Файл: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основанием для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом (ст. 37 Закона о банкротстве 2002 года), оформленную в соответствии с требованиями АПК РФ.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника - юридического лица или место жительства должника-гражданина. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его регистрации и местом жительства гражданина согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, т. е. населенный пункт, где гражданин зарегистрирован по месту жительства.[16]

В случае требование кредитора в меньшем размере, чем установлено законом, то есть возможность договориться об унификации требований других кредиторов, обратиться в арбитражный суд с заявлением (ст. 39 Закона о банкротстве 2002 года).[17]

Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что должник не только имеет право, но и обязанность подачи заявления в арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом).

При каких условиях должник может реализовать свое право на обращение в арбитражный суд? Во-первых, следует отметить, что заявление о признании несостоятельным (банкротом) должно быть подписано руководителем юридического лица, но решение о ликвидации юридического лица не входит в его компетенцию (так, в производственном кооперативе решение этого вопроса является исключительной компетенцией Общего собрания; государство или муниципальное унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества, и др.). Обращение должника в арбитражный суд должно предшествовать решение органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о своей ликвидации, либо решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, следовательно, должник должен принять решение и заявление требуется по закону, или иной документ, подтверждающий полномочия этого органа в принятии этого решения.

Исключением из общего правила являются случаи, когда обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника - юридического лица является обязанностью руководителя юридического лица.

Обязанность должника по подаче заявления о банкротстве.

При определенных обстоятельствах руководитель должника - юридического лица или должник - индивидуальный предприниматель обязаны обратиться с заявлением должника в арбитражный суд (ст. 9 Закона о банкротстве 2002 года):


  • когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких

кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

  • когда орган должника, уполномоченный в соответствии с

учредительными документами должника решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (такое решение может быть принято только при наличии признаков неплатежеспособности или в предвидении банкротства. В противном случае оно может быть оспорено участниками (учредителями) юридического лица, который возражал против этого решения);

  • когда органом, уполномоченным собственником имущества должника

унитарного предприятия, принято решение обратиться в арбитражный суд с заявлением должника.

Такое решение принимается Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уполномоченные органы (статья 295 ГК РФ);[18]

  • в других случаях, например, если стоимость имущества юридического

лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо может быть ликвидировано только в соответствии с процедурой банкротства (статья 65 ГК РФ);[19]

  • в такой ситуации обязанность обратиться в арбитражный суд с

заявлением о банкротстве должника возлагается на ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Во всех указанных случаях заявление должника должно быть подано в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Ответственность руководителя должника и индивидуального предпринимателя.

Обязанность руководителя должника - юридического лица либо ликвидационной комиссии (ликвидатору) для случая в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника обеспечивается привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами, возникшим по истечении одного месяца со дня возникновения обстоятельств, которые являются основанием для обязательного обжалования в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (пункт 1 статьи 10 Закона о банкротстве 2002 года).[20]

Голова должника, члены комиссии по ликвидации (ликвидатор), кроме того могут быть лишены права занять руководящие позиции и (или) осуществлять деловую деятельность на управлении юридическими лицами (дисквалифицированы) на условиях и в заказе, установленном Федеральным законом.


Уголовной ответственности руководителя должника и индивидуального предпринимателя в следующих случаях:

  • сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведения об

имуществе, его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, передача имущества в другое владение, отчуждение или уничтожение имущества, и т. д., если эти действия совершены вышеперечисленными лицами в деле о банкротстве, или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб (ч. 1 ст. 195 УК РФ);[21]

  • неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных

кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб (ч. 2 ст. 195 УК РФ);[22]

  • преднамеренного или фиктивного банкротства (пункт 196, 197 УК

РФ).[23]

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель не выполнил обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, при определенных условиях могут стать субъектами таких преступлений, как кредит либо льготные условия кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений об экономическом положении либо финансовом состоянии организации или индивидуального предпринимателя, если это деяние повлекло причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 176 УК РФ);[24]

  • злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в

крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта (пункт 177 УК РФ).[25]

2.2 Процедуры несостоятельности (банкротства)

