Файл: Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- создание эффективной единой системы государственного и муниципального финансового контроля предполагает комплексное развитие методологии, методов и изменение организационной структуры контрольных органов для исключения дублирования их полномочий, что подразумевает выделение основных субъектов контроля: Счетной палаты РФ, осуществляющей внешний контроль в соответствии с Конституцией РФ, логикой и международной практикой, и соответствующих подразделений внутреннего контроля, находящихся в каждом ведомстве, укрепление региональной составляющей системы финансового контроля и развитие финансового контроля в системе местного самоуправления, приведение системы и уровней контроля в соответствие с уровнями бюджетной системы РФ;

- единство системы государственного и муниципального финансового контроля во многом обеспечивается применением органами контроля единых форм и методов контрольной деятельности, с учетом специфических особенностей объектов контроля, направлений расходования государственных средств, экономической ситуации;

- вертикально-трехконтурная конструкция системы финансового контроля включает: президентский финансовый контроль; внешний финансовый контроль; внутренний финансовый контроль;

- на региональном уровне значение ГФК как инструмента финансовой политики возрастает, что вызывает необходимость децентрализации системы ГФК, позволяющей обеспечить качество управления и расходования финансовых ресурсов, содействие реализации социально-экономических реформ; создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов; мотивацию органов государственной власти субъектов РФ к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов;

- для результативности системы ГФК необходимы методики комплексной оценки эффективности ГФК и эффективности управления общественными финансами исходя из целевой установки - повышения качества жизни населения и ответственности субъектов контроля;

- состояние системы ГФК не отвечает принципам системного подхода, важнейшим из которых является принцип целостности. Создание единой включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни системы финансового контроля в Российской Федерации, а также разработка и принятие федерального и региональных законов о ГФК позволят обеспечить организацию действенного финансового контроля не только за своевременным формированием и поступлением доходной части бюджета, но и за целевым использованием бюджетных средств и управлением государственной собственностью;


- необходимость развития системы контроля за использованием средств местных бюджетов вызвана введением в действие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", увеличением количества муниципальных образований, через которые расходуется около половины бюджетных средств субъектов РФ, переходом к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, от объектного к проектному управлению, развитием системы контрактации муниципальных закупок. Так как контрольная деятельность в системе местного самоуправления не может быть подменена ГФК, муниципальный финансовый контроль необходим как обязательный элемент единой системы финансового контроля в Российской Федерации и инструмент, обеспечивающий повышение эффективности расходования бюджетных средств на местном уровне, сбалансированность местных бюджетов, усиление ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса муниципального уровня. Целесообразно формирование института внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях, так как система муниципального финансового контроля, являясь его составной частью, представляет собой совокупность местных контрольных органов, их взаимосвязь, способы и формы взаимодействия в границах не только одного муниципального образования, а также региона и Российской Федерации в целом.

Существенным резервом устойчивого социально-экономического развития страны является использование потенциала ГФК, позволяющего проводить стратегический анализ состояния экономики и располагаемых финансовых ресурсов, резервов экономического роста, прогнозировать основные макроэкономические показатели развития; давать оценку финансовой составляющей стратегических планов и программ при планировании основных направлений социально-экономического развития; осуществлять мониторинг реализации принятых управленческих решений, выявлять отклонения от намеченных планов и программ; контролировать достижение конечных результатов использования бюджетных средств и определять их эффективность в интересах избранной стратегии развития, что позволит повысить эффективность управления общественными финансовыми средствами, укрепить авторитет власти и доверие к ней граждан.

В настоящее время необходимо прежде всего обеспечить системный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на осуществление мер по преодолению последствий кризиса, в том числе на поддержку реального сектора экономики и выполнение социальных обязательств перед населением (рис. 3).


Первоочередные направления деятельности контрольных органов

государственного и муниципального финансового контроля

┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Мониторинг │ │ Аудит эффективности │ │ Разработка │

│социально-экономической│ │ │ │ и утверждение │

│ ситуации │ │- утверждение │ │ концепции развития│

│ │ │стандартов │ │ ГФК │

│- ежемесячная │ │и объективных │ │ │

│подготовка │ │показателей качества │ │- повышение уровня │

│информационно- │ │систем внутреннего │<─>│взаимодействия │

│аналитических │<─>│финансового контроля │ │органов ГФК и их │

│материалов, отражающих │ │для организаций- │ │прозрачности; │

│динамику ключевых │ │бюджетополучателей; │ │- создание единого │

│финансово-экономических│ │- комплексный анализ │ │информационного │

│показателей; │ │эффективности │ │пространства │

│- разработка системы │ │расходования │ │контрольной работы │

│индикаторов, │ │государственных │ └───────────────────┘

│позволяющих проводить │ │ресурсов; │ ┌───────────────────┐

│мониторинг; │ │- проверка │ │Борьба с коррупцией│

│- мониторинг социально-│ │использования │ │ и рейдерством │

│экономической ситуации,│ │государственных │ │ │

│особенно │ │гарантий как │ │- антикоррупционная│

│на региональном │ │инструмента поддержки│ │экспертиза │

│и муниципальном уровнях│ │предприятий реального│ │законодательства; │

│ │ │сектора экономики; │<─>│- внедрение систем │

│ │ │- применение лучших │ │внутренней │

│ │ │мировых стандартов │ │безопасности │

│ │ │государственного │ │и оценка │

│ │ │аудита и повышение │ │их дальнейшей │

│ │ │прозрачности процедур│ │эффективности │

│ │ │контроля │ │ │

└───────────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────────────┘

Рис. 3

Источник: составлено автором.

