Файл: Описание и основные принципы работы компьютерных деловых игр (обзор программы «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1. Коллективный вариант»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Эта форма позволяет использовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколения методом игры. Она позволяет соединить знания из предпосылки действий в сами действия. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят учащихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего производства, к умению находить решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Исходя из вышесказанного видно, насколько актуальным в настоящее время является развитие использования деловых игр в обучении.

Целью написания курсовой работы является описание и основные принципы работы деловых компьютерных игр.

В процессе написания использовались учебные пособия, данные периодической печати, справочная литература и т.д.

С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретические основы компьютерной деловой игры;

- на примере программы «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1. Коллективный вариант» рассмотрен практический аспект курсовой работы.

Объект курсовой работы – деловая компьютерная игра, предмет – среда ее применения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Теоретические основы компьютерной деловой игры


1.1 Понятие и основные признаки компьютерной деловой игры

Компьютерная деловая игра – это один из наиболее эффективных методов активного обучения, который подразумевает наличие математической модели, имитирующей деятельность экономического объекта[1]. Этим объектом должен управлять пользователь или, можно сказать, игрок. Метод компьютерных деловых игр широко распространен на Западе. Он является неотъемлемым элементом программ обучения в школах бизнеса, на факультетах экономической направленности в университетах. В России этот метод еще недостаточно развит по нескольким причинам. Сейчас, главным образом, необходимы деловые игры, отражающие рыночные реалии. И хотя деловые игры разрабатывались в Советском Союзе с 30-х гг., понятно, что они отражали реалии плановой экономики. А игр, которые бы отражали действия фирм в условиях рыночной экономики в начале 90-х гг. не было. Есть и целый ряд других причин, по которым этот метод еще недостаточно развит в России, хотя за ним большое будущее.

Классификация деловых игр - вопрос достаточно сложный. Прежде всего, их надо различать по характеру использования. Есть игры индивидуальные, рассчитанные на самообразование или самостоятельные занятия как элемент программного обучения. В этих играх человек за компьютером выполняет те или иные функции управления объектом, а компьютер одновременно создает ему конкурентную среду, в которой функционирует его виртуальное предприятие, и играет роль помощника во всех делах. И второй тип – это коллективные деловые игры, которые подразумевают, что участники семинара разбиваются на команды по 2-3 человека, каждая команда управляет своей фирмой, и все фирмы конкурируют на рынке готовой продукции.

Особенность деловых игр как метода обучения заключается в том, что человек погружается в виртуальный мир и выходит из своей привычной роли обучающегося. У него появляется какое-то ролевое участие. Он может выступать в роли генерального директора предприятия, инвестора на рынке ценных бумаг и даже президента страны.

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем[2]:

1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.


3. Распределение ролей между участниками игры.

4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

8. Коллективная выработка решений участниками игры.

9. Многоальтернативность решений.

10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

1.2 История возникновения деловых компьютерных игр

Первая деловая игра в США была проведена через 24 года после появления первой советской игры. Однако первая деловая игра с использованием ЭВМ была создана в США. В 1962 г. уже сообщалось об использовании имитатора ABES (Aerospace Business Environment Simulator) для ЭВМ IBM-7090. С 1984 г. ДИ в США реализуются на персональных компьютерах.

Традиционная деловая игра подразумевает участие эксперта для имитации реальной обстановки и оценки результатов деятельности. Но поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение таких игр в массовом обучении, например, в школах, невозможно. Ситуация меняется, когда роль эксперта берет на себя компьютер. Применение КДИ не всегда требует высокой квалификации преподавателя, это зависит от типа и сложности игры. Многие КДИ достаточно просты в освоении и поэтому они годятся для массового использования.

Компьютеризация деловых игр дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитаций циклов управления и непосредственно "ощутить" динамику процесса взаимодействия основных   субъектов рынка.

Вместе с развитием возможностей вычислительной техники КДИ прошли несколько этапов, различающихся технологией применения.

На первом этапе, когда доступ к ЭВМ имел только специалист-оператор, участники деловой игры записывали свои решения на бумаге, техники переводили их на машинный носитель - перфокарту или перфоленту. Только после этого оператор вводил их в машину, по заложенной в программе модели проводился расчет, результаты которого выводились на печать. Такая технология применялась в первых машинных ДИ. Электронно-вычислительная машина - ЭВМ - была главным обозначением комплекса устройств вычислительной техники. Поэтому первые автоматизированные ДИ, появившиеся в 60-х годах, называли машинными, а не компьютерными.


