Файл: Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Составлено автором по данным официального сайта Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru//.

Таблица 2

Итоги работы Счетной палаты РФ за 2006 - 2009 гг. <2>

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Проведено контрольных

и экспертно-аналитических

мероприятий

587

504

501

502

Проведено экспертно-

аналитических мероприятий

36

48

181

127

Проведено контрольных

мероприятий,

551

456

320

375

в том числе по поручениям

и обращениям палат Федерального

Собрания РФ, из них:

28

30

11

12

по поручениям Совета Федерации

и обращениям членов Совета

Федерации

7

3

6

6

по поручениям Государственной

Думы и обращениям депутатов

Государственной Думы

21

27

5

6

Количество актов по результатам

контрольных мероприятий

1500

1285

1147

1150

Выявлено нарушений

законодательства в финансово-

бюджетной сфере, млрд руб.

82,3

132,3

96,6

238

Выявлено нецелевое использование

средств, млрд руб.

2,7

0,97

1,97

3,8

Устранено финансовых нарушений,

млрд руб.,

1,2

58,3

1,0

в том числе блокировано,

возмещено средств, использованных

не по целевому назначению

0,5

0,59

0,69

Фактические затраты на содержание

Счетной палаты РФ, млрд руб.

1,2

1,4

1,8

1,9

Количество направленных

представлений и предписаний

392

391

267

320

Количество представлений и

предписаний Счетной палаты РФ,

снятых с контроля (исполненных)

271

261

188

Количество материалов,

направленных в органы

прокуратуры, иные

правоохранительные органы

84

130

121

215

Количество возбужденных

уголовных дел

87

40

25

41

Проведено заседаний Коллегии

Счетной палаты РФ

51

59

60

65

Рассмотрено вопросов

на заседаниях Коллегии Счетной

палаты РФ,

736

780

825

921

в том числе по результатам

контрольных мероприятий

376

360

395

Количество договоров, соглашений

с контрольно-счетными органами

субъектов РФ

86

86

84

83

Количество соглашений

с зарубежными высшими органами

финансового контроля

49

58

59

59


--------------------------------

<2> Составлено автором по данным отчета Счетной палаты РФ за 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.

Государственный финансовый контроль является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Ослабление контрольной функции государства неизбежно приводит к серьезным просчетам в государственном управлении и тяжелым социально-экономическим последствиям.

Трансформация национальной экономики и бюджетного процесса обусловливает необходимость новой парадигмы ГФК в условиях бюджетирования, ориентированного на результат.

Важнейшим этапом реформирования бюджетного процесса и реструктуризации бюджетного сектора является разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение результативности бюджетных расходов и использование государственной собственности. Ядром новой организации бюджетного процесса и управления государственными финансовыми ресурсами становится широко применяемая в мире модель бюджетирования, ориентированного на результат, смысл которой состоит в смещении акцентов от управления ресурсами (затратами) на "управление результатами".

Бюджетная реформа вызывает необходимость развития системы ГФК, направленного на преодоление негативных моментов, совершенствования его структуры, функций, принципов, научного и нормативно-правового обеспечения, включающего формирование концепции развития государственного и муниципального финансового контроля, принятия на ее основе Федерального закона "Об общих принципах организации государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации", приведения методической базы в соответствие с современными российскими условиями и достижениями международной науки и практики, внедрения информационных технологий, повышения информационного взаимодействия контрольно-счетных палат субъектов РФ между собой и прозрачность системы.

Особую значимость в контексте новаций бюджетного процесса и реструктуризации бюджетного сектора приобретают новые подходы к организации ГФК, предполагающие модификацию алгоритма контрольно-ревизионных процедур, формирования интегрированной системы информационного обеспечения, инструментария, адекватного новым макро- и мезоориентирам экономики и целевой направленности контроля.

В условиях социально-экономических преобразований в стране система финансового контроля должна развиваться в направлении повышения эффективности управления общественными финансами, результативности расходования государственных финансов, повышения качества и ответственности деятельности главных распорядителей бюджетных средств и открывать новые возможности для решения социально-экономических задач развития России, регионов и муниципальных образований.


Современный подход к управлению общественными финансами отличается от действовавшего, что определяет особенности контрольных процедур высших органов ГФК.

Переход от контроля доходов и расходов бюджета к контролю за использованием всех государственных активов и пассивов согласуется с принципами рекомендаций Международного валютного фонда по реформированию государственных финансов, принятых в 2001 г., реализация которых началась во многих странах, и Концепцией реформирования бюджетного процесса, утвержденной Постановлением Правительства РФ 22.05.2004. Реформы, которые происходят в России в сфере бюджетного планирования и повышения качества государственного управления общественными финансами, требуют развития системы ГФК как одного из важнейших условий обеспечения гарантий эффективности проводимых преобразований.