2.2. Перспективы развития системы бюджетирования

В целом действенная система государственного и муниципального финансового контроля должна обеспечивать его надежное осуществление по трем основным направлениям:


- формирование и использование всех государственных и муниципальных средств;

- деятельность органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

- привлечение и использование средств юридических и физических лиц кредитными и иными организациями, которым законодательством предоставлено такое право. [11]

4. Алгоритм практических действий, обеспечивающих планирование муниципальных бюджетов на основе системы БОР, включает ряд последовательных действий:

– реорганизацию бюджетной сети, изменение организационно-правовой формы бюджетного учреждения на автономную или казённую, что предусмотрено современным федеральным законодательством;

– определение полного перечня услуг, оказываемых соответствующим публично-правовым образованием на основе ведомственного реестра услуг;

– расчет потребности в каждой муниципальной услуге;

– разработку стандартов качества оказания муниципальных услуг;

– оценку эффективности и качества предоставления муниципальной услуги;

– формирование муниципального задания подведомственным учреждениям, которое включает выделение финансовых средств территориальным финансовым органом для качественного предоставления муниципальной услуги населению. [11]

5. Применяемый сегодня инструментарий в системе бюджетирования, ориентированного на результат, можно разделить на две группы:

– инструменты целеполагания и планирования, обеспечивающие единство муниципальной политики в различных отраслях и по муниципалитету в целом: долгосрочные и ведомственные целевые программы;

– инструменты реализации установленных целей и задач: реестр муниципальных услуг (работ), стандарты качества муниципальных услуг, оценка потребности в муниципальных услугах, оценка стоимости муниципальных услуг, муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ).

По нашему мнению, в современном инструментарии недостает третьей важной группы – инструментов оценки эффективности предоставления муниципальных услуг, что прямо соответствует сущности БОР. В диссертационном исследовании обоснован ряд инструментов оценки эффективности предоставления муниципальных услуг и бюджетных расходов. Важнейшие из них – мониторинг результативности бюджетных расходов на основе системы показателей оценки качества предоставляемых услуг и аудит эффективности муниципальных расходов. Кроме этого, необходимо совершенствование современной системы отчетности бюджетных учреждений о реализации муниципального задания, которая, во-первых должна представляться в управление, в ведении которого находится учреждение, не один раз в год, как это имеет место сейчас, а ежеквартально, во-вторых следует расширить программу отчетности показателями, характеризующими количественные и качественные, промежуточные и конечные результаты деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств. Это позволит органам финансового управления иметь оперативную информацию по результативности, эффективности расходования бюджетных средств, что обеспечит возможность корректировки муниципального задания в течение года и проведения мониторинга качества оказания муниципальных услуг и использования финансовых ресурсов муниципального образования. [17.C.32]


Поскольку переход от сметного финансирования к новым формам распределения бюджетных средств должен осуществляться в тесной взаи­мосвязи с разработкой и внедрением новых методов контроля, новой эффек­тивной системы отчетности, это обуславливает необходимость применения принципиально нового метода государственного и муниципального финансового контроля – аудита эффективности. Аудит эффективности государственных и муниципальных расходов – это метод финансового контроля, позволяющий с помощью критериальных показателей эффективности оценить результативность управления финансовыми ресурсами и государственной (муниципальной) собственностью, а также учреждениями социальной сферы. Аудит эффективности включает также анализ показателей эффективности, на основе которого разрабатываются рекомендации по проведению мероприятий, направленных на получение экономического и социального результата от использования финансовых ресурсов муниципального бюджета.

Схематично взаимосвязи основных инструментов БОР представлена на рисунке 4.

Документы планирования социально-экономического развития муниципального образования (приоритеты муниципального развития)

РЕЕСТР РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Долгосрочные целевые программы

Доклады о результатах и основных направлениях деятельности

Стандарты качества муниципальных услуг

Ведомственные целевые программы

Оценка

стоимости услуг

Реестры муниципальных услуг

Оценка

потребности в услугах

Население и потребители услуг – физические и юридические лица

Рисунок 4 – Взаимосвязь основных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (составлено автором)

Аудит эффективности – принципиально новый метод финансового контроля. Ему, в отличие от традиционного аудита, свойственен другой предмет контроля, так как наряду с целевой ревизией использования бюджетных средств проводится проверка эффективности их использования и выносится заключение о результативности управленческой деятельности органов местной власти.

Выводы:

Создание эффективной системы государственного и муниципального финансового контроля является основным фактором ускорения развития российской экономики и формирования гражданского общества.

Заключение