Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Опыт реформирования естественных монополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Население России в результате полноценной реформы по западной модели получит только рыночные цены на газ (они будут постепенно сближаться с ценами на западных рынках), которые значительно выше существующих цен внутреннего рынка потребителей.

Сократится поступление средств в федеральный бюджет из-за отмены монополии на экспорт и потери ОАО «Газпром» значительной доли рынка, что, в свою очередь, уменьшит социальные преференции для населения. Естественно, население в виде домохозяйств ни в коей мере не заинтересовано в проведении реформы российской газовой отрасли по модели западных экспертов.

В свою очередь, после реформирования российской газовой отрасли и завершения комплекса реформ, проводимых в ЕС и странах-поставщиках, цены на газ для населения ЕС будут определяться свободным конкурентным европейским рынком. Это должно сдержать рост цен вследствие прогнозируемого роста спроса на природный газ в Европе, диверсифицировать импорт и обеспечить повышение энергетической безопасности ЕС благодаря гарантированному потреблению данного энергоресурса.

Таким образом, анализ интересов различных участников возможного процесса реформирования газовой отрасли России по западному сценарию показал, что существует двуполярный расклад интересов: с одной стороны — Российская Федерация, население и ОАО «Газпром», не заинтересованные или частично заинтересованные в проведении реформ, а с другой — Европейский Союз как институциональная структура, население стран ЕС, российские независимые поставщики газа и российский бизнес, полностью поддерживающие все реформы. При этом возможность одновременного удовлетворения всех интересов, на наш взгляд, отсутствует, что требует от российской стороны выбора приоритетов.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Естественные монополии имеют важное социально-экономическое значение для государства. Это связано с тем, что их деятельность затрагивает все общество, поэтому любые изменения в функционировании естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических показателях государства и благосостояния его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство тщательно контролировать их деятельность и нести ответственность за характер экономической политики.

Главным фактором конкуренции в условиях трансформирующейся экономики становятся не издержки и цены, а уровень и объемы корпоративной власти и контроля за рынком и производством, выражающийся в статусе предприятия, близости к ресурсам, а в определенных сферах экономики − в коррупции и в прямом насилии.


В практике реформирования естественных монополий имеется множество примеров, когда в ходе реализации, достаточно привлекательных проектов возникали серьезные трудности и существенные ошибки на обеих стадиях − как при производстве товаров или услуг, так и в сетевом хозяйстве по их доставке потребителям. В конечном счете, в основе всех вариантов реформирования естественных монополий лежит их разделение на производственную и инфраструктурную стадии.

Естественные монополии, являясь единственной эффективной формой хозяйствования в ряде отраслей, так или иначе, сохраняют в себе основные недостатки и преимущества, присущие монополизму вообще. В этих условиях важнейшей задачей государства является обеспечение такого регулирования и реформирования естественных монополий, которые позволили бы минимизировать потери общества от монополизации, с одной стороны, и усилить консолидирующее воздействие отраслей инфраструктуры - с другой.

Сегодня в России, как и во многих развивающихся странах, активно проводится процесс либерализации рынка в сфере естественных монополий. Основная задача этого процесса – создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов в данный сектор экономики. Реформирование уже затронуло такие отрасли как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая промышленность.

План Евросоюза по либерализации газового рынка состоит из нескольких сюжетов. Один из них — выделение газотранспортных мощностей в независимые компании, с тем чтобы, как считается, обеспечить справедливый доступ всех участников рынка к газопроводам. Второй важный элемент реформирования рынка — отход от «нефтяной» привязки и переход к ценообразованию на основе спотовых цен на газ.

Неоднократно фиксировали достаточно критическое отношение к различным аспектам европейских инициатив по либерализации газового рынка. Много вопросов остаётся и в контексте создания зон хабовой торговли газом. Тем не менее объективная реальность такова, что ЕС намерен продвигать свою целевую модель газового рынка. А значит, как бы ни относиться к этим идеям, нужно как минимум хорошо представлять, в чём состоят европейские газовые реформы.

Основным потребителем российского газа является Евросоюз (ЕС), который активно проводит политику либерализации своих энергетических рынков. Отсюда очевидна необходимость реформирования российской газовой отрасли.

Проблема реформирования в этой сфере является предметом многочисленных споров и разногласий, которые сталкивают сторонников дерегулирования и защитников централизации и национализации российской газовой промышленности. Целью преобразований является устойчивый рост экономики, повышение качества жизни населения страны и укрепление внешнеэкономических позиций.


В проведении реформ газовой отрасли России заинтересовано множество игроков как внутри страны, так и за ее пределами, каждый из которых имеет свое видение оптимального реформирования.

