Файл: Система психофизиологии профессионального отбора и диагностика профпригодности (Методы психодиагностики на основе наблюдения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Долговременная память изучается при 24, 48 и 72-часовых отсроченных временных интервалах между заучиванием списка слов (до первого правильного повторения 75 % слов в списке) и его устным воспроизведением. При этом фиксируется не только количество воспроизведенных слов, но и порядок их воспроизведения. Это дает возможность исследовать структуру списка слов, как при заучивании, так и при отсроченном воспроизведении и анализировать соотношение «место в списке – припоминание».

Тест проводится следующим образом. Экспериментатор читает первый раз испытуемому список слов по протоколу эксперимента, затем испытуемый устно повторяет запомнившиеся слова; экспериментатор вслед за ним отмечает в протоколе эксперимента против соответствующих слов порядок их воспроизведения. Это повторяется до первого правильного повторения 75 % списка слов. Данный тест индивидуальный. Через сутки (затем через двое и трое) экспериментатор просит испытуемого вспомнить слова из заученного списка, отмечая в протоколе порядок их воспроизведения.

Применение корректурных буквенных проб является наиболее простым методом исследования умственной работоспособности. Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания. Оценка работоспособности происходит по изучению особенностей внимания.

Анализ работы проводится в двух направлениях: оценивается качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных подсчитывают общее количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объем и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв).

С помощью формул рассчитывают следующие показатели:

коэффициент точности выполнения задания (А):

А = М / N,

где 
М – количество вычеркнутых букв; 
N – общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = A × S,

где 
S – общее количество просмотренных знаков.

Количественные показатели коэффициентов точности и умственной продуктивности оценивают (в условных единицах) концентрацию внимания. При этом для исследования используются таблицы с кольцами Ландольта. Эти таблицы содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Каждый из восьми разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23). Испытуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из разрывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вычеркнутых заданных знаков, количество ошибок.


Объем зрительной информации рассчитывается по формуле:

Q = 0,5936 × N,

где 

Q – объем зрительной информации, бит; 

0,5936 – средний объем информации, приходящейся на один знак; 

N – количество просмотренных знаков.

Скорость переработки информации рассчитывается по формуле:

S = Q - 2,807 × n / T,

где 

S – скорость переработки информации, бит/с; 

2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; 

n – количество пропущенных колец; 

Т – время выполнения задания, с.

Выводы по второй главе:

При исследовании психофизиологических аспектов деятельности головного мозга используется большое количество аппаратных методов Психофизиологический отбор чаще всего включается в отбор как один из составных элементов. Лишь в некоторых случаях (например, при отборе летчиков, машинистов, космонавтов) психофизиологический отбор выступает в виде самостоятельного исследовательского кластера в общей схеме отбора персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе осуществления профессиональной деятельности огромную роль играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, тип темперамента, нервно-психическая устойчивость и др. Для исследования этих психофизиологических качеств применяются различные технологии психофизиологического отбора. При этом, как правило, психофизиологический отбор входит составной частью в технологию комплексного психолого-психофизиологического отбора персонала и представляет собой комплекс мероприятий, направленный на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам и психофизиологическим характеристикам в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности.

Технология психофизиологического отбора, как правило, включает в себя методики оценки профессионально важных психофизиологических качеств, соответствующие текущей деятельности работника; методики оценки функциональных состояний; методики исследующие индивидуальные особенности личности; методики для проверки динамических психофизиологических качеств субъекта отбора в процессе смоделированной деятельности (игровая, ситуативная, проективная диагностика).


По результатам обследования, как правило, выносятся соответствующие заключения.

Эффективность психофизиологического отбора определяется следующими факторами:

Валидность и надежность применяемых методик.

Профессионализм специалистов осуществляющих отбор.

Наличие соответствующего материльно-технического обеспечения психофизиологического отбора (соответствующее помещение, наличие специальной аппаратуры)

Степень психологической лояльности обследуемого (очевидно, что человек негативно относящийся к процедуре психофизиологического отбора не будет заинтересован в качественном выполнении соответствующих заданий и методик).

Необходимо отметить, что наряду с психофизиологическим отбором существуют технологии психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности. К ним относятся технологии психофизиологической оценки работников и коррекционно-формирующие мероприятия, предназначенные для формирования желательных психофизиологических характеристик у субъектов профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве. 2010
  2. Типовое положение о службе охраны труда.2011
  3. Справочник квалификационных характеристик профессий работников (выпуск 1).2015
  4. Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.2012
  5. Порядок расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера. 2014
  6. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. М. Энергомашиздат 2009
  7. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и безопасности производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.2010
  8. В. А. Бодров «Психология профессиональной пригодности
    Учебное пособие для вузов» 2006
  9. А. Г. Маклаков «Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов» 2012
  10. A.B. Карпов и др.. Психология труда : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. — 350 с. — (Учебник для вузов)., 2005
  11. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