Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 2495
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.2. Менеджмент образовательного учреждения
1.3.Система образования Российской Федерации и ее структура
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
2.1. Анализ рынка образовательных услуг современной России
2.2. Проблемы российской образовательной системы
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.Возможные пути решения проблем российского современного образования
Основные проектные направления
Обеспеченность местами в детских садах и школах
Концепции содержания общего образования
Среднее профессиональное образование
Менеджмент образовательного учреждения
В современном мире существует большое число частных предприятий, оказывающих общественно-значимые услуги на коммерческой основе. Однако, базу образовательной системы составляют государственные учреждения, субсидируемые из бюджета страны. Управление данными организациями осуществляется, прежде всего, государственным аппаратом. В России оно реализуется на трех уровнях: федеральном, занимающимся вопросами общей организации системы образования в стране; региональном, определяющем особенности практического применения законов и нормативов; муниципальном, отвечающим за решение вопросов местного значения.
Менеджмент в образовательном учреждении обеспечивает стабильность его функционирования, способствует развитию и внедрению инноваций, а также поддерживает внутренние процессы. Руководители образовательных учреждений обязаны иметь представления о педагогической работе. Это необходимо для проведения своевременного анализа любых сбоев в системе работы организации, а также поиска решения в целях их преодоления. В соответствии с основами управления в образовательных учреждениях на основе анализа формируется план развития на будущие периоды.
Например, в сфере школьного образования план составляется на ближайшие пять лет. Такой подход позволяет повысить эффективность работы организации, а также снизить вероятность наступления сбоев в работе или преодоления рисковых ситуаций. Специфика сферы образования требует особого внимания к подбору кадров.
Обязательным является контроль над результатами выполнения выдвинутых руководящих решений. Сбор информации позволяет установить обратную связь, отследить слабые места в системе управления, внести соответствующие коррективы.
Специфика работы образовательных учреждений заключается в сочетании интересов детей и взрослых, а также обеспечении бесперебойного функционирования под воздействием этого фактора. Поэтому в детях развивается самостоятельность, инициативность, самосознание, а также осуществляется поддержание авторитета педагога в глазах родителей и детей.
Менеджмент дошкольного образовательного учреждения
Принятие «Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года» стала первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности страны. Для определения стратегии развития образования стал Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
Программа является основой государственной образовательной политики России и определяет стратегию приоритетного развития системы образования и мер ее реализации. Важной чертой программы является концепция непрерывного образования.
Система дошкольного образования – первоначальная ступень всего образования. Период дошкольного детства – это возраст, когда закладываются основы психического, физического и нравственного воспитания ребенка как личности. Этот возрастной период фундамент, для дальнейшего обучения. Особой проблемой развития дошкольного образования выступает достижения современного уровня образования – гумманизации, ориентировки на развитие личности ребёнка, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и многих других компонентов культуры.
В современных условиях развитие любой образовательной организации, осуществляется только в случае эффективного управления. Решением поставленных задач перед современной дошкольной образовательной организацией зависит от эффективно функционирующей системы управления и успешного внедрения новейших научно-педагогических технологий и достижений.
Представим эти управленческие действия, как факторы повышения качества дошкольного образования и развитие системы управления современной дошкольной организацией.
Первое управленческое действие – это планирование.
И так, моделирование – это организационнопсихолого-педагогическая деятельность руководителя, направленная в первую очередь на разработку модели системы управления и определение путей перехода от существующей модели к качественно новой, развитой. Это возможно лишь в случае перевода ДОО в поисковый режим работы.
Разработка современной модели системы управления и путей развития дошкольной образовательной организации предполагает отбор средств, а также особой подготовки исполнителей и соответственно определения отношений между исполнителями и руководителями, в том числе оценки эффективности их совместной деятельности. При описании современной модели системы управления ДОО, нужно учесть, что любая деятельность в том числе и управленческая, это творческий процесс, а значит результаты носят индивидуальный характер.
Особенности профессиональных отношений в коллективе ДОО обусловлены набором общечеловеческих и педагогических ценностей и способами деятельности. Каждый человек уникален, а значит модель системы управления каждой дошкольной образовательной организации уникальна, в зависимости от организационной культуры самого руководителя и организационной культуры сотрудников.
Под организационной культурой понимается система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке работы, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Организационная культура структурирует внутреннюю целостность педагогического и управленческого процесса, указывает направление в развитии отношений между семьей и ДОО, а также обеспечивает регулирование групповых и индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса.
Кроме того, есть другие факторы оказывающие влияния на успешную работу ДОО это:
- уровень профессиональной подготовки кадров, наличие стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, поиск новых идей и эффективных педагогических методов и приемов в воспитании и развитии детей;
- направленность профессиональных интересов педагогов на реализацию современных технологий и возможность их реализаций в ДОО;
- способность педагогов и администрации быстро перестраиваться под современные требования общества и государства;
- уровень материально-технической базы; -наличие круговой взаимосвязи между семей и ДОО.