Наблюдение - процедура банкротства относилась к должнику за обеспечивание безопасности собственности должника, Анализа финансового состояния должника, составляя регистр требований кредиторов и выполняя первую встречу кредиторов. Наблюдение введено результатами рассмотрения законности требований претендента арбитражным судом должнику, т.е. после рассмотрения судом на сессии суда заявления для признания должника банкротом (банкрот). Срок наблюдения не должен превышать семь месяцев. С даты принятия определения арбитражным судом о введении наблюдения там прибывает следующие последствия, определенные в статью 63 Закона о банкротстве. Введение наблюдения не привлекает выброс руководств должника от выполнения обязанностей, но введение этой процедуры вводит много ограничений. В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженное в письменной форме, если иное прямо не оговорено в законе о банкротстве, сделки или несколько взаимосвязанных сделок, особенности которых указаны в статье 64 Закона о банкротстве.[26]


Доверенное лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называют временным управляющим. У него есть права и обязанности, указанные в ст. 66 и 67 Закона о банкротстве.[27]

Одним из основных мероприятий процедуры наблюдения является проведение временным управляющим первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о введении одной из процедур банкротства, образование Комитета кредиторов, определение требований к кандидатурам арбитражного управляющего, составление реестра требований кредиторов, и др.

Наблюдение останавливает введение арбитражным судом одной из процедур банкротства (финансовое улучшение, внешнее управление или конкурсное производство). Финансовое улучшение - процедура банкротства относилась к должнику за восстановление его платежеспособности и выплату долга согласно графику выплаты долга. Финансовое улучшение введено для срока не больше, чем двух лет. Во время финансового улучшения требований кредиторов это будет постепенно возмещаться согласно графику выплаты долга. Обязательства должника согласно графику выплаты долга, этому можно предоставить залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, гарантия или различный путь, который не противоречит закону о банкротстве. Как подчиненное выполнение обеспечения должником обязательств согласно графику выплаты долга не могут действовать собственность и права собственности, принадлежащие должнику на праве собственности или праве на экономическое поддержание.

Как правило, безопасность, обеспечиваемая учредителей (участников) или собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые относятся к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Согласно заявлению должника о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами.

Финансовое улучшение введено арбитражным судом на основе решения встречи кредиторов, за исключением случаев, встречая кредиторов решение о применении конкретных процедур банкротства или когда встреча кредиторов приняла решение обратиться к арбитражному суду о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд принимает решение о введении финансового улучшения при условии предоставления прошения основателей (участники) должника, владелец собственности должника — унитарное предприятие, уполномоченный правительственный орган, и также третье лицо или третьи лица и обеспечение банковской гарантии как обеспечение внедрения обязательств должника.


Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как процедуры наблюдения, и призваны обеспечить сохранность имущества должника (статья 81 Закона о банкротстве).[28]

Во время финансовых руководств улучшения должника выполняют полномочия с некоторыми ограничениями. Для преобразования числа сделок руководствами должника, должен получить предварительное согласие встречи кредиторов (Комитет кредиторов) или административный исполнительный директор. На основе прошения встречи кредиторов, административного исполнительного директора или безопасности людей, содержащих данные по несоответствующему выполнению головой должника плана финансового улучшения или на комиссии головой должника, нарушает права и законные интересы кредиторов и (или) безопасность сторон, арбитражный суд может освободить от обязательств голову должника положения.

Неплатежеспособности, участвующих в процедуре финансового оздоровления, позвоните, пожалуйста, администраторам. Его права и обязанности, определяемые статьей 83 Закона о банкротстве.[29]

В случае выплаты с должником всех требований кредиторов, предоставленных графиком выплаты долга и отсутствия жалоб кредиторов или признания их неблагоразумное, арбитражный суд вынимает определение о завершении финансового улучшения и об определении слушаний на банкротстве. Если требованиям кредиторов нельзя ответить в терминах, предоставленных графиком выплаты долга, или многочисленного или важного (больше чем 15 дней) задержки платежей кредиторам, финансовым остановкам улучшения и для должника, или находятся под контролем внешнего управления или решения о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Внешнее управление - процедура банкротства относилась к должнику за восстановление его платежеспособности. Внешнее управление введено для срока не больше, чем 18 месяцев, этот термин может быть продлен не больше, чем в течение 6 месяцев. Согласно прошению встречи кредиторов или внешнего исполнительного директора может быть уменьшен установленный период внешнего управления.

Введение внешнего управления влечет последствия, предусмотренные статьей 94 Закона о банкротстве.

Практикующий несостоятельности, участвующих в процедуре внешнего управления, внешний управляющий называется. Свои права и обязательства в процедуре внешнего управления определен в статье 99 Закона о банкротстве.[30]