Файл: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью компьютера можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме компьютера, можно удовлетворить с помощью телевизора, телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар.

Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.

Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную, среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

Стратегии и методы ценовой конкуренции

В экономике и маркетинге выделяют следующие основные стратегии ценовой конкуренции:

1. Стратегия "снятия сливок". Компания заведомо завышает цены на новую продукцию для компенсации затрат на маркетинг по данному изделию и затрат на освоение.

2. Стратегия "облегченного проникновения". Компания заведомо занижает цены на новую продукцию в целях преодоления рыночного барьера, облегчения борьбы с конкурентами, завоевания внимания потребителей.

3. Стратегия дифференциации цен по сегментам рынка. Компания реализовывает один товар или слегка модифицированный товар в разных (географически, профессионально и т.д.) рыночных сегментах по разным ценам.

4. Стратегия "гонки за лидером". Предприятие определяет цену на новое изделие вслед за предприятием, назначившим цену первым. Преодоление рыночного барьера здесь возлагается на лидера, который и реализует "пробную цену".

Между производителями может также возникнуть скрытая ценовая конкуренция, когда продукция более высокого качества продается по цене такой же, как у конкурирующей фирмы.


Рассчитывать на успех в конкуренции нельзя, если не знать потенциал своих соперников и характерные для них способы реагирования на изменения рыночной ситуации и конкурентные преимущества.

Каждая из этих стратегий обеспечивает компании определенную рыночную позицию.

Таким образом, в основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая стратегия основана на конкурентном преимуществе и что для того, чтобы добиться его, фирма должна обосновать и выбрать свою стратегию.

Подводя итог, можем сказать, что конкурентоспособность предприятия это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Оценку конкурентоспособности предприятий рекомендуется осуществлять на основе конкурентоспособности каждого товара на конкретном рынке с учетом значимости рынка и объема продаж на этом рынке. Прогнозировать конкурентоспособность предприятия можно также по нормативным (прогнозным) значениям конкурентоспособности товаров и их рыночных параметров.

Повышение конкурентоспособности зависит от различных факторов. Основные факторы связаны с функциями торгового менеджмента. Система управления повышением конкурентоспособности зависит от организации реализации основных функций. Такое предприятие должно проводить комплексно.

Методы конкуренции – это экономические способы поведения предприятия на рынке, дающие возможность существования и развития. Все методы конкуренции условно можно разделить на два вида:

1. Экономические, основанные на чисто экономических способах поведения.

2. Условно-экономические – все остальные способы, которые, в конечном счете, влияют на экономическое положение предприятия на рынке.

К первой группе относятся два главных способа поведения: игра ценами и игра затратами.

Игра ценами, как способ конкуренции означает использование плавающей ценовой политики предприятия на рынке. С целью выдавливания конкурентов из своей ниши рынка, многие предприятия резко и значительно снижают свои отпускные цены на продукцию, и держат их до той поры, пока конкурент, либо уходит с рынка, либо останавливает свое производство данного продукта, чтоб не обанкротиться. После выдавливания конкурентов, цены восстанавливаются или даже возрастают выше первоначального уровня, дабы возместить убытки от конкурентной борьбы. Недостатком такого поведения является тот факт, что и конкурент может снизить свои цены. И тут уж, как говорится, у кого окажется больший финансовый запас (ресурс) тот и станет победителем. Сегодня подобной борьбой занимаются только крупные монополии. Большинство же предприятий стараются просто подстроиться под текущий уровень цен [4, c.58].


Из последнего и появилась новая конкурентная стратегия – игра затратами. Этот метод направлен в первую очередь на снижение затрат любыми способами. При производстве одного и того же продукта затраты на его производство могут значительно отличатся. Во-первых, на затраты в значительной степени влияет технология производства, применение автоматизации, поточных линий, соответствующей организации труда и так далее. Во-вторых, использование иного исходного сырья и материалов, даже не взирая в ряде случаев на падение качества производимого продукта. И, в-третьих, использование более дешевой (полулегальной или нелегальной) рабочей силы. Все эти методы могут в значительной степени сократить совокупные затраты, а стало быть, и возможность либо получить дополнительную прибыль при тех же ценах, либо получить больший ценовой запас в случае конкурентной борьбы первым способом. Сегодня малые и средние предприятия в основном стараются использовать именно этот способ конкуренции, который, правда, зачастую выходит за рамки действующего законодательства.