Позднее, при появлении мониторов, решения игроков уже не переводились на машинные носители, но вводились в машину оператором. При создании дисплейных классов, работающих с одной ЭВМ, игроки стали сами вводить и получать информацию. Когда персональных компьютеров было еще мало, информацию передавали на дискетах. В настоящее время наиболее эффективным является проведение КДИ в сетевом классе.

КДИ можно разделить на два типа: коллективные и индивидуальные.
В коллективных КДИ участвуют несколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения (ЛПР).

В индивидуальных КДИ моделируется не только условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что ДИ в данном случае продолжает оставаться коллективной. "Деловая игра всегда коллективна". Просто отдельные роли в индивидуальной КДИ выполняют интеллектуальные имитаторы.

Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Коллективные КДИ более приближены к реальности, поскольку роль ЛПР отводится живым людям, а не имитаторам. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. При обмене ролями участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороны руководителя и коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно[3]. Однако при низком начальном уровне подготовки участников, низкой квалификации руководителя игры эффект обучения может быть даже отрицательным. У участников игры возникнет неправильное понимание изучаемого процесса, недоверие к компьютерной программе, отрицательное отношение ко всему методу обучения.

Большое преимущество индивидуальной КДИ - невысокие (по сравнению с коллективной КДИ) требования к квалификации преподавателя. Игра может проводиться вовсе без преподавателя, что весьма важно для дистанционного обучения и для самостоятельной работы обучаемого. Если есть грамотный консультант-преподаватель, качество и скорость усвоения знаний будут, разумеется, выше. Выполнение заданий индивидуальной КДИ может быть зафиксировано в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти в любое время. В индивидуальной КДИ у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки других участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. В обычной ДИ расчет одного цикла управления (партии деловой игры) занимает 2-4 часа, в коллективной КДИ - 1-2 часа, в индивидуальной КДИ анализ и расчет занимают минуты. При отработке некоторых стратегий за минуту может быть сыграно несколько десятков партий, а затем по сохраненным результатам проведен анализ. Как показала практика разработки, моделирование и отладка индивидуальной КДИ проще, чем коллективной.


Таким образом, индивидуальная КДИ, появившаяся сравнительно недавно, обладает новыми для ДИ свойствами и возможностями при использовании в учебном процессе.

Некоторые разработчики КДИ пошли по пути создания двух вариантов одной игры: коллективного и индивидуального. Например, игра "бизнес-курс" фирмы ВККБ имеет сетевой вариант с участием от 2 до 12 игроков или групп игроков, работающих за своими компьютерами. Эта же игра существует и в индивидуальном варианте, когда действия остальных игроков имитируются.

Российские учебные заведения в 90-х годах оказались в непривычных условиях конкуренции с резким повышением спроса на экономическое образование. Возникла необходимость повышения эффективности учебного процесса. Этого можно достичь путем сокращения непроизводительных затрат времени занятий, расширения возможностей самостоятельного обучения, повышения качества преподавания. Внедрение компьютерных деловых игр весьма способствует решению этих задач.

Еще одним фактором, влияющим на внедрение КДИ, является потребность в самообразовании. Не следует забывать о постоянно развивающемся рынке так называемых домашних компьютеров. Стоимость персонального компьютера сравнима с ценой обычной бытовой техники, а его возможности постоянно расширяются. Поэтому наличие дома компьютера уже не роскошь, а обычное дело. С этим, в частности, связывается ожидание все большего распространения дистанционного образования. Возможности компьютера и средств связи позволяют вывести это направление на качественно новый уровень.

В соответствии с идеологией ДО студенты, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, затрачивая на обучение столько времени, сколько необходимо каждому из них для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. К слушателю прикрепляется преподаватель-консультант (тьютор) по направлению или дисциплине. Тьютор соединяет в себе качества преподавателя, консультанта и менеджера. Компьютер значительно усиливает функциональные возможности преподавателя. В дистанционном образовании компьютерные средства обучения и активные методы являются основой учебного процесса.

Идея ДО имеет прочные глубокие корни. ДО объединяет в себе качество знаний выпускника очной формы обучения и значительно меньшие затраты на обучение заочной формы, это экономически выгодно. ДО также дает возможность учиться в собственном временном темпе и по индивидуальному плану, что ведет к большей ответственности, самостоятельности обучаемого. ДО во многом основывается на желании, необходимости получать знания.