Файл: «Рынок образовательных услуг в России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 2506

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для системы общего образования установлены следующие уровни:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Продолжить свое образование граждане могут в системе профессионального образования. Оно включает среднее профессиональное образование и высшее образование. Высшее образование предполагает три ступени:

бакалавриат,

специалитет и

магистратуру,

подготовку кадров высшей квалификации.

Кроме того существует система органов образования, предоставляющих дополнительные услуги (спортивного, художественно-эстетического направлений и пр.).

Вся система образования Российской Федерации направлена на создание условий для успешной реализации гражданами своих прав на непрерывное образование на базе основных и дополнительных образовательных программ, учета результатов образовательного процесса.

Общие проблемы в системе образования России

После распада Советского Союза система образования в России (как и в других субъектах бывшего СССР) подверглась реформированию. В образовании России была внедрена система итоговой государственной аттестации выпускников и проведение государственных экзаменов.

К сожалению, руководство Государственными экзаменационными комиссиями (ГЭКами) осуществлялось людьми с формальным отношением к порученному делу. Руководили ГЭКами представители высшей школы. Они формально переносили требования к специалисту высшей школы на выпускника общеобразовательного среднего учреждения. А по замыслу данного нововведения они должны были лишь дать независимую оценку уровня знаний выпускника средней школы.

В дальнейшем это привело к той проблеме, что в дальнейшем работодатели (особенно – зарубежные) выказывали недоверие к уровню профессиональной подготовки выпускников. Поэтому отечественные документы об образовании не котируются за рубежом. Это затрудняет трудоустройство отечественных специалистов в иностранных предприятиях.

Высшая школа стоит перед необходимостью скорейшего перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это является требованием Болонского процесса. В соответствии с ним выпускники ВУЗов имеют два уровня квалификации – бакалавр и специалист. В дальнейшем категория «специалист» должна быть заменена на «магистр». К сожалению, значительное число ВУЗов России на сегодня объективно не готовы к переходу на двухуровневую систему подготовки.


Причины в этом вопросе несколько. Это и недостаточная проработка нормативно-правовой базы в этом вопросе, и недоверие к степени «бакалавр» со стороны работодателей и студентов (боязнь не найти работу). Большую проблему представляет недостаточное бюджетное финансирование сроков обучения и преподавательского состава ВУЗов.

Кроме того, нет четкого разграничения квалификационных степеней («бакалавр», «специалист», «магистр»). Появилось много коммерческих учебных заведений. Формально они входят в систему образования, но фактически работают по своим программам и качество подготовки специалистов в этих заведениях не всегда соответствует государственным стандартам. Особенности экономических проблем в российской образовательной системе Основу экономических проблем отечественного образования составляют вопросы, связанные с финансированием отрасли. Точнее, речь идет о недостаточном финансированием и несовершенством отраслевого экономического механизма. Для повышения качества образовательного процесса необходимо повысить долю бюджетного финансирования образования с 4% ВВП до 10-12%.

Еще одной проблемой является недостаточный уровень бюджета самих учебных заведений. Это лишает их экономической самостоятельности. Учебные заведения должны иметь свою бюджет, а государство должно осуществлять инвестиции в образование на правах софинансирования. Наличие большого количества малокомплектных школ приводит к «распылению» бюджетных средств и недофинансирования системы общего образования в целом. Выход заключается в реструктуризации сети малокомплектных школ. Но сложность вопроса в том, что сокращение школ в сельской местности без развития инфраструктуры (путей сообщения, сети общежитий и социального обслуживания учащихся) приведет только к ухудшению демографической ситуации в России и к снижению образовательного уровня в сельской местности. Еще одной проблемой является нерешенность вопроса о привлечении в бюджет школ частных средств (особенно в условиях недостаточного финансирования со стороны государства). Причин две – нехватка бюджетных средств и низкий уровень жизни значительного количества населения (невозможность оплатить потребности школы в полной мере). Школа лишена права предоставлять коммерческие услуги населению. Этот вопрос также не урегулирован в правовом поле.


2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

2.1. Анализ рынка образовательных услуг современной России

Рынок образовательных услуг — это экономические взаимоотношения; реализация образовательных услуг на материальной основе участниками рынка: учащимися, образовательными учреждениями и лицами (организациями), оплачивающими эти услуги. Российский рынок образовательных услуг сформировался в 90-х гг. прошлого века. В нем выделяют два больших сектора: государственный и негосударственный. По данным ФОМ 38 % студентов обучаются на платной основе. Рассмотрим некоторые факторы макросреды:

На одну семью, в которой есть статья расходов высшее образование — средний уровень составил 850–1000 долларов за год. В нынешних условиях стоимость обучения в ВУЗах варьируется от 18 тысяч рублей до 350 тысяч в семестр. Следует отметить так же огромную роль географического фактора, поскольку обучение в столичных ВУЗах намного дороже.

На 2015 год в России оказывают свои услуги 950 образовательных организаций, из которых 548 государственных и муниципальных и 402 частных.

Среди вузов, чьи позиции в рейтинге снизились, можно отметить Финансовый университет (17-е место против 12-го в 2013 году) и Национальный исследовательский университет «МЭИ» (14-е место против 10-го годом ранее).

