текста наблюдатель должен иметь метод зрения, и не все люди им обладают. Зрение-это естественный способ, присущее большинству людей.

2. Необходимо достаточное освещение, то есть способ ее достижения. Освещение-это физический метод, основанный на применении естественного или искусственного света.

3. Нужно знать алфавита (кодирование звука) языка, на котором текст был написан.

4. Нужно знать язык, на котором текст был написан.

5. Мы должны понять термины и понятия, используемые в коммуникации.

Последние три метода логично. Они связаны с мышлением человека и не имеется от рождения, Ай приобретаемых путем обучения.

Программные методы воспроизведения и обработки данных.

Широкое внедрение вычислительной техники позволяет автоматизировать самые различные данные с использованием ЭВМ. Компьютер-это инструмент особого типа, сочетающие в себе аппаратные и программные методы обработки и представления информации. Эти методы составляют предметную область информатики.

Пример: три изображения, представленные ниже, получены путем обработки тех же данных в разных программных средств. Эти данные различаются только форматированием, по-разному выполненным компьютерной программой.

Пример: данные совпадают с точностью до символа, в результате применения программного метода форматирования представляют противоположную информацию.

казнит нельзя

ПОМИЛОВАТЬ

КАЗНИТЬ

нельзя помиловать

VI. Закрепление.

1. Запишите, к чему – передаче, хранению или обработке информации – больше всего относятся следующие действия:

Фотографирование

Проигрывание музыкальной кассеты

Игра по нотам

Разговор по телефону

Решение примера по математике

Заучивание стихотворения

Бой часов

Игра на компьютере

Чтение вслух

Объяснения учителя

2. Придумайте по три действия, выполняемые человеком, которые можно было бы отнести к обработке, передаче и хранению информации.

3. Как вы думаете, для чего – обработки, хранения или передачи информации служит каждый из этих предметов?