Файл: «Рынок образовательных услуг в России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 2495

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджмент образовательного учреждения

В современном мире существует большое число частных предприятий, оказывающих общественно-значимые услуги на коммерческой основе. Однако, базу образовательной системы составляют государственные учреждения, субсидируемые из бюджета страны. Управление данными организациями осуществляется, прежде всего, государственным аппаратом. В России оно реализуется на трех уровнях: федеральном, занимающимся вопросами общей организации системы образования в стране; региональном, определяющем особенности практического применения законов и нормативов; муниципальном, отвечающим за решение вопросов местного значения.

Менеджмент в образовательном учреждении обеспечивает стабильность его функционирования, способствует развитию и внедрению инноваций, а также поддерживает внутренние процессы. Руководители образовательных учреждений обязаны иметь представления о педагогической работе. Это необходимо для проведения своевременного анализа любых сбоев в системе работы организации, а также поиска решения в целях их преодоления. В соответствии с основами управления в образовательных учреждениях на основе анализа формируется план развития на будущие периоды.

Например, в сфере школьного образования план составляется на ближайшие пять лет. Такой подход позволяет повысить эффективность работы организации, а также снизить вероятность наступления сбоев в работе или преодоления рисковых ситуаций. Специфика сферы образования требует особого внимания к подбору кадров.

Обязательным является контроль над результатами выполнения выдвинутых руководящих решений. Сбор информации позволяет установить обратную связь, отследить слабые места в системе управления, внести соответствующие коррективы.

Специфика работы образовательных учреждений заключается в сочетании интересов детей и взрослых, а также обеспечении бесперебойного функционирования под воздействием этого фактора. Поэтому в детях развивается самостоятельность, инициативность, самосознание, а также осуществляется поддержание авторитета педагога в глазах родителей и детей.

Менеджмент дошкольного образовательного учреждения

Принятие «Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года» стала первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности страны. Для определения стратегии развития образования стал Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».


Программа является основой государственной образовательной политики России и определяет стратегию приоритетного развития системы образования и мер ее реализации. Важной чертой программы является концепция непрерывного образования.

Система дошкольного образования – первоначальная ступень всего образования. Период дошкольного детства – это возраст, когда закладываются основы психического, физического и нравственного воспитания ребенка как личности. Этот возрастной период фундамент, для дальнейшего обучения. Особой проблемой развития дошкольного образования выступает достижения современного уровня образования – гумманизации, ориентировки на развитие личности ребёнка, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и многих других компонентов культуры.

В современных условиях развитие любой образовательной организации, осуществляется только в случае эффективного управления. Решением поставленных задач перед современной дошкольной образовательной организацией зависит от эффективно функционирующей системы управления и успешного внедрения новейших научно-педагогических технологий и достижений.

Представим эти управленческие действия, как факторы повышения качества дошкольного образования и развитие системы управления современной дошкольной организацией.

Первое управленческое действие – это планирование.

И так, моделирование – это организационнопсихолого-педагогическая деятельность руководителя, направленная в первую очередь на разработку модели системы управления и определение путей перехода от существующей модели к качественно новой, развитой. Это возможно лишь в случае перевода ДОО в поисковый режим работы.

Разработка современной модели системы управления и путей развития дошкольной образовательной организации предполагает отбор средств, а также особой подготовки исполнителей и соответственно определения отношений между исполнителями и руководителями, в том числе оценки эффективности их совместной деятельности. При описании современной модели системы управления ДОО, нужно учесть, что любая деятельность в том числе и управленческая, это творческий процесс, а значит результаты носят индивидуальный характер.

Особенности профессиональных отношений в коллективе ДОО обусловлены набором общечеловеческих и педагогических ценностей и способами деятельности. Каждый человек уникален, а значит модель системы управления каждой дошкольной образовательной организации уникальна, в зависимости от организационной культуры самого руководителя и организационной культуры сотрудников.


Под организационной культурой понимается система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке работы, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Организационная культура структурирует внутреннюю целостность педагогического и управленческого процесса, указывает направление в развитии отношений между семьей и ДОО, а также обеспечивает регулирование групповых и индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса.

Кроме того, есть другие факторы оказывающие влияния на успешную работу ДОО это:

  • уровень профессиональной подготовки кадров, наличие стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, поиск новых идей и эффективных педагогических методов и приемов в воспитании и развитии детей;
  • направленность профессиональных интересов педагогов на реализацию современных технологий и возможность их реализаций в ДОО;
  • способность педагогов и администрации быстро перестраиваться под современные требования общества и государства;
  • уровень материально-технической базы; -наличие круговой взаимосвязи между семей и ДОО.

Руководителю важно уметь проектировать жизнь дошкольной образовательной организации и всех составляющих ее компонентов. Программа развития ДОО будет результатом проектирования работы руководителя.