Динамика Финансового университета обусловлена «болезнью роста»: к университету были присоединены несколько вузов, включая Всероссийский заочный финансово-экономический институт, в результате чего количество студентов выросло более чем на 50 %, тогда как финансирование вуза увеличилось всего на 3 %.

Эластичность показывает, как может измениться ситуация на рынке при колебание основных факторов (доход потребителя, цена товара, цена аналогичного товара).

, (1)

где P1 — начальная цена; P2 — новая цена; Q1 — первоначальный объем; Q2 — новый объем.

Таблица 1 Расчет эластичности образовательных услуг Финансового университета

Факультет

2013

2014

Коэффициент эластичности предложения

Стоимость обучения, руб.

Кол-во платных мест

Стоимость обучения, руб.

Кол-во платных мест

Международные экономические отношения (МЭО)

295 000

60

324 500

100

5,26

Финансово-экономический факультет (ФЭФ)

242 000

75

266 000

100

1,38

Анализ рисков и экономическая безопасность (АРиЭБ)

195 000

4

214 500

10

0,9


Таким образом, в 2014 году на платную форму обучения факультетов МЭО и ФЭФ имело место эластичное предложение (|E|>1), то есть рост количества принятых абитуриентов больше, чем стоимость обучения. Чего нельзя сказать о факультете «Анализа рисков и экономической безопасности», где темп роста стоимости обучения выше темпов увеличения платных мест (неэластичное предложение, или 0).

При оценке уровня конкуренции на рынке говорят об интенсивности конкуренции, то есть концентрации фирм в данной нише. Рассматривают величину обратную интенсивности конкуренции — монополизацию рынка. От этих показатель зависит стратегия, ценовая и товарная политика организации. Рассчитаем некоторые показатели.

Четырехдольный показатель концентрации (CR4 — Concentration Ratio).

, (2)

где - объем реализации продукции i-ой организации, млн.руб.,

- общий объем реализации продукции заданного ассортимента, млн.руб.

Таблица 2 Объем реализации идоля рынков основных представителей рынка

Высшее учебное заведение

Количество платных мест

Стоимость обучения, руб

Объем реализации услуг, руб

Доля рынка, %

Финансовый университет

100

266 000

26 600 000

5,7

ИГУ

90

330 000

31 500 000

6,7

ВШЭ

100

400 000

40 000 000

8,6

РАНХиГС

80

220 000

17 600 000

3,8

Общий объем

4 650 000 000

100

Такое малое значение четырехдольного показателя концентрации говорит об отсутствие монополии на рынке образовательных услуг.

Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндала (Herfindahl-Hirschman index).

, (3)

где Si — доля участника рынка.

В проведённом исследовании исходя из расчетов индекс Херфиндала получился равен следующему значению: . Такой низкий показатель индекса HHI позволяет отнести рынок образовательных услуг к рынку с низким уровнем монополизации (HHI <1000).


Таким образом, можно сказать, что наибольшая концентрация образовательных учреждений находится в Москве и в большинстве из них есть хотя бы одна экономическая специальность, связанная с профилем ВУЗа. Представителей рынка, специализирующихся только на экономике, не так много и доля их значительно выше, чем у других. Об этом свидетельствуют индекс Херфиндала-Хиршмана и четырехдольный показатель концентрации.

В проведенном исследовании было выявлено значительное влияние факторов макро- и микросреды на ВУЗы Москвы. Факторы макросреды формируют будущий спрос на услуги (демография), регламентируют и контролируют деятельность учреждений (политические) и др. Факторы микросреды формируют ценовую и товарную политику организаций, то есть платежеспособность, культурный уровень покупателей влияет на стоимость обучения, а наличие аудиторного фонда, качественного преподавательского состава и новых учебных программ влияет на конкурентоспособность ВУЗа.

Для более подробного обзора рынка анализ был сведен к экономическим ВУЗам Москвы, а некоторые показатели к одному учебному заведению — Финансовому университету при Правительстве РФ. В ходе расчетов, было выявлено, что эластичность предложения платных программ обучения не равномерна. Более востребованными с эластичным предложением являются факультеты: «Финансово-экономический факультет» и «Международных экономических отношений». Следует отметить, что факультет «Анализ рисков и экономической безопасности» имеет неэластичный спрос. В целом же видна нечувствительность потребителей к цене. Это объясняется тем, что потребители придают большое значение характеристикам услуг и многие подходят к выбору очень ответственно, выбирая перспективы для будущих поколений[5].
Рынок труда и рынок образовательных услуг крайне неоднороден, региональные заведения отстают как по качеству обучения, так и по уровню оплаты за него. Согласно статистике, московские вузы обходятся студентом в среднем на 40% дороже, чем общероссийские. Однако престижность заведения часто выходит на первое место, чем не преминули воспользоваться москвичи.

Сегодня очень популярным стало открытие филиалов в регионах. Престижный вуз арендует помещение, нанимает местных преподавателей, снабжает их программой и методическими пособиями – и налаживает процесс обучения. Зачастую такие программы достаточно однообразны и ограничены, набор производится только на самые популярные в стране специальности (бухгалтера, юристы, менеджеры, экономисты).