Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.1 Процедуры банкротства[12]

Данные требования направляются в арбитражный суд, должнику и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Арбитражный суд в свою очередь проверяет обоснованность таких требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Требование включается в реестр на основании определения арбитражного суда. По результатам рассмотрения суд выносит соответствующее определение. В определении указывается размер и очередность удовлетворения таких требований.

На стадии наблюдения проводится первое собрание кредиторов. Собрание кредиторов принимает стратегические решения и определяет дальнейшую судьбу должника. И на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо определение об утверждении мирового соглашения и прекращает производство по делу[13].

2. Финансовое оздоровление.

С введением данной процедуры судом назначается административный управляющий и утверждается график погашения задолженности. Процедура оздоровления вводится на срок не более, чем на два года. На стадии финансового оздоровления составляется график погашения задолженности, в который включаются все кредиторы, заявившие свои требования. Требования кредиторов, предъявление в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов удовлетворяются не позднее, чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Необходимо отметить, что требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в аналогичном порядке, установленном законом для процедуры внешнего управления. Должник на основании графика погашения задолженности погашает все требования кредиторов, не позднее, чем за месяц до окончания процедуры финансового оздоровления. Если график погашения не соблюдается, то собрание кредиторов может принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.

3. Внешнее управление.

Вводится на срок не более 18 месяцев, но может быть продлено на срок не более чем на 6 месяцев, назначается внешний управляющий, который занимается всеми делами должника. Полномочия руководителя должника прекращаются, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, с приложением судебного акта или других подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании решения суда о включении данного требования в реестр[14].


Внешний управляющий должен уведомить остальных кредиторов, включенных в реестр о предъявлении подобных требований. Необходимо отметить, что кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление. Если кредитор отказывается от их возмещения, то суд возвращает указанное требование. Суд проверяет обоснованность требований, по результатам рассмотрения выносится определение о включении либо об отказе во включении этих требований в реестр требований кредиторов. Когда суд выносит определение о включении в реестр требований кредиторов, указывает очередность удовлетворения этих требований. Если на данной стадии после предпринятых мер по финансовому оздоровлению вынесено определение о переходе к расчету с кредиторами, то начинается расчеты в соответствии с реестром требований. Максимальный срок для расчетов 6 месяцев. Е ели долги покрыты, то производство по делу о банкротстве прекращается, если в этот срок должник не произвел вое расчеты, то его признают банкротом и начинается конкурсное производства.

4. Конкурсное производство.

Конкурсное производство - это признание должника банкротов. Влечет за собой открытие конкурсного производства. Продолжительность его 6 месяцев и может быть продлена еще на 6 месяцев. Это максимальный срок. Конкурсный управляющий публикует сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Существует очередность удовлетворения требований кредиторов.

Сначала погашается задолженность перед гражданами за причинение вреда здоровью, о компенсации морального вреда, затем рассчитываются с лицами по выплате пособий и оплате труда работников, выплаты авторских вознаграждений.

Расчеты с иными кредиторами относятся к третьей очереди. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 137 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [15], требования кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взыскание штрафов и пеней учитываются отдельно в реестре кредиторов и погашаются после погашения основной суммы долга и причитающихся процентов.

Реестр требований кредиторов закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Восстановление этого срока законодательством не предусмотрено. Если имущества должника недостаточно, требования вое равно считаются погашенными, даже если вы не обратились в суд, или такие требования признаны необоснованными, то такие требования так же считаются погашенными[16].


Если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной наосы, а в конкурсную наосу включается все имущество должника, они имеют право на завершение конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, учредителя и иных лиц, поименованных в законе.

5. Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве должник, конкурсный кредитор, и уполномоченный орган вправе заключить мировое соглашение. Данное решение принимается на собрании кредиторов большинством голосов при условии, что единогласно проголосовали все кредиторы по обязательствам обеспеченных залогом имущества должника.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Мировое соглашение должно содержать положение о порядке и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме[17].