Анализ зарубежного опыта позволяет утверждать, что либерализация газовой отрасли должна включать в себя развитие конкуренции в отрасли, трансформацию вертикально интегрированных монополий в форме демонополизации национальных энергетических компаний, сведение к минимуму вмешательства государства в энергетический сектор. России предлагается вначале выделить транспортную инфраструктуру в независимую или подконтрольную ОАО «Газпром» компанию, которая будет подчиняться независимому регулятору на рынке газа. Последний должен обеспечивать свободный и недискриминационный доступ к ГТС всех участников рынка. На следующем этапе предполагается отмена монополии ОАО «Газпром» на производство и экспорт природного газа, рассеивание активов ОАО «Газпром» и его дальнейшая приватизация.

В свою очередь, после реформирования российской газовой отрасли и завершения комплекса реформ, проводимых в ЕС и странах-поставщиках, цены на газ для населения ЕС будут определяться свободным конкурентным европейским рынком. Это должно сдержать рост цен вследствие прогнозируемого роста спроса на природный газ в Европе, диверсифицировать импорт и обеспечить повышение энергетической безопасности ЕС благодаря гарантированному потреблению данного энергоресурса.

Таким образом, анализ интересов различных участников возможного процесса реформирования газовой отрасли России по западному сценарию показал, что существует двуполярный расклад интересов: с одной стороны — Российская Федерация, население и ОАО «Газпром», не заинтересованные или частично заинтересованные в проведении реформ, а с другой — Европейский Союз как институциональная структура, население стран ЕС, российские независимые поставщики газа и российский бизнес, полностью поддерживающие все реформы. При этом возможность одновременного удовлетворения всех интересов, отсутствует, что требует от российской стороны выбора приоритетов.

Библиография

  1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. - 21.08.1995. – №34. - ст. 3426.
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 39-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. - 31.03.2003. - №13. - ст. 1181.
  3. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448 «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта» // Российская газета. - 21 мая 1998.
  4. Архангельский, В. Об условиях экономического развития в 2004-2007гг. // Экономист. - 2008. - № 7. - С. 15-20.
  5. Белоусова В. Н., Васильева Е.М., Лившиц В. Н. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 3–4. - С. 61–62.
  6. Белоусова И.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий // Труды ИСА РАН / И.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М., 2006. - 320 с.
  7. Второй этап реформы железных дорог Германии // Железные дороги мира. - № 06/1999.
  8. Городецкий А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике // Вопросы экономики. - 2010. - № 11. - С. 48.
  9. Городецкий, А., Павленко, Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. - 2011. - № 1. - С. 137-138.
  10. Гринберг, Р. С., Рубинштейн, А. Я. и др. Стратегические ориентиры экономического развития России: науч. доклад.- СПб., 2010. – 664 с.
  11. Дерябина, М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 102-110.
  12. Калентьева, Н. Монополизация как закон-тенденция развития современной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 10 (27). - С. 31.
  13. Кокорев, В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. - 1998. - № 4. - С.122.
  14. О европейской реформе газового рынка. - Режим доступа: http://www.odnako.org/blogs/o-evropeyskoy-reforme-gazovogo-rinka/.
  15. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики. - М. : Прогресс, 1995. – 494 с.
  16. Питмен, Р. Вертикальная реструктуризация инфраструктурных отраслей в странах с переходной экономикой / Моск. центр Карнеги // Working Papers. - 2009. - No 1. - P. 7.
  17. Питмен, Р. Вертикальная реструктуризация инфраструктурных отраслей в странах с переходной экономикой / Моск. центр Карнеги // Working Papers. - 2009. - No 1. - P. 7.
  18. Политическая экономика. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики: монография / под науч. ред. В.М. Юрьева. - Тамбов, 2009. - Кн. 3. – С. 339.
  19. Прогноз развития европейского рынка газа. - Режим доступа: http://gasforum.ru/zarubezhnyj-opyt/497/.
  20. Путин: государство не поддержит раздел "Газпрома". - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=19926.
  21. Радюкова, Я. Ю. Естественные монополии: специфика функционирования в России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - Вып. 1-2. – С. 216-219.
  22. РЖД в убытках // Газета «Ведомости», 24 декабря 2008 г.
  23. Саакян, Ю.З. Государственное регулирование естественных монополий и его границы // Федеральный справочник. - Декабрь 2008.
  24. Сурков, В. Управление рисками в естественных монополиях // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 6. - С. 52.
  25. Тотьев, К. Государственная и естественная монополии // Закон. Журнал для деловых людей. - 1995. - № 4. - С. 60-63.
  26. Щербанин, Ю. А. Естественные монополии: возможность создания конкурентной среды? // Научный труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2013. – Т. 11. – С. 227-247.