Файл: Информация в материальном мире (информация как научная дисциплина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • физического или статистического (чисто количественное ограничение

пропускной способности, независимо от содержания данных, т. е. с точки зрения синтаксической);

  • смысловой (отбор данных, которые могут быть поняты
  • получателем, т. е. соответствуют тезаурусу знаний);
  • прагматического (отбор среди понятых сведений тех, которые полезны

чтобы решить эту проблему).

Это хорошо показано на схеме, взятой из книги Е.Г. Ясина на экономической информации. Соответственно, есть три аспекта изучения проблем И. — синтаксический, семантический и прагматический.

Таблица 1 Процесс их передачи от источника к приобретателю и восприятия в качестве информации

Мера информации

Единицы измерения

Примеры (для компьютерной области)

Синтаксическая:

шенноновский подход

Степень уменьшения неопределенности

Вероятность события

компьютерный подход

Единицы представления информации

Бит, байт и т.д.

Семантическая

Тезаурус

Экономические показатели

Пакет прикладных программ, персональный компьютер, компьютерные сети и т.д.

Рентабельность, производительность, коэффициент амортизации и т.д.

Прагматическая

Ценность использования

Емкость памяти, производительность компьютера, скорость передачи данных и т.д.

Время обработки информации и принятия решений

Цель современная кибернетика определяет информацию как объективное свойство материальных объектов и явлений, производить различные условия, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому, и запечатлеваются в его структуре. Материальная система в кибернетике рассматривается как множество объектов, которые сами по себе могут быть в разных государствах, но каждый из них определяется государствами других объектов в системе.
В природе множество состояний системы представляет собой информацию, выбрать статус первичный код, или код источника. Таким образом, каждая материальная система является источником информации. Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смыслили содержание сообщения.[27]

Роль информации в информатике

Предметом изучения науки являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. Контент (также: «наполнение» (в контексте), «наполнение сайта») — термин, означающий все виды информации (как текстовой, так и мультимедийной — изображения, аудио, видео), составляющей наполнение (визуализированное, для посетителя, содержимое) веб-сайта. Применяется для отделения понятия информации, составляющей внутреннюю структуру страницы/сайта (код), от той, что будет в итоге выведена на экран.[28]


Можно выделить следующие подходы к определению информации:

  • традиционные (обыкновенные) - используется в информатике:

информация-это сведения, знания, сообщения о положении, что человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

  • вероятность используется в теории об информации: информация –

это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают существующие их степень неопределенности и неполноты знаний.

Информация хранится, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Эта же информация может быть представлена в различных формах:
• знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых
выделить символ в виде текста, чисел, специальных. символы; графические, табличные и др.;

  • в виде жестов или сигналов;
  • словесные словесные (беседа).

Представление информации осуществляется с помощью языков, как знаковых систем, которые строятся на основе определенного алфавита и имеют правила для выполнения операций над знаками. Язык –определенная знаковая система представления информации. Существуют:

  • естественные языки – разговорные языки в устной и письменной форме.

В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);

  • формальные языки – специальные языки для различных областей

человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д. В основе любого языка лежит алфавит – набор символов/знаков. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита.[29]

Медиа-среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. (Это электрические, свет, тепло, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и др.)

Информационные процессы-это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т. е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления.[30]

Предоставить информацию, необходимую процесс, источник информации, канал связи и приобретатель информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Ищу информацию, передаваемую от источника до приемника с помощью сигнала (кода). Изменение сигнала позволяет получить информацию.


Вывод по главе 2:

Подводя итог сказанному, отметим, что предпринимаются (но отнюдь не завершены) усилия ученых, представляющих самые разные области знания, построить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращения информации в процессах самой разной природы. Движение информации есть сущность процессов управления, которые суть проявление имманентной активности материи, ее способности к самодвижению. С момента возникновения кибернетики управление рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Многие проявления движения в неживых — искусственных (технических) и естественных (природных) — системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной науки — синергетики. Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных системах, являются знания. Это наддисциплинарное понятие, широко используемое в педагогике и исследованиях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории.[31] В философском плане познание следует рассматривать как один из функциональных аспектов управления. Такой подход открывает путь к системному пониманию генезиса процессов познания, его основ и перспектив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теории информации в наше время разрабатывают много систем, методов, подходов, идей. Однако, ученые считают, что современные тенденции в теории информации направлены на разработку новых подходов , появения и применения новые идеи. В качестве доказательства правильности своих предположений они приводят живой, развивающийся характер науки, указывают на то, что теория информации удивительно быстро и прочно встроена в самых разнообразных областях человеческого знания. По мнению специалистов, учение об информации, вытекающие из потребностей теории связи и кибернетики, перешагнуло их рамки. Пожалуй, можно говорить об информации как научном понятии, принимая за основу исследователей теоретико - информационных метод, который можно использовать, чтобы добраться во многие науки живой и неживой природы. В обществе, что позволит не только взглянуть на все проблемы с новой стороны, но и сделать многие предположения. Вот почему термин «информация» получила в наше время широкое распространение, став частью таких понятий, как информационная система, информационная культура, даже информационная этика.


Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новое направление в науках, например, информационная география, информационная экономика, информационное право. Очень большое значение придается термину «информация» в связи с развитием новейшей компьютерной техники, автоматизацией умственного труда, развитием новых средств связи и обработки информации и особенно с возникновением информатики.

Одной из важнейших задач теории информации является изучение природы и свойств информации, создание методов ее обработки, в частности преобразования самой различной современной информации в программы для ЭВМ, которой является автоматизация интеллектуального труда-своего рода повышенные умственные способности, что означает, развитие интеллектуальных ресурсов общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.

2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» Принят 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

6. Информационные ресурсы и документальные базы данных: Учебн. пособие / Васина Е.Н., Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. М.: РГГУ, 2008. - 178 с.

7. Информационные системы: Учебн. пособие / Романенко А.Г., Максимович Г.Ю., Самойлюк О.Р. и др.; под общей ред. Курбакова К.И. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2007. - 198 с.

8. Алексеев А.П. Информатика.-М.: СОЛОН-Р, 2001. 89-с.

9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: М.: Проспект, 2009. - 592 с.

10. Бачило И.Л. Право на информацию // Проблемы информатизации. 1995. -№ 1.

11. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. М.: РГГУ, 2010. - 78 с.

12. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.- 67 с.

13. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2007. - 296 с.

14. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л.. - М., 2007. - 337 с.


15. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность». Информатика и образование. М., 1998.-39 с.

16. Каймин В.А. Информатика. –М.: ИНФРА-М, 2000. -99 с.

17. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.: Академический проспект, 2002. - 386 с.

18. Кедров Б.М. Эволюция понятия материи в естествознании и философии. Вопросы философии. - М.: Высш. шк., 1975. - 154 с.

19. Кириленко А.В. Основы информационной культуры. Библиография.: учеб. пособие / А.В. Кириленко; под ред. Е.Г. Расплетиной. Вып. 1. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 156 с.

20. Мелюхин И.С. Информационное общество и государство // www.relcom.ru

21. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2007. - 615 с.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.-231 с.

23. Петров В.Н. Информационные системы.–СПб.: Питер, 2003. – 78 с.

24. Попов И.И. Информационные ресурсы и системы: реализация, моделирование, управление. М.: ТПК «Альянс», 2006. - 408 с.

25. Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. М.: РГГУ, 2007. - 203 с.

26. Селина М. В. Становление информационной культуры будущего специалиста в условиях высшего технологического образования. М.: Профиздат, 2008. - 224 с.

27. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебн. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. - 154 с.

28. Стратонович Р. Л. Теория информации М.: Сов. радио, 1975. - 424 с.

29. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учебно-методическое пособие / А.В. Соколов. - М.: Профиздат, 2008. - 224 с.

30. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: Наука, 1975. - 288 с.

31. Страссман П.А. Информация в век электроники. Проблемы управления. - М.: «Наука», 2010. - 46 с.

32. Урсул А. Д. Природа информации. - М.: Политиздат, 1968. - 288 с.

33. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. - М.: Наука, 1975. - 288 с.

34. Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 288 с.

35. Яворский Б. М., Детлаф А. А., «Справочник по физике.» - М.: «Наука», 2008. - 846 с.

Приложения 1.

Урок № 1.1

Тема: Информация в материальном мире. Данные.

Цель: 1.Углубить знания по разделу «Информация и информатика».

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать трудолюбие, внимание и аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесный в форме беседы, практический.

План урока: 1. Орг. момент.

2. Знакомство с группой.

3. Запись списка литературы.