Утверждение судом мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае, если должник не выполнит условия мирового соглашения, то кредиторы вправе предъявить свои требования в общем порядке, путем подачи искового заявления в арбитражный суд.

Выводы. Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Внешнее управление имуществом должника-предприятия является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление. Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.


Глава 2. Проблемы правового регулирования и применения процедур банкротства и пути их решения

Институт несостоятельности (банкротства) на современном этапе является предметом многочисленных научных исследований, поскольку ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [18] слишком противоречив и непоследователен. В данный закон регулярно вносятся многочисленные изменения и дополнения. Например, за последнее время он пополнился нормами относительно оспаривания сделок должника, банкротства застройщиков, банкротства финансовых организаций.

Вместе с тем без внимания остались нормы, регулирующие процедуры банкротства. Наиболее серьезными и вызывающими значительные проблемы на практике остаются два вопроса - недействующих и неэффективных процедур банкротства, таких как финансовое оздоровление и внешнее управление. По сути, данные процедуры, как правило, служат инструментом затягивания процесса по делу о банкротстве. Кроме того, обе эти процедуры являются на деле «мертвыми» нормами права, поскольку фактически на практике не подлежат применению в связи с большими недостатками в их правовом регулировании и особенностью менталитета российского бизнеса и правосудия.

Финансовое оздоровление представляет собой процедуру восстановительной (реабилитационной) направленности, которая должна стимулировать должника на аккумулирование внутренних резервов с целью восстановления платежеспособности и одновременного удовлетворения требований всех кредиторов. В качестве основных документов, определяющих экономическое поведение должника, в Федеральном законе о несостоятельности (банкротстве) установлены план финансового оздоровления (этот документ определяет источники средств, за счет которых должник должен развиваться) и график погашения задолженности (этот документ определяет порядок удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов). Подготовка этих документов - обязательное условие введения процедуры финансового оздоровления.

Таким образом, при финансовом оздоровлении не предполагается активность арбитражного (административного) управляющего. Этим объясняется и то обстоятельство, что план финансового оздоровления подготавливается учредителями (участниками) самого должника и мероприятия по восстановлению платежеспособности осуществляются также самим должником. По этой причине во время финансового оздоровления продолжает действовать руководство должника с согласованием совершаемых сделок и юридически значимых действий с арбитражным (административным) управляющим и собранием (комитетом) кредиторов.


Глава VI Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) регламентирует внешнее управление, представляющее собой, согласно определению, данному в ст. 2 Закона, процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Как определено в п. 1 ст. 106 данной главы, платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона. В соответствии с общим правилом п. 1 статьи внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Принятие решений о введении внешнего управления и об изменении срока его проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов положением п. 2 ст. 12 Закона[19].

Таким образом, указанные процедуры направлены на восстановление платежеспособности должника. Курс на активную реализацию данных процедур был задан действующим законодательством. Так, Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о целях, преследуемых в деле о несостоятельности. В Постановлении от 22 июля 2002 г. № 14-П Конституционный Суд РФ указал на то, что целью применения процедур банкротства является справедливое и соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов путем предоставления им равных возможностей для достижения ими частных экономических интересов. Помимо того, Конституционный Суд РФ сформулировал и цель публично-правового характера - восстановление платежеспособности должника и сохранение его предприятия. В другом своем акте Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «в силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства». Однако правоприменительная практика сложилась иначе, данные процедуры почти не используются на сегодняшний день, о чем свидетельствуют многочисленные статистические данные.

Так, согласно статистике в 2011 г. процедура финансового оздоровления была введена 94 раза, погашением задолженности закончилось всего 7 дел, в 2012 г. процедура финансового оздоровления была введена 92 раза, погашением задолженности закончилось всего 3 дела; в 2013 г. процедура финансового оздоровления была введена 67 раз, погашением задолженности закончилось всего 4 дела (рис. 1).