Условно-экономических способов конкуренции несколько. Все эти способы главным образом связаны уже не с давлением на конкурентов, а на лучшем привлечении покупателей именно к своему продукту. Остановимся на некоторых из них.

Первый – это расширение ассортимента однородных товаров. Суть, которого сводится к вводу новых весовых или объемных видов товаров, дабы охватить практически все пожелания в этом направлении своих клиентов. Например, можно вместо одного продукта пива (молока, сметаны, кефира, водки) объемом 0,5 литра выпустить этот же продукт и объемом 0,1 литра, 0,25, 0,33, 0,75, 1,0, 1,5 литра и так далее. Подобный ассортимент непременно повысит объем продаж такого продукта. Особенно, если при этом и слегка подкорректировать и цены. Чем сегодня занимаются уже многие производители. Кроме объемно-весовых показателей, можно изменить дизайн упаковки, сделав его более современным, более модным, подстроив под текущие веянья музыки, кино, интернета и так далее.

Второй способ – это всяческая раскрутка и поддержка своей торговой марки, которая должна вызвать у потребителя устойчивое понимание, что данный товар самый лучший только этой торговой марки. Показывая потребителю, что только товар этой торговой марки обладает лучшими качествами, характеристиками и удобствами в использовании тому подобное. Сегодня многие предприятия стараются либо жестко поддерживать свою старую положительно зарекомендовавшую себя торговую марку, либо идти на обновление торговой марки, которая бы отвечала современным веяньям экономики, культуры, социальным аспектам и просто новому образу жизни.


Третий способ – это способ можно характеризовать как навязывание своего товара. Суть данного способа состоит в повсеместной рекламе своего товара: в газетах, журналах, на радио, на телевидении, в интернете, на транспорте и иных местах. Если потенциальный покупатель видит рекламу какого-либо товара, практически, везде, то он подсознательно начинает считать его лучшим, более качественным, а, стало быть, при прочих равных условиях покупают его [4, c.59].

Сегодня методы конкуренции, как и развитие самого рынка, постоянно видоизменяются, совершенствуются, разрабатываются новые, более изысканные, тонкие, действующие как на конкурентов, так и на потребителей. И в этом нет ни чего странного, в противном случае, просто не развивался бы рынок и экономика в целом.

От применяемых методов конкуренции зависят типы конкурентного поведения предпринимателей. Предприниматель может выбрать одно из трех возможных конкурентных поведений: творческое, приспособленческое (копирующее) и обеспечивающее (гарантирующее).

При творческом поведении фирма делает упор на опережающее создание новых товаров, новых модификаций традиционных товаров, внедрение новых видов технологий и организации производства, улучшение маркетинга, что позволяет ей значительно сокращать издержки. Такое поведение направлено на достижение превосходства над конкурентами, и его могут позволить себе экономически сильные предприятия, которые имеют портфель научно-технических разработок, новых идей, ведут научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, имеют опытно-экспериментальное производство.

При приспособленческом конкурентном поведении фирма, не имеющая достаточных инновационных возможностей, вынуждена в сжатые сроки копировать достижения своих соперников. Для этого приобретаются патенты, лицензии, комплектующие детали, узлы и т.д.

Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение состоит в том, что фирма предпринимает шаги только в том случае, если ей грозит подрыв ее позиций на рынке, то есть она делает только то, что позволяет ей сохранить и стабилизировать свои позиции на рынке на длительный период.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия - решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости) [12, c.31].


Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

ГЛАВА 2 ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

2.1 Понятие и виды добросовестной конкуренции

Добросовестная конкуренция - это такая конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы в отношениях с партнерами по бизнесу.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

· повышение качества продукции

· снижение цен ("война цен")

· реклама

· развитие до- и послепродажного обслуживания

· создание новых товаров и услуг с использованием достижений.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.