Файл: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную, однородную продукцию.

Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой:

никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;

никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Признаками совершенной конкуренции являются: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок, они работают независимо друг от друга.

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в действительности большинство рынков являются рынками несовершенной конкуренции. На таких рынках конкуренция и механизм рыночного саморегулирования действуют несовершенно.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия.

Признаками несовершенной конкуренции на рынке являются: значительная доля продаж отдельных производителей; неоднородность одноименных товаров; наличие барьеров для входа в отрасль; несовершенство информации.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг).

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

чистая;

олигополистическая:

монополистическая.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).


Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие степень переработки сырья и требования к качеству) ориентируются на местных производителей, повышая уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень важен: потребители строительных и отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, гак как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).


Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;

наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

Эти особенности создают условия для существования монополий. Термин «монополия» можно использовать относительно:

субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;

состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей;

типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным [1, c.54].

Виды монополий:

1. Естественная монополия - это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).

Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Яркий пример естественной монополии — водоснабжение населённых пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной услуги конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы нести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой.


2. Искусственная– возникает в результате сговора или слияния фирм.

Примером искусственной монополии может послужить один из вида городского транспорта как метро в Москве. Это вариант естественной монополии, поскольку создать конкуренцию в этом сегменте просто невозможно. Даже если отбросить громадные затраты на строительство второго метрополитена, сделать это практически нереально ввиду отсутствия такой технической возможности. С другой стороны, наземный транспорт столицы предоставляется компанией «Мосгортранс», и это чистой воды искусственная монополия. Ведь вполне реально выпустить на рынок и других перевозчиков-конкурентов, но власти не дают такого разрешения. Так рождаются сегодня искусственные монополии в России и в других странах мира. И, согласитесь, в части из них есть объективный смысл.

3. Новаторская — особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов.

Признаки монополизации.

Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями:

наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;

продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;

присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;

определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

В теории построить такую модель экономических отношений вполне реально, а вот встретить на практике почти невозможно. Именно поэтому формы естественной и искусственной монополии считаются условными рыночными структурами.

Наличие монополии может иметь как позитивное, так и негативное влияние на предприятия:

Позитивные признаки монополии: низкие долгосрочные средние издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента; преимущество в использовании достижений НТР, благодаря достаточным финансовым ресурсам и сильным стимулам для проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок); сохранение и укрепление конкурентоспособности на мировых рынках требуют концентрации финансовой и производственной мощи.


К негативным признакам можно отнести: неэффективность распределения ресурсов из-за возможности ограничивать выпуск продукции и устанавливать завышенные цены; торможение НТР, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов; чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к длительному перераспределению доходов в пользу монополистов.

То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия.

Также в экономике различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

- возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;

- стимулирование научно-технического прогресса;

- экономическое принуждение к повышению эффективности производства;

- выявление слабых, менее организованных производителей;

- ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предприятиями разных отраслей. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой конкуренции:

возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:

усиление интенсификации, рост эффективности производства;

оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара [11, c.1].

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.