Файл: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция — это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Во многих странах понятие недобросовестной конкуренции прописано в законодательных актах. Как правило, недобросовестная конкуренция там трактуется как любые незаконные действия, осуществляемые с целью получения преимуществ в бизнесе, которые могут повлечь за собой причинение убытков другим бизнес-субъектам [12, c.35].

Также во многих странах к недобросовестной конкуренции относят демпинг (заведомо неадекватное снижение цен) и нарушение антимонопольного законодательства.

На территории России, Украины и других стран постсоветского пространства недобросовестная конкуренция часто очень тесно связана с коррупцией: бизнесмены, имеющие связи с коррумпированными чиновниками, через контролирующие органы вытесняют с рынка своих конкурентов посредством многочисленных проверок и давления.

Открытое противоборство конкурентов характеризуется острой борьбой за завоевание и монопольное владение рынком сбыта. На этой фазе отношений применяются различные меры с целью нанесения конкуренту значительного материального ущерба вплоть до захвата, убийства ведущих сотрудников, взрывов и поджогов складов, служебных помещений и т.д.

Наиболее остро такие отношения между конкурентами проявляются в условиях экономического кризиса и политической нестабильности.

Условия, при которых возникают недобросовестные конкуренции

Недобросовестная конкуренция возникает при следующих условиях

- Новая, неизвестная сфера производства. Прогресс не стоит на месте. Появляются новинки науки и техники. Не все обладают огромными финансовыми ресурсами с целью развития технологий. Зачастую несколько передовых компаний создают более совершенные продукты и являются монополистами по их реализации, тем самым искусственно завышая цену на данный товар.

- Производства, которые зависят от мощных объединений в единую крупную сеть. Например, энергетический сектор, сеть железных дорог.

Но не всегда это губительно для общества. К преимуществам такой системы относятся противоположные недостатки совершенной конкуренции:

- огромные сверхдоходы позволяют инвестировать в модернизацию, развитие, научно-технический прогресс.

- часто подобные предприятия расширяют производство товаров, создавая борьбу за клиента между своими продуктами.


- потребность в защите своего положения. Создания армии, полиции, работников бюджетной сферы, т. к. освобождается множества свободных рук. Происходит развитие культуры, спорта, архитектуры и т. д.

Работа по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы представляет собой деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предупреждению и устранению или минимизации путем соответствующего юридического оформления и технологической реализации соответствующих мероприятий.

Если существует недобросовестная конкуренция, то с ней стоит обязательно бороться. В этом случае главное – не уподобляться конкурентам, стараться организации защищать свои интересы исключительно в правовом поле.

А именно:

- изучите действующее законодательство в области конкуренции;

- найти нормы закона, которые нарушают по отношению к вам ваши недобросовестные конкуренты;

- написать заявление об этом в правоохранительные органы или подайте на конкурентов в суд (предварительно можно попробовать провести переговоры с конкурентами, если не подействует – переходите к этим мерам);

- при необходимости воспользоваться услугами опытных юристов и адвокатов.

Это одни из не многих способов борьбы с недобросовестной конкуренцией. Только так мы сможем достойно противостоять недобросовестной конкуренции, которая, к сожалению, в наше время далеко не редкость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Понятие конкуренция имеет множество определений, но каждое несет в себе огромный экономический смысл, так конкуренция:

– это соперничество, экономическая борьба, состязательность между субъектами экономической деятельности за наибольшую выгоду;

– борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права;

–– это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их совместные действия ощутимо ограничивают возможности каждого из них повлиять на общие условия обращения товаров на конкретном рынке и являются катализатором производства товаров, необходимых потребителю и т.д.

Проблема конкуренции изучается многими экономистами, как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств — выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства.


В России переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно, скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно. Напротив, государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями.

К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и многое другое.

Множество видов конкуренции отражает многообразие, которое присуще рыночным отношениям, и позволяет, исходя из определенных признаков, определять, какой вид конкуренции является основным на том или ином рынке.

Сегодня методы конкуренции, как и развитие самого рынка, постоянно видоизменяются, совершенствуются, разрабатываются новые, более изысканные, тонкие, действующие как на конкурентов, так и на потребителей. И в этом нет ни чего странного, в противном случае, просто не развивался бы рынок и экономика в целом.

От применяемых методов конкуренции зависят типы конкурентного поведения предпринимателей.

Виды ценовой конкуренции такие как добросовестная и недобросовестная конкуренция очень важны для экономики страны, так как преобладание недобросовестной конкуренции может привести к плачевным результатам страны.

Понятие недобросовестной конкуренции, которое закреплено в законодательстве содержит большое количество квалифицирующих признаков, которые делают его не только сложным для понимания, но и затрудняют его применение на практике.

Недобросовестная конкуренция преследует свою цель в том, чтобы остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.

Требуется гласное обсуждение проблем добросовестности в бизнесе и обобщение практики пресечения недобросовестной конкуренции - как федеральным антимонопольным органом, так и судебными органами, торгово-промышленными палатами и т.п.


Помимо таких способов пресечения недобросовестной конкуренции как предписание антимонопольного органа, контрреклама, отзыв товара от потребителя, недействительность сделок, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления для повышения эффективности указанных способов при применении на практике необходимо постоянное взаимодействие государственных органов, занимающихся проблемами недобросовестной конкуренции, защиты интеллектуальной собственности, таможенных и иных органов между собой.

Таким образом, сочетание государственного контроля и контроля самих хозяйствующих субъектов за добросовестным осуществлением конкуренции в целом при осуществлении предпринимательской деятельности также могло бы оказаться весьма эффективным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Л.Ю. «Конкурентноспособность участников страховых рынков юга России» // Финансы. 2004г. №10. С. 52-54.

2. Вурос А. Д., Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков. – М.: «Теис», 2010. –100 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник, 3-е издание – Москва, «Юрайт», 2005 – 124с.

4. Гусев К.Б. Микроэкономика. – Ярославль: изд. Литера, 2007. –165 с.

5. Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. – 76 с.

6. Кураков Л. П., Краснов А. Г. «Экономика. Инновационные подходы». - М.: Гелиос, 2008 - 541с.

7. Пашковская М.В. Теория отраслевых рынков. – Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012. – 112 с.

8. Пиндаик Р.С. Микроэкономика. – М.: «Дело» , 2010. – 487 с.

9. Самуэльсон П. Экономика . – М.: НПО «Аугон», 2007.

10. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. «Экономическая теория». - М.: Норма-Инфа, 2009.-531 с.

11. Титов Д. «Конкурентноспособность: когда в товарищах согласья нет…» // Экономика и жизнь. 2004. №15. С.1.

12. Цыгичко А. «Высокая цена конкурентноспособности» // Экономист. 2003г. №1. С.31-36

13. «Экономическая школа» - «50 лекций по микроэкономике», 1 том, // Санкт-Петербург, 2010. – 577 с.

14. «Деловая Москва»/ «Деловая пресса»/ газета «Торговая неделя» –2007. –

№11(208).

15. https://znaytovar.ru/s/Konkurenciya:_ponyatie_vidy.html

16. https://znaytovar.ru/s/Konkurenciya:_ponyatie_vidy.html

17. http://ampl77.spb.ru/publications/16-konkurentsiya-vidy-konkurentsii

Максимова М. «Бизнес и государство: механизм взаимодействия» // Мировая экономика и международные отношения. 2003г. №2. С.108-113.

Оболенский В. «Технологическое соперничество на мировом рынке» // Мировая экономика и международные отношения. 2003г. №7. С.3 Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 383 с.