Файл: Описание и основные принципы работы компьютерных деловых игр (обзор программы «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1. Коллективный вариант»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие желающие учиться лишены этой возможности в силу ограниченной пропускной способности жесткой традиционной системы обучения, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от образовательных центров или из-за медицинских ограничений. Это означает, что в ДО имеется потребность.

Внедрение нового требует частой переподготовки кадров. Однако для любой фирмы обучение сотрудников с отрывом от производства является проблемой. ДО решает проблему переподготовки кадров без отрыва от производства.

Для ДО удобнее всего применять КДИ индивидуального типа. В настоящее время таких разработок еще совсем немного. Один из коллективов, целенаправленно работающий над созданием комплекса индивидуальных КДИ, - компания КОББИ (Компьютерное обучение бизнесу).

Главная цель разработчиков комплекса КОББИ - создание эффективных средств обучения для проведения практических занятий по основным экономическим дисциплинам. Комплекс предназначен, прежде всего, для средней системы экономического образования, но успешно применяется как старшеклассниками, так и студентами вузов. В качестве базового метода обучения принят метод компьютерных деловых игр.

Первые версии КОББИ-игр были созданы в 1992 г. Это "Менеджер", "Спрос", "Конкуренция", "Рынок ценных бумаг". В настоящее время в комплекс входят также "Бухучет", "Аукцион", "Инвестор", "Рыночное равновесие", "Предприниматель". Компьютерные программы работают под управлением MS DOS и в среде Windows. Зарегистрированными организациями-пользователями КОББИ-игр являются около 190 учебных заведений России и некоторых стран СНГ. Более 1000 индивидуальных пользователей применяют их для самостоятельной подготовки.

На базе КОББИ-игр созданы компьютерные экономические практикумы. Каждый практикум включает в себя деловую игру, учебные задания, методические материалы, тесты, модуль обработки полученных результатов и т.п. Практикумы могут применяться для дистанционного и заочного обучения.

Перспективы развития КДИ с функциональной точки зрения весьма значительны. Качество обучения повысится, если система автоматизированного обучения сумеет проанализировать усвоение материала обучаемыми и скорректировать дальнейший ход обучения. Необходима обратная связь между подачей учебного материала и его усвоением. В игровых системах важен уровень "интеллекта" конкурентов, запрограммированных в игре, для приближения к реальности необходима база знаний и фактов, а также закономерностей экономического процесса или объекта. Все эти факторы должны вводиться в игру наравне со случайными событиями, и усиливать ее реалистичность.


В результате будет смоделирована интеллектуальная игровая среда, которая при соответствующем методическом обеспечении будет способна эффективно обучать пользователей, адаптируясь к их индивидуальным способностям и уровню знаний.

Н.Н. Козленко разделил деловые игры на два поколения. Особенностью игр второго поколения является, в частности, моделирование с непрерывным временем, т.е. моделирование событий, которые возникают не в фиксированные, а в произвольные моменты времени. Другие особенности: гибкость и открытость программного обеспечения, предоставление игрокам широкой информации о состоянии системы.

Игры с "интеллектуальной составляющей" можно смело назвать ДИ третьего поколения. В этом направлении движутся разработчики комплекса КОББИ: начаты работы по созданию интеллектуальных имитационных сред с открытой архитектурой, способных функционировать в коллективном и индивидуальном режимах. Затем, используя современные средства программирования и моделирования, планируется дать возможность преподавателю или самому обучаемому перенастраивать не только начальные значения параметров модели и конструкции игры. Это уже есть в "Предпринимателе", "Инвесторе" и других КОББИ-играх. Пользователь сможет менять сами модели, их зависимости, создавать поля событий, при желании увязывать их друг с другом, т.е. формировать учебную среду. Этот творческий процесс очень важен. Поэтому его можно выполнять вместе с обучаемыми. А при дистанционном образовании обучаемый получает "скатерть-самобранку", готовую предоставить сотни вариантов учебной среды для отработки различных вариантов учебных задач. При этом программа самостоятельно проанализирует принятое решение, по желанию обучаемого может подсказать решение, оптимальное в данной ситуации.

Применение указанных информационных технологий на базе системных основ построения комплексных  компьютерных средств обучения с использованием активных методов и идеологии дистанционного образования позволит создать в будущем цельную высокоэффективную систему образования.

Глава 2 Обзор программы «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1. Коллективный вариант»


2.1 Состав, назначение и технические требования комплекса

Рассмотрим, из чего состоит данный комплекс. В него входят следующие составляющие:

- программы фирмы;

- программа администратора;

- сервер по обмену данными.

Данный комплекс в основном устанавливают в компьютерном классе, в котором имеется локальная вычислительная сеть (ЛВС). В такой ситуации обмен данными между ПК, на котором установлена программа Администратора, и ПК, где стоят программы непосредственно фирмы, происходит автоматически, при помощи сервера по обмену данных[4].

В случае отсутствия ЛВС, либо ее повреждении, можно применить так называемый режим передачи данных «ручной» - при помощи внешних носителей (например, Flash, дискет, устройств Zip и др.). На «ручной» режим можно переключиться в любое время, даже непосредственно в процессе игрового курса.

Рассмотрим необходимые технические требования:

1. Операционная система: Microsoft Windows 2000/XP/Vista;

2. Процессор: Intel (либо совместимый с частотой не менее 1.4 GHz);

3. Наличие CD-ROM;

4. Наличие свободного пространства на жестком диске не менее 10 Mb;

5. Оперативная память: не менее 256 Mb;

6. Сетевая карта не менее 10 мбит/сек;

7. Клиент для сетей Microsoft.