Исследователи отмечают, что программа развития дошкольной образовательной организации реализуется через планирование деятельности всех сотрудников организации. В свою очередь планирование по повышению качества дошкольного образования включает в себя конкретизацию спроектированных стратегической программе принятых решений, и отражение кратковременных или средне временных целей и путей их достижений[3].

Руководитель современной дошкольной образовательной организации при планировании работы по повышению качества дошкольного образования должен ставить цели, которые ДОО должно достичь в определенные сроки. Эти цели должны быть обусловлены запросами современного общества и системой образования государства в целом.

Руководитель должен учитывать возможности исполнителей и всячески способствовать развитию в соответствии с реализуемыми целями, умело определять методы и средства, характер взаимодействий, прогнозировать процесс движения к поставленной цели. Педагогическое конструирование, следующий этап планирования, предполагающий детальное описание системы управления, а именно принятых решений и методов их реализации на короткий срок.


Руководителю необходимо реализовать, всё что он заложил в планировании, для этого необходимо организовать управленческий процесс. Самой важной функцией процесса управления является – организация.

Главной целью организации, как функции управления ДОО, заключается в единстве коллектива – как единой системы развития современной дошкольной образовательной организации.

Исходя из этого организация в системе управления должна четко определять роль и место каждого члена коллектива. Создает систему организационных отношений и эффективных взаимоотношений в коллективе.

В управлении ДОО выделяется особый метод управления: организационно-педагогический. При построении системы управления учитывается особенности детей, родителей, педагогов, особенности государственного заказа, морально-психологические условия, материальные условия, географического расположения.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя современной образовательной организации циклична и обусловлена ритмом учебного года и логикой деятельности.

Каждый цикл состоит из этапов:

  • выбор и формулировка цели деятельности;
  • отбор средств для реализации;
  • подбор и подготовка исполнителей, определение организационных отношений между ними;
  • оценка результатов деятельности.

Следующие управленческие действия, оказывающие влияние на качество образовательного процесса в ДОО – это руководство и контроль.

Контроль – это наблюдение за процессом, сравнение и анализ полученных результатов с поставленными целями, определение отклонений, их места, причин и временного промежутка. Коллектив является особенным ресурсом для развития современной образовательной организации.

Также как, материальные и финансовые ресурсы, требует грамотного руководства и контроля.

Для успешного развития ДОО важна сбалансированность взаимодействия коллектива во главе с руководителем, как учредителей образовательного процесса и родителями, как потребителей, заказчиков образовательных услуг.

Контроль должен стимулировать сотрудников к достижению поставленных целей руководителем. Поэтому контроль должен быть спланированным[4].

Руководителю необходимо применять все способы, виды и формы контроля, а также обеспечить высокий уровень культуры и компетенции у лиц осуществляющий контроль во всех сферах деятельности ДОО.

Разработать план проверок в соответствии с индивидуализацией образовательного процесса и дифференциациацией особенностей коллектива. Руководитель и другие компетентные сотрудники, осуществляющие контроль, выбирают формы и методы в соответствии с перспективным планом, и корректируют его для достижения эффективной работы дошкольной образовательной организации.


Таким образом, можем сделать вывод, что для повышения уровня дошкольного образования, современная ДОО должна иметь эффективную систему управления и только в этом случае возможны внедрения современных научно-педагогических технологий и инноваций. Наличие эффективной системы управления является фактором продуктивной деятельности сотрудников, их саморазвития и самореализации.

И только при эффективном управлении дошкольная образовательная организация будет развиваться и выполнять свои функции и достигать целей, поставленных непрерывной образовательной средой.

1.3.Система образования Российской Федерации и ее структура

Совокупность учреждений, предоставляющих воспитательные, образовательные у слуги и услуги по профессиональной подготовке всех категорий населения и повышению профессиональной квалификации специалистов, образует систему образования государства.

Система образования Российской Федерации развивается на основе системы, доставшейся от образовательной системы Советского Союза. В ходе государственных преобразований изменились и некоторые черты системы образования России. Правовой базой данного процесса служит Федеральный закон, принятый в 2012 году, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2017 года.

Согласно данного закона в систему образования входят организации, которые осуществляют образовательную деятельность педагогических работников, учащихся и их родителей, федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного управления, которые призваны осуществлять управление в сфере образования, консультативные и совещательные органы данной сферы.

Важным компонентом образовательной системы является наличие специализированных органов по оценке качества образования и по обеспечению образовательного процесса. В систему включаются также различные объединения работодателей, юридических лиц государственных и общественных объединений, действующих в сфере просвещения и образования.

Вся система образования России ориентируется в настоящее время на федеральные государственные образовательные стандарты и требования, единые общегосударственные программы различных уровней и направленностей.