Традиционно система ГФК была ориентирована на соблюдение целевой направленности выделяемых бюджетных средств. Новой тенденцией в организации ГФК стала оценка результативности использования выделяемых получателям государственных финансовых ресурсов, т.е. развитие аудита эффективности (рис. 1).

Такая постановка проблемы требует перестройки подходов контрольной деятельности и методик проведения контрольных мероприятий, модернизации структуры контрольных органов.

Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает, с одной стороны, совершенствование внутреннего финансового контроля, а с другой - развитие государственного и муниципального финансового контроля как независимого субъекта оценки эффективности использования государственных средств и степени соответствия достигнутых результатов провозглашенным стратегическим целям.

Предпосылки развития системы государственного

и муниципального финансового контроля

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Бюджетирование, ориентированное на результат │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴────────────────────────┐

\│/ \│/

┌───────┴──────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┴───────────┐

┌─┤Информационное│ │ Бюджетная │ │ Реестры, нормативы, │


│ │ обеспечение │ │ отчетность│ │стандарты государственных│

│ └──────────────┘ └───────────┘ │ и муниципальных услуг │

│ └─────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────┬────────────────────────────┐

│ │ \│/ \│/

│ ┌───────┴─────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐

│ │ Нормативно- │ │ Концепция развития │ │ Стандарты │

├─┤ правовое │ │ государственного │ │ профессиональной │

│ │ обеспечение │ │ и муниципального │ │ деятельности │

│ └─────────────┘ │ финансового контроля │ │ │

│ └──────────────────────┘ └───────────────────────┘

│ ┌──────────────────┬───────────────────────┬────────────────┐

│ │ \│/ \│/ \│/

│ ┌──────┴─────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌───────────┴─────────┐┌─────┴────┐

├─┤Методическое│ │Принципы финансового│ │Критерии и показатели││ Процедуры│

│ │ обеспечение│ │ контроля │ │ оценки ││ оценки │

│ └────────────┘ └────────────────────┘ └───────────┬─────────┘└──────────┘

│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌────────────────┐

│ │ Эффективность бюджетных │<────┴───>│ Эффективность │

│ │ расходов │ │ ГФК и МФК │

│ └─────────────────────────┘ └────────────────┘

│ ┌──────────────────────────┬──────────────────────────┐

│ │ \│/ \│/

│ ┌─────────┴────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌────────┴───────┐

├─┤ Эффективность │ │ Подготовка │ │ Формирование │

│ │бюджетных расходов│ │и переподготовка кадров│ │ КСО │

│ └──────────────────┘ └───────────────────────┘ └────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└>│ Аудит эффективности │

└──────┬─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┬──────────┘

┌──────┴─────┐┌──────────┴─────────┐┌──────┴─────┐┌──────────┴──────────┐

│ Счетные ││ Контрольно-счетные ││ Независимые││ Службы внутреннего │


│ палаты ││органы муниципальных││ аудиторы ││ контроля в органах │

│субъектов РФ││ образований │└────────────┘│исполнительной власти│

└────────────┘└────────────────────┘ └─────────────────────┘

Рис. 1

Источник: составлено автором.

В условиях перехода от парадигмы "управления затратами" к парадигме "управления результатами" меняются объекты ГФК и его целевые установки. Объектом внешнего ГФК становится не только целевое использование средств, но и результативность деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств при расходовании государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач, что вызывает необходимость преобразования структуры, форм и методов контрольной деятельности, изменение ее целевой направленности.

Новые макроуровневые ориентиры и целевые установки бюджетной реформы обусловливают необходимость разработки концепции развития государственного и муниципального финансового контроля, представляющей собой комплексное обобщение теоретических и методологических положений, закономерностей ее функционирования (рис. 2, Приложение ).

Суть основных положений концепции состоит в следующем:

- в условиях перехода экономики на инновационный путь развития, учитывая результаты бюджетной и административной реформ, усиливается контрольная функция государства за эффективностью бюджетных расходов, что вызывает необходимость развития системы ГФК в направлении перехода от контроля деятельности органов власти по управлению бюджетными средствами к контролю достижения качественного результата при эффективном управлении бюджетными средствами, перенесения акцентов ГФК на стратегические цели развития национальной экономики;

- повышение эффективности бюджетных расходов может быть достигнуто за счет повышения качества управления финансами в общественном секторе, создания механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов, комплексного развития системы государственного и муниципального финансового контроля;

- к потенциальным возможностям ГФК, которые могут быть реализованы в интересах стратегии социально-экономического развития страны, относятся: анализ состояния экономики и располагаемых финансовых ресурсов, резервов экономического роста, прогнозирование основных макроэкономических показателей развития; квалифицированная оценка финансовой составляющей стратегических планов и программ при планировании основных направлений социально-экономического развития; постоянный мониторинг реализации принятых управленческих решений, выявление отклонений от намеченных планов и программ; контроль качества управления общественными финансами в интересах избранной стратегии развития;