Чтобы установить данный Комплекс, необходимы права администратора.

Исправное функционирование Комплекса будет обеспечиваться при условии постоянного наличия ключа защиты в USB-порте ПК, где была установлена программа Администратора.

Данный комплекс предназначается в целях профессионального подготавливания специалистов, охватывающее широкий спектр вопросов по управлению современной компанией – менеджмент (финансовый, производственный), маркетинг, бухучёт, отчетность, налогообложение, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Немаловажно, что вопросы, касающиеся отчетности (налоговой, финансовой), бухгалтерского учета в данном Комплексе отражаются строго в соответствии с действующим российским законодательством.

Данный Комплекс делает возможным проведение групповых занятий в компьютерных классах под руководством администратора (тренера, преподавателя, ведущего) в захватывающей игровой и эмоциональной форме соперничества. Участников игры разделяют на несколько команд по 2 или 3 человека, у каждой из которых в ведении находится фирма, которой они руководствуют, при этом конкурируют с другими фирмами (командами) в условиях рынка готовой продукции.


Чтобы проведение игры стало максимально полноценным, необходимо затратить 16-48 академических часов. Также допускается проведение игры в условиях кратких, но при этом интенсивных семинаров, а также и в течении целого семестра с включением в недельное время занятий.

Коллективная игра эффективна, когда ее сочетают с общепринятыми формами обучения, такими как семинары и лекции. Она делает возможным иллюстрирование и закрепление теоретического материала, при этом позволяет оживить сам учебный процесс, при этом оставляет положительные впечатления у участников игры.

Команды принимают решения по управлению при условном месячном шаге. Максимальная продолжительность такого курса – 73 месяца – 6 условных лет + 1 месяц, который потребуется для окончательной выплаты возможных дивидендов. На практике продолжительность курса можно быть и гораздо меньше, все зависит от времени, которое отводится для семинара. Рекомендуется применять минимальное количество шагов в 24 месяца.

В данной игре присутствует возможность интегральной оценки эффективности рассматриваемого управления (рейтинг). С помощью рейтинга можно определить места команды в ходе игры, после каждого шага. Победителем признается та команда, которая в итоге курса получит самый высокий рейтинг.

2.2 Общая структура комплекса

Рассмотрим общую структуру программы.

После того, как программа установлена и запущена (индивидуальный вариант игры), появляется титульная заставка, представленная на рис. 1.

Рис. 1. Заставка программы «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»

В случае коллективного варианта игры заставка выглядит аналогично, только вместо выражения «Индивидуальный вариант» появляется фраза «Программа фирмы».

Когда произошла автоматическая смена заставки, в индивидуальном варианте игры следует организационная часть программы, в которой пользователю разрешается управление каталогами игровых сценариев и курсов, представленных на рисунке 2.

Рис. 2 Организационная часть программы

Изначально, в данных каталогах содержатся базовый сценарий «Норма» и демо курс игровой «Демо». В них возможно создание неограниченного количества новых игровых сценариев и курсов.

В пункте «Игровые курсы» содержатся нижеперечисленные команды[5]:


- Новый;

- Продолжение;

- Копирование;

- Удаление;

- Экспорт;

- Импорт;

-Информация.

Рассмотрим поподробнее.

Команда «Новый» дает возможность организации нового игрового курса. Когда пользователь ее выбирает, появляется диалоговое окно, в котором необходимо ввести название курса (не повторяя уже имеющиеся названия), и указать также сценарий из каталога, с помощью которого будет проведен данный курс.

Игровой курс в любое время возможно прервать, при этом сохранить текущее состояние. Чтобы начать или продолжить игровой курс, необходимо применить команду «Продолжение».

Команда «Копирование». Предоставляет возможность создания копии совершенно любого курса, в его текущем состоянии. Эта команда – достаточно полезный инструмент для целей проведения всевозможных экспериментов. Так, например, пользователь «отыграл» определенно количество месяц и сейчас ему хочется испытать иные, альтернативные стратегии дальнейших действий. Тогда необходимо произвести выход их текущего курса, сделать его копию, при помощи которой и можно будет совершать эксперименты без опаски потери исходной версии.

Команда «Управление». Дает возможность убрать из каталога любой курс, который не нужен.

Файлы, содержащие игровые курсы, возможно переносить (по ЛВС либо при помощи внешних носителей) на другие ПК, где также установлена данная программа.

Команда «Экспорт». Делает возможным сохранение в форме отдельного файла совершенно любого курса из каталога. Команда «Импорт» - возможность восстановления игрового курса из аналогичного файла.

Так, например, если преподаватель пользуется индивидуальным вариантом игры в данном учебном процессе, то он может заблаговременно подготовить на своем ПК различные поучительные игровые ситуации, и далее их передать на ПК уже непосредственно студентов.

Команда «Информация» вызывает на экран некоторые сведения об игровом курсе, включая дату его создания, сценарий и текущий месяц игры.

Пункт «Сценарии» верхнего меню содержит следующие нижеперечисленные команды:

- Новый;

- Редактирование/Просмотр;

- Удаление;

- Экспорт;

- Импорт;

- Информация.

С помощью команды «Новый» можно создать новый сценарий на основе предварительно выбранного из каталога прототипа. Когда данная команда применена, появляется диалоговое окно, в котором необходимо указать название сценария и прототип, и далее – раздел «Сценарные параметры» (рис. 3):