Руководителю важно уметь проектировать жизнь дошкольной образовательной организации и всех составляющих ее компонентов. Программа развития ДОО будет результатом проектирования работы руководителя.
Исследователи отмечают, что программа развития дошкольной образовательной организации реализуется через планирование деятельности всех сотрудников организации. В свою очередь планирование по повышению качества дошкольного образования включает в себя конкретизацию спроектированных стратегической программе принятых решений, и отражение кратковременных или средне временных целей и путей их достижений[3].
Руководитель современной дошкольной образовательной организации при планировании работы по повышению качества дошкольного образования должен ставить цели, которые ДОО должно достичь в определенные сроки. Эти цели должны быть обусловлены запросами современного общества и системой образования государства в целом.
Руководитель должен учитывать возможности исполнителей и всячески способствовать развитию в соответствии с реализуемыми целями, умело определять методы и средства, характер взаимодействий, прогнозировать процесс движения к поставленной цели. Педагогическое конструирование, следующий этап планирования, предполагающий детальное описание системы управления, а именно принятых решений и методов их реализации на короткий срок.
Руководителю необходимо реализовать, всё что он заложил в планировании, для этого необходимо организовать управленческий процесс. Самой важной функцией процесса управления является – организация.
Главной целью организации, как функции управления ДОО, заключается в единстве коллектива – как единой системы развития современной дошкольной образовательной организации.
Исходя из этого организация в системе управления должна четко определять роль и место каждого члена коллектива. Создает систему организационных отношений и эффективных взаимоотношений в коллективе.
В управлении ДОО выделяется особый метод управления: организационно-педагогический. При построении системы управления учитывается особенности детей, родителей, педагогов, особенности государственного заказа, морально-психологические условия, материальные условия, географического расположения.
Организационно-педагогическая деятельность руководителя современной образовательной организации циклична и обусловлена ритмом учебного года и логикой деятельности.
Каждый цикл состоит из этапов:
- выбор и формулировка цели деятельности;
- отбор средств для реализации;
- подбор и подготовка исполнителей, определение организационных отношений между ними;
- оценка результатов деятельности.
Следующие управленческие действия, оказывающие влияние на качество образовательного процесса в ДОО – это руководство и контроль.
Контроль – это наблюдение за процессом, сравнение и анализ полученных результатов с поставленными целями, определение отклонений, их места, причин и временного промежутка. Коллектив является особенным ресурсом для развития современной образовательной организации.
Также как, материальные и финансовые ресурсы, требует грамотного руководства и контроля.
Для успешного развития ДОО важна сбалансированность взаимодействия коллектива во главе с руководителем, как учредителей образовательного процесса и родителями, как потребителей, заказчиков образовательных услуг.
Контроль должен стимулировать сотрудников к достижению поставленных целей руководителем. Поэтому контроль должен быть спланированным[4].
Руководителю необходимо применять все способы, виды и формы контроля, а также обеспечить высокий уровень культуры и компетенции у лиц осуществляющий контроль во всех сферах деятельности ДОО.
Разработать план проверок в соответствии с индивидуализацией образовательного процесса и дифференциациацией особенностей коллектива. Руководитель и другие компетентные сотрудники, осуществляющие контроль, выбирают формы и методы в соответствии с перспективным планом, и корректируют его для достижения эффективной работы дошкольной образовательной организации.
Таким образом, можем сделать вывод, что для повышения уровня дошкольного образования, современная ДОО должна иметь эффективную систему управления и только в этом случае возможны внедрения современных научно-педагогических технологий и инноваций. Наличие эффективной системы управления является фактором продуктивной деятельности сотрудников, их саморазвития и самореализации.
И только при эффективном управлении дошкольная образовательная организация будет развиваться и выполнять свои функции и достигать целей, поставленных непрерывной образовательной средой.
1.3.Система образования Российской Федерации и ее структура
Совокупность учреждений, предоставляющих воспитательные, образовательные у слуги и услуги по профессиональной подготовке всех категорий населения и повышению профессиональной квалификации специалистов, образует систему образования государства.
Система образования Российской Федерации развивается на основе системы, доставшейся от образовательной системы Советского Союза. В ходе государственных преобразований изменились и некоторые черты системы образования России. Правовой базой данного процесса служит Федеральный закон, принятый в 2012 году, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2017 года.
Согласно данного закона в систему образования входят организации, которые осуществляют образовательную деятельность педагогических работников, учащихся и их родителей, федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного управления, которые призваны осуществлять управление в сфере образования, консультативные и совещательные органы данной сферы.
Важным компонентом образовательной системы является наличие специализированных органов по оценке качества образования и по обеспечению образовательного процесса. В систему включаются также различные объединения работодателей, юридических лиц государственных и общественных объединений, действующих в сфере просвещения и образования.
Вся система образования России ориентируется в настоящее время на федеральные государственные образовательные стандарты и требования, единые общегосударственные программы различных уровней и направленностей.